Струит серебро отдаленная Вега. Лариса Рейснер
Зера Черкесова
«Была барышня Лариса Рейснер. Барышня писала стихи.За барышней ухаживали.Над стихами смеялись».
Так резюмировал отношение к легендарной Ларисе Рейснер современник.
Лариса была многогранно-образована и и интеллектуальна. Первая студентка Московского университета. Не Высших женских курсов, а именно единственная девушка-студентка на юридическом факультете университета до революции.
По всеобщей оценке Лариса Рейснер была необычайно красива.При этом,как неизменно подчеркивали:"тяжеловесной германской красотой".
Она мечтала стать знаменитой поэтэссой, выступала на многочисленных поэтических «тусовках» начала 20 в. Не стяжав поэтического первенства, гордая Лариса, ушла в революцию.
О ней осталось немало поражающих воображение легенд. Например, та, что залп »Аврора» будто бы был произведен по Зимнему дворцу по ее приказу, ибо была она-Комиссарша. Морской министр ЧК. Всеволод Вишневский в известном произведении, наполненном пафосом революционной романтики, в «Оптимистической трагедии», вывел, как считается, её, Ларису Рейснер, в безымянном образе Комиссарши.
»Паллада Революции», назвал Ларису Рейснер в статье, посвященную ее памяти, Лев Троцкий. Другое широко известное ее прозвище:»Валькирия революции».К стати,Валькирии — образ из германских же легенд и мифов. Вспомним "Полет Валькирий" Р.Вагнера.
Среди ее подвигов не только на революционном, но и на любовном фронте значится соперничество с Анной Ахматовой за любовь Николая Гумилева.
И соперничество-поэтическое.В любовном поединке,как считала сама Ахматова, победила Рейснер.А вот в поэтическом-Анна Ахматова,бесспорно. Кто теперь помнит поэтессу Ларису Рейснер?А жаль - незаслуженное забвение. Впрочем, победа оказалась пиррова:Комиссарша была бессильна против власти Большого Террора. Гумилев был репрессирован. Не миновали Молоха репрессий и ее последующие избранники:
Дипломат Федор Раскольников.
Один из большевистской верхушки Карл Радек.
Роковая женщина.
Странно, что до сих пор об этой страстной и колоритной по необычному смешению-»амальгаме» черт и дарований, личности, не создано ни одного сколько-нибудь известного художественного фильма. »Оптимистическая трагедия» - это все же не о ней.
Ее образ был бы находкой для нового авантюрного сериала о Серебряном веке, о котором у нас столько говорят,но так мало достойных экранизаций.
А стихи?
Право, не понимаю над чем здесь смеяться, вместо того, чтобы наслаждаться совершенной красотой слога и картинной яркостью метафор - характерной чертой поэзии Л.Рейснер, отмечавшейся решительно всеми:
В открытые окна – вся ночь мне видна,
От каменной тверди до звездного дна.
В грядущем и бывшем от края до края
Струится медлительно ночь голубая.
И там, где от неба нисходят поляны,
Предел свой открыли далекие страны:
Там ярче и легче над бледностью снега
Струит серебро отдаленная Вега.
И тихо, свершая предвечные круги,
Созвездия чертят звенящие дуги,
Восходят все выше — безмерно, далёко —
Туда, где не видит подзвёздное око.
Ну не дивные ли стихи?!
Или вот:
«Эрмитаж»
Сегодня, как всегда, озлобленно-усталый,
Я отдохнуть пришел в безлюдный Эрмитаж.
И день благословил, серебряный и талый,
Покрывший пепельной неясностью порталы,
Как матовым стеклом анатолийских ваз.
В упругой грации жеманного Кановы,
В жестокой наготе классических камней
Недвижно-радостны, мучительны и новы
Творящей красоты рельефные основы,
Мечты, почившие в безмолвии камней.
Как правильно дворца нарядные пороги
Лепного потолка усиливают гнет;
Не оживут однажды скованные боги,
И никогда пожар бичующей тревоги
Любви царящего полета не вернет.
© Copyright: Зера Черкесова, 2011
Свидетельство о публикации №11107198553
Зера, здравствуйте!
Благодарна Вам за то, что Вы так трепетно и заботливо рассказываете об уникальных Личностях, забытых сокровищах, обогащая мир, раздвигая горизонты познания!
Лариса Рейснер - красавица, как яркая Звезда озарила собой те, очень не лёгкие, времена. Стихи мне очень понравились и возможно, они не были в достаточной мере оценены её современниками, так как эти стихи ближе к нашему стилю написания, особенно в первое - космическое, и нам они более понятны.
С интересом и уважением, Ирина.
Ирина Ландес 21.07.2011 12:25
илл.:фото Ларисы Рейснер.
рамочку сделала.
Свидетельство о публикации №111080707665