ИСАЙ
Вторым был Исай. Его направили на поселение к нам после 20-летней отсидки в тюрьмах и лагерях. На вид Исаю было лет 45. Он довольно быстро сошелся с Мирой Спивак, матерью-одиночкой, которую за глаза называли «целинница». Раньше она была комсомольской активисткой, и когда призвали поднимать целину, поехала туда в первых рядах. В Казахстане Мира успела выйти замуж, развестись и вернулась с девятилетним ребенком какая-то вся притихшая и опустошенная. Исай жил с Мирой и ее сыном недалеко, в одном дворе с моим другом Сеней, поэтому видел я его довольно часто. Несмотря на большую разницу в возрасте, мне и Сене нравилось общаться с Исаем: летом мы втроем вместе ходили на рыбалку, ловили раков, катались на лодке.
Исай родом был из Новосибирска. Когда его отца, партийного работника средней руки, арестовали и расстреляли в конце 30-х, он связался со шпаной. Взяли Исая за кражу буханки хлеба и пары банок консервов. И – пошло-поехало. Несколько раз он пытался сбежать. Однажды это Исаю удалось, но при этом охранник ранил его в ладонь. Он скитался по тайге, пока рука не почернела – и пришлось сдаться. Руку ампутировали почти до локтя – и опять прибавили срок. Все тело Исая было в ножевых шрамах и татуировках. На левой стопе было выколото: «Они устали», на правой – «Им нужно отдохнуть». В его единственной полноценной руке сила была непомерная: Исай работал грузчиком на товарной станции и поднимал стокилограммовые мешки. Именно от него, задолго до «Калымских рассказов» Шаламова и прозы Солженицина, я впервые узнал о «сучьих зонах», о кровавых разборках с чеченцами, о том, как блатные пытались приструнить бандеровцев, а утром их находили с перерезанными глотками. Все свои рассказы Исай сопровождал лагерными песнями и собственными стихами, которые больше походили на тягучие, зарифмованные исповеди. Перечитывая беллетристику Власа Дорошевича о Сахалине, я наткнулся на такой факт: в дневниках каторжников часто находили стихи их собственного сочинения. Тенденция, однако…
Никакой романтики в рассказах Исая не было и в помине, но я жадно вбирал в себя тот страшный, потусторонний мир, может быть, потому, что собственная жизнь казалась мне чересчур пресной и тоскливой. Родители почему-то не препятствовали такой, мягко говоря, странной дружбе. Соседи искренне сочувствовали Исаю, а после одного события вся еврейская (если можно так выразиться) общественность городка считала его героем. Как-то к нам со спектаклем пожаловала еврейская театральная труппа из Москвы. Событие было чрезвычайным. Ставили «Ведьму» Гольдфадена, зал был битком набит евреями всех поколений. Вдруг в середине спектакля на сцену бросили откуда-то с галерки грязный веник. Актер, игравший ведьму, меланхолически посмотрел на него и сказал: «Абы ныкэн бомбэ» («Лишь бы не бомба» перевод с идиш). В ту же секунду Исай, сидевший в первом ряду, метнулся к выходу. Он успел сбить с ног убегавшего злоумышленника и железной хваткой держал его до прихода милиции.
Затем у Исая и Миры родилась дочка. Он никого к ней не подпускал: сам стирал пеленки, убаюкивал и даже шил одежду на маленькой швейной машинке, ловко придерживая материю обрубком.
Как-то во дворе я увидел плачущую Миру. Захлебываясь слезами, она бросилась ко мне: «Верни его! Приходил Колян со своими хлопцами. Они пошли в городской парк разбираться с заводскими. Верни его!»
Колян и его хлопцы подпирали стенку возле танцевальной площадки. Впереди стоял Исай. Я подошел к нему: «Исай, иди домой. Мира плачет. Зачем тебе эта шпана, это быдло, Исай? По баланде соскучился? Ты слышишь меня, Исай?!» Исай меня не слышал. Он улыбался кривой, загадочной улыбкой и все время повторял: «Мы этим сукам покажем! Пусть только сунутся, пусть только сунутся!» Казалось, он все эти годы только и ждал, когда его позовут.
Вскоре меня забрали в армию, а затем я приезжал в городок только в гости, пока было к кому приезжать. По слухам Исай с семьей переехал к родственникам Миры куда-то под Одессу, потом они иммигрировали в Израиль. Хорошо, если так.
Свидетельство о публикации №111080600765
Сан Фриско Полина 25.03.2012 09:58 Заявить о нарушении