Черновецкие скетчи


Аннотация:
Стихотворение "В поезде" опубликовано в сборнике Российской Организации Современных Авторов "Правда жизни", 2007

         ЧЕРНОВЕЦКИЕ СКЕТЧИ*
         
         
         В поезде
         
         Деревья с обеих сторон - словно пестрые книги на полках.
         Москва отступает в какой-то невидимый сон.
         Пейзажи плывут и мелькают по принципу циркуля:
          чем ближе - мелькучей,
          чем дальше - плывучей,
         И циркуль вонзает иголку
          в цветущий
          закат -
          прочертить, как судьбу, небосклон.
         
         Да, время вошло в полноту равновесия зрелости -
         Плоды налились и листва испестрила свой цвет.
         И книги прошли сквозь печать -
          наконец-то хватило им смелости
          в музеях мелькание начать,
          словно старых деревьев завет.
         
         Я в маленьком тихом купе, отдаляется суетность.
         И легче понять, для чего и к чему все идет.
         И чертит душа, словно циркуль, свой круг, не беснуясь.
         И входит, как поезд, в ритмичный нацеленный ход.
         
         
         28 сентября 1999
         
         
         Закат в Молдавии
         
          I.
         
         Деревья перевернуты в слюде
          какой-то длинной и задумчивой реки -
          Днестра, как выяснилось позже.
         Поломанные ветки на воде,
          и кажется, что ложе
          змеи огромной
          уже тянется везде.
         
         И лес полоской светлой добежит
          до матовости зеркала небес,
          словно до лба у панка, где побрит
          весь череп, кроме вертикальной strip**
          и разноцветной,
          что и напомнил желто-красный лес.
         
         Закат преображает жизнь и сон.
         И остров, как "Титаник", утонул.
         И слышится его могучий стон,
         Когда он тяжело идет ко дну.
         
         
          II.
         
         А в Молдавии на бежевом песке -
         Терракото-розовые травы,
         Темно-пурпурные листья. Нет - тоске.
         Склоны вниз несутся мощной лавой.
         
         А в Молдавии - белила и пастель
         Тянутся на светло-голубом
         Безгранично-матовом холсте,
         Словно это - недоступный склон,
         И вершина тает в высоте.
         
         
         
         * * *
         
         Луна плыла безмозглою медузой
         За кисеей пернатых облаков,
         И звезды озарили путь ночной,
         Как будто я стремилася в Оттузы.
         
         Но этой осенью я ехала работать -
         Через Молдавию, как будто в первый раз,
         Снимать пленэр в Международном Фото.
         Ночь все плыла. Луны и след погас.
         
         
         
         29 сентября 1999
         
         
         
         
         * * *
      
      
      
        Выставка в Черновецком художественном музее 
         
         Черновцы. Я пыталась вас захватить
         Глазами двух камер - Вы ведь тоже в плюрале,
         А что вышло - судите сами.
         
         
         
         30 сентября
         
         
         В Черновецком Университете
         
         Тишина Университетского дворика,
          словно Блаженство Небытия после праведной жизни...,
          освобождение от мелкого "я",
          от суеты города...
         
         Хруст каблуков о щебенку,
          трачу пленку.
          Щелчки камеры
          да удары колокола -
          напоминание о конечном.
         
         Захожу внутрь -
          продолжается щебень,
          бесконечность колонн,
          арок гребень -
          сквозь бесконечность прозрачных зеркал,
          торжественность залл...
         
       В Мраморном - бальные танцы,
          а в проеме дверном наружу,
           едва преступаю порог, вижу -
          бегает мраморный дог.
         
         Пленка кончилась и начались сюжеты:
          полоска косого света -
          в приоткрытой двери
          (хоть не смотри!),
         
       а за ней -
       громада Универс-
       тета,
          как мусульманский храм иль мечеть,
          вернее, медресе -
          сеть
          каменных кружев,
          а мне уже -
          время становится уже -
          приближаться к Москве.
         
         
         
         
         * * *
         
         
         Вечер.
          Закатный час.
          Окна домов
          начинают мистерию отражения -
          reflections* сознания.
         
         Каждый шаг - это кадр.
          Город не знает забвения,
          камера - уединения.
         
         Без сожаления
          я тревожу ее,
          а лавр,
          лавры, вернее,
          достанутся мне,
          только мне,
          не ей -
          верной труженице и гению
          отражения мерцания света
          и ритма теней.
         
         
         
         
         * * *
         
         
         Перед отъездом снова -
          вороний грай.
         
         День города.
          Парка природный рай,
          куда не успела попасть -
          суеты напасть.
         
         Вечер последний
          есть
          край...
         
         Господи!
          В пропасть
          упасть
          не дай,
          а помогай.
         
         
         
         * * *
         
         
         И интенсивность проживания минуты
          несуетной
          равна всей жизни...
         
         
         
         * * *
         
         
         Да, я Стрелец.
          И вот - моя стрела:
          с Земли - на Небо
          и из плоти - в Дух.
         
         Искусство
          я от Ангелов взяла
          и превратила
          в образ,
          в слово,
          в слух...
         
         
         * * *
         
         В поезде
         
         
          Воспоминание о еврейском кладбище
         
         
         
         Еврейское кладбище.
          Памятники - словно Stonehenge.*
          Человек с поднятыми руками.
          Жестом Оранты.
          Или кувшин.
         
         
         Без портретов,
          но на одном камне
          остался след
          овальной керамики.
         
         Иврит.
          Графика.
           Иероглифами
          можно выразить все,
          что можно сказать словами -
          скорбь быстротечной жизни.
         
         Закатное солнце играет с нами,
          играет нам на руку,
          выражая лучами
          все, что можно выразить светом.
         
         Щелканье камер...
          Тихой печали,
          растворенной в пространстве, -
          отпечататься в памяти фотографии.
         
         
         Мы покидаем тебя,
          Еврейское кладбище,
          каждый - в себе,
          со своими стихами,
          наполненными душой.
         
         
         Трудно понять,
          что у другого - за веками камеры.
          Кадры
          копились веками.
         
         Но искусство все скажет -
          не скроет
          ни одного закоулка сознания.
         
         
         Под каблуками -
          вновь мощеные мостовые,
          длинно-быстрые тени мелькают, живые,
          подобия их
          я не припомню.
         
         Город.
          Настроение овладевает
          духом.
         
         Импрессия улочек.
          Стих переулков.
          Эхо дворов откликается гулко.
          Фактура домов.
         
         Я пытаюсь
          глядеть глазами
          другого художника...
         
         Нет.
       Я еще не сказала,
          всего, что сказать - только мне.
          В словах и без слов.
         
         Замыкаюсь на образах.
          Здесь на Земле
          каждый -
          сам по себе.
         
         
         Оно и к лучшему.
         
         
         3 октября 1999
         
         _____________________
         * скетчи - от англ. sketches - набросок, зарисовка
         * strip - полоса
         * reflections - отражения
         * Stonehenge - a prehistoric monument on Salisbury plain, Wiltshire, England, consisting mainly of a large circle of megalithic posts and lintels.
         
    © Copyright Слободкина Ольга (slowboat@mail.ru)
   


Рецензии