Юг-2

Грейся, грейся, пей, блаженствуй,
лопай манго и арбузы,
дрыхни, плавай сколько хочешь,
демонстрируй баттерфляй,
каждый жест протяжный женский,
лазя взглядом в вырез блузы,
примеряй, а нету мочи –
в море, в море, и ныряй.

Лезь на сопку, глянь –  раскопки:
акведук, мосты, колонны.
От полуденного солнца
белый мрамор – розоват.
Жарко. Даже в белом хлопке.
А внизу – узор зелёный,
кипарисы-веретёнца
и тенёк  речных левад.

Встрянь  в базар разноголосый,
пробуй всё, от слив до сыра,
запасайся светом, смехом.
Но смотри, не вспоминай,
что вот-вот, и грянет осень.
Там –  казённая квартира.
Там –  прорехи да помехи.
Да удушье с бодуна.

Заклинаю: нет, не думай.
Грейся, пой, блаженствуй, празднуй,
умиляйся местным нравам,
засыпай под ор цикад,
посыпай салат куркумой,
золотою пылью страстной,
пей  – сладка моя  отрава,
южный розовый мускат.


Рецензии
Если бы Овидий писал о Крыме, а не об изгнании, он бы создал нечто вроде «Юга-2» Татьяны Лернер — текст, где гедонизм граничит с тревогой, а солнце плавит не только мрамор, но и границы между раем и адом. Стихотворение «Юг-2» — это панегирик побегу от «казённой квартиры» в мир, где «золотая пыль страстная» смешивается с мускатом, а цикады заменяют будильник. Но за этим пиром чувств скрывается вопрос: что остаётся, когда отпуск заканчивается?
«Лопай манго и арбузы» - поэтика избытка как форма протеста. Татьяна Лернер строит текст на контрасте — между вулканической страстью юга и ледяным дыханием осени. Каждая строфа — это взрыв сенсорных деталей: «демонстрируй баттерфляй», «лазя взглядом в вырез блузы», «посыпай салат куркумой». Автор словно кричит: «Живи!», но этот клич звучит как заклинание против серости. Здесь нет места полутонам — только гиперболы, как у раннего Маяковского, если бы тот вместо революции воспел курортный роман. Интересно, как Татьяна играет с ритмом: короткие глаголы («дрыхни, плавай, ныряй») создают эффект карнавальной суеты, а длинные строки о «розовом мускате» замедляют время, словно предлагая читателю утонуть в моменте. Это не просто поэзия — это рецепт эскапизма, где даже «тенёк речных левад» становится философской категорией.
«Заклинаю: нет, не думай» — или искусство забыть. Главный конфликт стихотворения — между «здесь и сейчас» и «там и потом». Здесь юг — не место, а состояние, где можно «забыть» о «прорехах да помехах». Но чем настойчивее автор требует «не вспоминать», тем очевиднее тень грядущей осени. Это напоминает «Пира во время чумы» Пушкина, где веселье — лишь способ заглушить страх. Автор мастерски использует оксюмороны: «сладка моя отрава», «южный розовый мускат». Вино здесь — и яд, и лекарство, а куркума в салате превращается в «золотую пыль» мифологического Фрикса. Даже цикады, эти «оркестранты юга», напоминают: время пира ограничено.
Почему «Юг-2» — это не стихи, а побег с инструкцией. Всё просто. В стихотворении нет лирического героя — есть читатель, которого автор тащит за руку в море, на базар, на сопку. Что характерно, Татьяна не описывает — она командует: «Грейся, пой, блаженствуй!». Это не поэзия созерцания, а поэзия действия, где каждая строчка — шаг к побегу от реальности. Но в этой императивности — ловушка. Чем ярче краски юга, тем чернее силуэт «казённой квартиры». Автор словно говорит нам: «Да, это иллюзия. Но какая же она красивая!» — и в этом её необъяснимое притяжение.
Если Пастернак писал о зиме как метафизическом прозрении, то Татьяна — о лете как тактильном бунте. Осталось выяснить что же такое? Как его почувствовать? Неужели через шоколадный загар кожи. Её текст ближе к Гайто Газданову, который умел превратить бегство в философию. Но в отличие от Газданова, Татьяна Лернер не ищет глубину — она её заливает солнцем, как московские дворы асфальтом.
Критики могут упрекнуть автора в «орнаментарности», но именно эта избыточность и есть суть текста. «Юг-2» — не стихи, а фреска, где каждая деталь кричит: «Смотри!» — и ты не можешь отвести взгляд.
Почему это надо читать, даже если вы ненавидите курорты?
Потому, что Татьяна Лернер создала не стихотворение, а воззвание — о праве на бегство, на гедонизм, на «золотую пыль» вместо офисной пыли. Это текст-провокация, который, «заставляет читать, даже если раздражает».
Читайте «Юг-2», когда захочется сжечь расписание дел. И помните: осень всё равно наступит — но Татьяна Лернер даёт шанс успеть «нырнуть в море» до первого дождя.

А ещё после этого стихотворения хочется купить билет в Крым. Или выпить муската. Или и то, и другое — но это уже детали.

Дмитрий Куваев   06.02.2025 19:54     Заявить о нарушении
Дмитрий, большое спасибо за столь подробный и эмоциональный анализ. Просто удивительно, что меня ещё кто-то читает, да еще и комментирует. Спасибо.
Вы все правильно разглядели, и хоть речь не о Крыме, но ведь каждый читатель - он же слегка и соавтор, да?

Татьяна Лернер   07.02.2025 06:10   Заявить о нарушении
Татьяна, Ваш ответ — как неожиданный выстрел из прошлого в тишине библиотеки, где пыль веков смешивается с ароматом свежей типографской краски. Вы спрашиваете: «Каждый читатель — слегка соавтор, да?». Ах, если бы! Тогда мы все уже числился в соавторах друг у друга. Но нет, читатель — не соавтор. Вы говорите: «Удивительно, что меня ещё кто-то читает» Татьяна, это не удивительно. Это — страшно. Потому что читатель сегодня — следователь. Он — следователь, который роется в текстах, ищет улики, а потом внезапно восклицает: «Да это же я!» — обнаружив в строчках собственный отраженный силуэт.
Вы правы: речь не о Крыме. Речь — о том, как слова, подобно снарядам, летят сквозь время, и где приземлятся — не знает даже автор. А Крым... Крым всегда с нами. Как недопетая строка, как обещание, которое нельзя выполнить, но нельзя и забыть. Впрочем, это уже надеюсь тема для Вашего следующего стихотворения.

Дмитрий Куваев   07.02.2025 13:19   Заявить о нарушении
*числились)))

Дмитрий Куваев   07.02.2025 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.