Сталинские соколы

12 августа- День Военно-Воздушных Сил России.

Чкалов смотрит с волжской кручи,*
Имён нам сколько подарил тот век:
Таких людей- великих и могучих!
Был первым в небе русский человек!

Кто повторить такое  ныне сможет-
Пространство пересечь полярных вод?!
У нас свистеть всем вроде и негоже,
Восторг в Ванкувере так выразил народ!

Цветы, автографы, в улыбках лица,
У репортёра же исписан каждый лист,
Затворы  щёлкают, сверкают блицы,
Чкалова всех громче будет свист!

Те первые герои: Ляпидевский, Водопьянов!
Раскова, Гризодубова, Каманин, Коккинаки!
Снегами Севера они бывали, верно, пьЯны!
Их знал тогда мальчишка всякий!

И мы, локтями двигая перед собою,
Рвались вперёд, но так не грубо,
Увидеть ордена и три звезды Героя,
Когда у нас встречали Кожедуба!

Был Леонид Хрущёв и был Василий Сталин.
Возможно кто- то поминает  матом,
Они  военными пилотами все стали,
Не шли в МГИМО- работать дипломатом!

Любили небо, не считали даже ран!
В победу соколы те не теряли веры.
И лишь они одни в бою шли на таран,
Хоть самолёт был сделан из фанеры!

Немедля разлетались из Люфтваффе асы,
Передавали : "Ахтунг!"- весть недОбра.
Боялись так пилоты "высшей расы":
"Покрышкин в небе! Взлетела Аэрокобра!**

Я видел сам- огнём и дымом весь объятый,
Такого не увидишь и в кошмаре снов,
В разрывах трассеров, СУ-двадцать пятый,
Направлен на позиции врагов!

Нам многое  твердят во смуте лет,
Героев разных возносили  до небес!
Но лучше наших самолётов  нет!
Отважней лётчиков нет наших ВВС!

*Речь идёт о памятнике Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде.
Хорошие памятники ему есть и в других городах, в частности в Оренбурге.
**Трижды Герой Советского Союза Покрышкин летал в последний год войны на
американском самолёте "Аэркобра".

фото из интернета

Краснодарский край 2011 г.


 


Рецензии
Дорогой Тёзка, благодарю за любовь к авиации! Будет рецензия по делу, т.к. сам её давний поклонник и кое-что знаю и помню.
Первый российский лётчик в полярном небе - Нагурский Ян Иосифович — (1888 - 1976г.г.) военный и полярный лётчик, штабс капитан русской армии. По национальности поляк. Участник Первой мировой войны. Осуществил первые в мире полёты над Ледовитым океаном в августе 1914 года в районе Новой Земли, поддерживая поиски пропавших без вести экспедиций Седова, Русанова и Брусилова.
**
Великие лётчики-испытатели Валерий Павлович Чкалов и Михаил Михайлович Громов (с экипажами) на самолётах АНТ-25 КБ Андрея Николаевича Туполева в июле 1937 года перелетели из Москвы в Америку через Северный полюс - впервые в мире. Теперь это под силу обычному пассажирскому лайнеру – в 50-летний юбилей по чкаловскому маршруту его сын и члены экипажа А.В. Беляков и Г.Ф. Байдуков летали на открытие памятника перелёту в США на Ил-62.
**
Эффектный свист – эпизод из кинофильма, но у лётчиков чкаловского экипажа эффектных эпизодов было много и более ярких. Я же люблю чкаловский ответ американскому репортёру на вопрос: богаты ли вы, мистер Чкалофф? «Да, у меня 170 миллионов». «Рублей, долларов?» - оживился репортёр. «170 миллионов человек, которые работают на меня, а я – на них!»
**
«Те первые герои: Ляпидевский, Водопьянов!
Раскова, Гризодубова, Каманин, Коккинаки!
Снегами Полюса они бывали верно пьЯны!
Их знал тогда мальчишка всякий!» - вы, Тёзка, перегрузили строфу. Предыдущие строфы недогружены содержанием, а тут из-за перегрузки выкинули из семёрки первых Героев Советского Союза С.А. Леваневского, В.С. Молокова, М.Т. Слепнева, И.В. Доронина, оставив только А.В. Ляпидевского, Н.П. Каманина, М.В. Водопьянова. Не все они летали к Полюсу, но «снегами Севера бывали пьяны», точно!
В.К. Коккинаки из северных перелётов числил за собой беспосадочный перелёт 28—29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М. Х. Гордиенко, который совершил по маршруту Москва —Новгород —Хельсинки—Тронхейм —Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) —остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров.
Валентина Степановна Гризодубова и Марина Михайловна Раскова никогда на Севере не летали. Всемирную известность они получили после перелёта из Москвы на Дальний Восток на самолёте АНТ-37, но биографии их столь достойны и прекрасны, что вы правы, упомянув обеих. Но их было в том перелёте трое: с ними ещё была Полина Денисовна Осипенко. Её трассы полётов тоже с Севером связаны не были.
**
Благодарю за строфу о сынах Хрущёва и Сталина. Стали лётчиками, в МГИМО на непыльную работу не лезли. Кстати, полезно было бы упомянуть сыновей Анастаса Ивановича Микояна, сделавших себе имена авиаконструктора и лётчика-испытателя.
**
Таран – всегда смертельный номер, уцелеть редко удавалось. Фанера ли, дюраль ли.
**
Вы спокойно вместо «аэрокобра» можете использовать при необходимости американское произношение названия самолёта: «эйркобра».
**
Вы, конечно, знаете, что Су-25 впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года, а в войска поступил ещё позднее, т.е. летали на нём уже не сталинские соколы, а более позднее поколение наших летунов.

**
Завершающая строфа хороша как тост в компании, не более.
«Нам многое твердят во смуте лет,
героев разных возносили было до небес!
Но лучше наших самолётов не было и нет!
Отважней лётчиков нет наших ВВС!»
Лучше наших самолётов в Первую мировую войну были, например, истребители фирмы «Ньюпор», на одном из которых поручик русской армии Нестеров выполнил первую в мире «мёртвую петлю». Верно, однако, что в армиях других стран не было четырехмоторных бомбардировщиков, подобных «Илье Муромцу» Игоря Сикорского.
Лучше наших истребителей в начале Второй мировой войны был немецкий истребитель «Мессершмит-109», самолет-солдат, по определению нашего замечательного авиаконструктора Яковлева. Немцы выпустили в воздух конца войны реактивный истребитель Ме-162, но опоздали. Количество и качество наших истребителей конструкторов Яковлева и Лавочкина решили победу в воздухе. Но при этом не следует забывать американские «Аэрокобру» и «Королевскую кобру», которые очень ценили и Покрышкин, и Кожедуб. Первый сбил 59 фашистов, второй – 62.
Да, на Пе-8, дальнем бомбардировщике, ведомом Энделем Карловичем Пусепом, наш министр иностранных дел В.М. Молотов летал над военной Европой на переговоры с Черчилем и Рузвельтом в Англию и Америку. Но мы не умели делать герметичные кабины, экипаж и министр десятки часов не снимали кислородных масок, страдая от мороза высоты. Американские бомбардировщики фирмы «Боинг» были герметичны так, как сейчас герметичны современные пассажирские лайнеры. Воевать на таких машинах было гораздо удобнее, а значит – результативнее. Недаром Сталин после войны потребовал наладить на наших заводах производство Б-29, а не создавать свою машину, как то предлагал Туполев.
Так как ваше, Сергей, стихотворение названо «Сталинские соколы», о самолётах и лётчиках более поздней поры говорить не будем.

**
О литературной стороне вашего произведения скажу несколько слов.
**Общий недостаток ряда ваших произведений в том, что вы стремитесь зарифмовать цепочку сведений: как в строфе о «первых героях» здесь у вас. Поэзия пропадает, по поводу вашей эрудиции остаются вопросы. Есть два выхода. Или писать поэмы. На это, пока у вас не хватает мастерства. Если захотите, об этом поговорим отдельно. Или писать цикл относительно коротких стихов с более локальными темами. Это пока лучший для вас путь. Тем более, что поэмы стихиряне вниманием не жалуют, утомляются. :))
**Распределяйте информационную нагрузку по строфам, чтобы не было, как сейчас: две строфы на свистки и аплодисменты, а герои Севера остаются даже не упомянутыми, не уместившись у вас в одной строфе!
**Читая некоторые ваши строфы, мне хотелось раз за разом обратиться к лермонтовскому «Бородино» с его уважительным тоном о силе врага. Или вспомнить фильм «В бой идут одни старики», где переломивший себя и вновь сбивший врага лётчик красноречиво говорит технику на аэродроме: «тут пока одного свалишь!» «Асы из «Люфтваффе» не разлетались» кто куда, а шли в лобовую атаку: помните жестокий эпизод в «Повести о настоящем человеке»?
Или вспомните симоновский рефрен: война – это смертельно тяжёлый труд!
Ещё раз благодарю за уважительное отношение к прошлому нашей авиации!
Сергей
:))

Сергей Таллако   21.08.2011 22:40     Заявить о нарушении
1.Что такое война я знаю на собственном опыте и как наши соколы воюют видел не только в кино.
2.У Ляпидевского -Звезда Героя №1,
3.На самолёте АНТ-25 сейчас вряд ли кто рискнёт лететь даже на дачу.
4.Первый самолет , а значит первый лётчик, поднявшийся в небо был русским, я имею ввиду самолёт Можайского.
5.Как вы заметили, первая сторока о Героях
закрывается восклицательным знаком.Это законченное предложение.Следующая строка -уже другое предложение- перечисление фамилий знаменитых людей того времени.
6.Я всё таки имел счастье разговаривать с военными лётчиками Великой войны, в том числе и задавал вопрос самому Кожедубу, поэтому предствление о войне имею из первых уст. И то что Покрышкин летал на "американце" я написал.А на таран наши лётчики шли- о немцах я не знаю фактов, сообщите, если знаете.Может Вы смотрели фильм "В небе Покрышкин".Насколько я знаю, в конце войны инструкции лётчикам лююфтваффе были о том, чтобы они избегали боевых столконовений.Это мне и говорили бывшие солдаты вермахта, я их ещё застал.
7.Фамилию Микояна я убрал, так как она увеличивала строку.
8.Авиацией я интересовался с детства, прочёл все военые мемуары летчиков и конструкторов, так как вырос в семье военного человека и у нас все эти книги были дома,
не говорю уж о "Записках полярного лётчика" Водопьянова.
9.Я вырос среди военных пилотов и все байки знаю.так как наш гаринизон был ещё и авиационным
10.Про современность, так это связь с настоящим, иначе смысла писать нет.
11.У меня два друга, бывшие лётчики, которых я всегда называю "Сталинские соколы"- и они не обижаются.
Спасибо за рецензию и за добрые слова, но я обычно пишу о том, что знаю и испытал и всегда проверяю написанное, консультируюсь со знающими людьми.

Сергей Неверской   21.08.2011 10:17   Заявить о нарушении
Отрадно, что знаете об авиации СССР из собственного опыта и из первых уст. Иного и не предполагал.
Самолёт Можайского НИКОГДА НЕ ЛЕТАЛ. Первым самолётом, оторвавшимся от земли благодаря достаточной мощности своего мотора, был самолёт братьев Райт.
Согласитесь, что с Героями Советского Союза в своём стихотворении вы снебрежничали. Что, несколько строф лень дописать было – хотя бы о Первых?
О немцах, способных идти на таран, я тоже не знаю. Зачем вы такой вопрос задаёте? Он не вяжется с направленностью вашего стихотворения.
Про предупреждения о «Ла-фюнф ин дер люфт» асам дивизии «Рихтгофен» наземными немецкими наблюдателями рассказывал Борису Полевому участник сражения на Курской Дуге Герой Советского Союза военный лётчик Маресьев.
Там же он сбил аса этой дивизии в лобовой атаке.
Плохо, что в угоду строфе вы упустили Микоянов. Почитайте книги Марка Лазаревича Галлая – замечательного лётчика-испытателя. Кстати, облётывавшего
советский аналог Б-29.
Рад, что имеете и любите авиационную и полярную литературу. Наверное, на ваших полках найдутся и тома Шаврова и Бориса Чертока?
Моя сестра – Елена Илларионовна Сорокина – кавалер ордена Мужества. На фирме Гая Ильича Северина ведущим научным сотрудником научного завода решала вопросы безопасности наших военных летунов. Орден получила за полномасштабные испытания на себе возможных аварийных ситуаций в предстоящем полёте Валентины Терешковой.
Я награждён знаком «Ветеран атомной науки и промышленности», кандидат технических наук. Авиацию люблю с детства, что не удивительно – жил рядом с испытательным аэродромом будущего ЛИИ имени Громова. Всё летало над головой.
С уважением
Сергей
:))

Сергей Таллако   21.08.2011 18:41   Заявить о нарушении
Я знаю, что самолёт Можайского не летал, но всё же вроде бы он оторвался , хоть и ненамного от земли, свидетелей нет уже.Что это обсуждать?Но этот аппарат уже был ,в принципе, самолётом, и если в то время нужный двигатель,он бы взлетел повыше. Можайский- один из отцов русской авиации. Но это не суть проблемы.Спасибо, что мой стих не оставил Вас равнодушным, свои заслуги я описывать не буду, это к делу и к поэзии не относится, здесь нет маршалов, как и в любви. Мне важно, что мои стихи с удовольствием слушают люди, узнав меня, заходят на мою страничку , читают, даже начали петь песни на мои стихи.И уже предлагают бесплатно опубликовать в литературных журналах, а мой стаж в стихосложении( поэзией я это ещё не могу назвать) микроскопичен, всего несколько месяцев.С ув.!

Сергей Неверской   22.08.2011 08:23   Заявить о нарушении
Если Вы так цепляетесь к словам, это Ваше право, конечно! Я всегда говорю оппонентам- пишите лучше и в нужное время! С удовольствием прочту ,если это действительно будет лучше с точки зрения литературы, то и слава Богу. Но не у всех получается. Один товарищ постоянно пишет вслед моим темам, пытаясь,наверное себе,доказать что он пишет лучше,но кроме глупостей , у него ничего не получается.Хотя может кому то и нравятся стишки типа плохих частушек-нескладушек!С ув.!

Сергей Неверской   22.08.2011 09:18   Заявить о нарушении
Я, Сергей, с вами о деле говорю, о любимой вами и мною авиации эпохи Сталинских соколов (пишу безо всякой иронии!). Подсказываю факты, показываю, что мне можно верить, ссылаясь, как и вы,на свой жизненный опыт и опыт окружающих. Думаете, мне нечего делать - с вами пикироваться? Не нравится, я теперь же рецензию сотру. Без проблем. А с армейскими шутками о маршалах и любви могу согласиться с уточнением: " Маршалов в любви не бывает, а импотенты встречаются".

Сергей Таллако   22.08.2011 09:37   Заявить о нарушении
Это слова Окуджавы :"Ведь маршалов нет у любви"(Часовые любви)!
Стирать ничего не надо, я ведь не писал свою биографию и прочее, так что это Ваше право думать обо мне, что Вы представляете.Может в чём то я и неправ. На это есть Господь, говорят, он всё знает.Правда я в это не верю.С ув.!

Сергей Неверской   22.08.2011 10:00   Заявить о нарушении
Прекрасно, будем считать происшедшее учебным боем. Заходим на посадку! До встречи в столовой! :)))
Сергей
:))

Сергей Таллако   22.08.2011 17:16   Заявить о нарушении
Всё равно приятно, когда твои вирши внимательно читают. А то нередко у меня бывает-прочитает человек несколько десятков стихов сразу и ни звука.Правда некоторые считают хорошим тоном не писать или не отвечать на рецензии, даже положительные, я в основном такие пишу.А насчёт правдивого изображения -так и маститые авторы часто чушь несут. Взять хотя бы последние фильмы Н.Михалкова.Конечно, уже мало здравствует людей из того времени, обличённых хотя бы званием лейтенанта, вот и консультации соответствующие получаются. Я как то Митте пытался дозвониться и сказать, что его "Таёжный роман" даже отдалённо не напоминает то, что там собрались изобразить- ни факты , ни люди.Даже песню солдаты не пели а орали и ту ,что написали уже в 80-е.Что я могу сделать, хотя я в эти годы жил в таком гарнизоне.Бог ему судья.
А когда человек разбирается, то приятно общаться. Я как то был в Новосибирском НИИ ,осматривали ускоритель . И когда я нашему экскурсоводу помог объяснить назначение отдельных приборов сего сооружения, вдвойне стало приятнее общаться.

Сергей Неверской   22.08.2011 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.