5 августа Трофим Бессонник

    Согласно многолетним наблюдениям, в этот день стояла, как правило, сухая погода, а потому и старались крестьяне каждый час с пользой для дела проводить.
Некогда было им в кроватях нежиться: «Если идет работа – спать неохота», да к тому же «долго спать – добра не видать».
    Еще затемно выходили рачительные хозяева на свои поля: «Ведь в страду одна забота – не стояла бы работа». И день как миг пролетал.
Не успевали жнецы оглянуться, а солнце уже за ближайший лес пряталось. Расправляла над притихшей землей свои алые крылья, мерцала вечерняя заря, а следом за ней,
облаченная  в смоляные одежды, и сама ночь спешила в сопровождении верных слуг да помощников: ночниц, жердяев, бук, щекотих, будих, да мало ли их у ночи.
Только одно отнюдь не  святое семейство полуночника и полуночницы чего стоило. Его в народе за божка зловредного держали, который ночным хозяином деревни себя считал,
обходя в полночь дворы и не желая ни с кем встречаться.
Да и супруга его  полуночница тоже добротой душевной не отличалась, хотя ее вежливо Анной Ивановной называли. Ей почему-то очень нравилось детям спать не давать, и не то чтобы она не любила их,
а просто своих детей не имея, с чужими по ночам заигрывала.
    Встревоженные матери, разбуженные плачем своего дитятки, пугая полуночницу, брали их на руки и трижды касались детскими ножками матицы – поперечной балки в потолке.
Затем трижды сплевывали через левое плечо, приговаривая: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Полуночница Анна Ивановна по ночам не ходи, рабы  Божьей (имя) не буди. Вот тебе работа:
днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков. Аминь».
    Чтобы предохранить малыша от бессонницы, клали в его люльку краюху хлеба, цветок чертополоха или рыбью косточку. А чтобы как-то отвлечь полуночницу,
рядом с колыбелькой мальчика помещали лук и стрелы, а в головах у девочки – прялочку. Помогал и такой заговор: «Встану я, раб Божий (имя) благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу,
из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточную сторону, под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать-сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе,
поклонюсь им ниже: Выйди, та матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна,
приди к нему, рабу божьему (имя), ко младенцу, возьми ты у него полуночника и щекотуна из белого тела, из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти».
     Знатоки утверждали, что спать следует головой на север или восток.
Чтобы избавиться от бессонницы, в головах кровати пучки полыни или хмеля подвешивали, а под подушку на ночь подкладывали железные предметы, помня о том, что нечистая сила,
спать мешающая, железа не любит.


Рецензии