Армянские стихи

Неркин Геташен и Котаванк

Угадай, что у меня в руке? –
Геташен, селенье на реке,
Что впадает в озеро Севан –
Горную зеркалку всех армян.

К Котаванку подойти пристало,
Здесь хачкаров, право же, немало.
Дремлет в ясной каменной тиши
Поле высшей тонкости души.

Храм Шогакат в Эчмиадзине

Луч простерся к храму Шогакат1.
Голоса беззвучные звучат.
Это нисхождение сиянья
Осязает ли твое сознанье?

1 Шогакат (арм.) – «ниспадение луча». Здесь Господь указал Григору Просветителю лучом место, где приняла мученическую смерть дева Маринэ – одна из 36-ми спутниц Гаянэ и Рипсимэ.

Ошакан

Перешли с тобою утром рано
Через мост ущелья Ошакана,
Сердцем тонкой плоти, что без веса,
Дань отдав матуру Ованеса.

На гору поднявшись к Тух Мануку,
Анахату перелили в руку,
Осенив телесное крестом,
Заступив в матур как в отчий дом.

Паломничество

Паломничать от стана к стану,
От атрушана к мехиану,
Припоминая, что я сам –
Матур и церковь, ванк и храм.

Рядом с вечностью

Эребуни. Варденис. Арцах.
Камни громоздятся на камнях.
Ну а рядом – домики живущих,
Вечно тленных, как и вечно сущих.

Хор Вирап

Здесь горит невидимый костер.
Мы его зовем Святой Григор.
Он провидел свет, глаза прикрыв,
Узилище в святыню обратив.

Темница Григора Лусаворича
имеет форму вытянутого вверх сфероса

Как вера, тьма глубока
Каменного мешка.
Какая потребна сила,
Чтоб светом стала могила?

Сознание – наша темница,
Царство мглистой химеры.
Освещает здесь лица
Каменный сферос веры.

Григор Лусаворич в заточении

Не видя света неба и светил,
Отсюда он по-прежнему светил.
Этот свет вовек не перейдет.
Что же, братья, ныне – наш черед.

Амарас

Когда спускаешься в гробницу в Амарасе,
Вдруг – правый поворот ступеней вниз,
И там два лика смотрят на тебя
По сторонам глубокой ниши,
Глаза – наивны и круглы,
Носы – прямые,
А волосы – восстали модным коком.

Когда ж вглядишься в эти «лица»,
То видно в них совсем иное:

Ведь это древо жизни,
Чье основание ствола – ступенчатый алтарь,
А крона – то, что нам примнилось волосами –
Ланцетки длинных листьев пальмы,
«Глаза» – плоды духовного труженья, благодать
Свободы управления сознаньем,
Его и расширение, и сжатье,
Отображаемые вкладками кругов
Внутри розеток круглых.
Множество веков
Гробница зеркало к лицу людей подносит
Напоминанием о том, чем плодоносит
То древо бытия,
Которое есть ты и я.

НА РАСКОПКАХ ЗВАРТНОЦА
1.
Женщина с головой в виде фаллоса

Переходит мостик родовой
Женщина с фалличной головой,
Воссоединяя ян и инь
Сочетаньем магов и магинь.

2.
Каменный фаллос

Из руин дворца, не слишком мал,
Твёрдый фаллос ставросом восстал,
Подобая каменной броне
В сей нагорной крепкой стороне.

3.
Образы кшетры

Тонка христианства взвесь.
Все образы кшетры* – здесь:

Квантов сознанья разметка,
Ясная четкая сетка

Ячеек, что держат друг друга
Как чешуя и кольчуга.
____________
* Кшетра (санскр.) – поле. В Бхагавадгите – поле сознания.

5.
Храм бдящих сил

От дворцов и храмов – лишь руины.
С чем же мы по-прежнему едины?

Не останется ни стен, ни свода,
Лишь одна бессмертная природа.

Ты ль ее познал и возложил
На престол незримо бдящих сил?


Агдам

Лежат, лишенные стыда и срама,
Печальные развалины Агдама.

В горечи покинутых руин
Кто – войны и мира господин?

Люди говорят, что Он – во всем.
Но бесстрастен неба окоём.

* * *


Рецензии