Ильичу... Квинт-эссенция 6-го чувства..
. Они не поняли Тетрадной Фило - Софи ...
* Результат отрицания отрицания, это третье не есть... «покоящееся третье) а именно это единст...«Диалектика есть одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике [здесь явно = теория познания и логика] новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и нового времени»...
О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон - инициатор диалектики, 3-ей философской науки (как Фалес - натурфилософии, Сократ - моральной философии)1, но-де об этой заслуге Платона мало размышляют те, кто особенно о ней кричит...
...«Диалектику часто рассматривали, как некоторое искусство, как будто она основывается на некотором субъективном таланте, а не принадлежит к объективности понятия»... (336—337) [304]. Важная заслуга ...«Диалектика есть одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике [здесь явно = теория познания и логика] новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и нового времени»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон - инициатор диалектики, 3-ей философской науки (как Фалес - натурфилософии, Сократ - моральной философии)1, но-де об этой заслуге Платона мало размышляют те, кто особенно о ней кричит...
Примечание
1. О разработке Платоном диалектики Диоген Лаэрций говорит в III книге своего сочинения “De dogmatibus et apophthegmatibus clarorum philosophorum” (“Жизнь и учения людей, прославившихся в философии”). Это сочинение, состоящее из десяти книг, является важным источником изучения взглядов древнегреческих философов. Русский перевод I и I I книг был опубликован в 1898 - 1899 годах в журнале “Гимназия”. [ Современное издание: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979. - 620 с. - (Филос. наследие)].
«Богатейшее есть поэтому самое конкретное и самое субъективное, и то, что возвращает себя в наиболее простую глубину — самое мощное и преобладающее» (349)
(316].
«Именно таким образом происходит, что каждый шаг вперед в поступательном движении, каждое дальнейшее определение, удаляясь от неопределенного начала, представляет собой также возвратное приближение к последнему, и тем самым то, что первоначально могло казаться различным, — идущее назад обоснование начала и идущее вперед дальнейшее определение его — совпадают воедино и есть одно и то же» (350) [316].
Это неопределенное начало нельзя deprezieren (обесценивать. Ред.):
Результат этого диалектического превращения в „третье", в синтез есть новая посылка, утверждение etc., которая снова становится источником дальнейшего анализа. Но в нее, эту „третью" ступень, уже вошло „содержание" познания («содержание познания как таковое входит в круг рассмотрения»)
Это отрицание отрицания есть третий член, говорит Гегель (343) [310] — «если вообще желают считать» — но можно признать его и четвертым (Quadruplicit;t (четверичность – Ред.) (344) {311], считая два отрицания: “простое” (или “формальное”) и “абсолютное” (343 i. f.) [310—311].
Различие мне неясное, не равно ли абсолютное более конкретному?
NB: „троичность" диалектики есть ее внешняя поверхностная сторона
«Формализм, правда, также усвоил себе троичность и держался ее пустой схемы; но поверхностность, скандальность и пустота современного, философского так называемого конструирования, состоящего единственно в том, чтобы повсюду подсовывать эту формальную схему, без понятия и имманентного определения, и употреблять ее для установления внешнего порядка, сделали эту форму скучной и приобрели ей дурную славу. Однако из-за пошлости этого употребления она не может еще потерять своей внутренней ценности, и все же следует высоко ценить то, что тем самым найден хотя бы не постигнутый еще в понятиях образ разумного» (344—345) 1311].
во» (противоположностей), «которое есть опосредствующее себя с самим собой движение и деятельность»... (345) [312].
Результат этого диалектического превращения в „третье", в синтез есть новая посылка, утверждение etc., которая снова становится источником дальнейшего анализа. Но в нее, эту „третью" ступень, уже вошло „содержание" познания («содержание познания как таковое входит в круг рассмотрения») — и метод расширяется в систему (346) [313].
Но расширение требует также углубления „In-sich-gehen"(в себя вхождения – Ред.) «и большее расширение есть равным образом более высокая интенсивность».
«Богатейшее есть поэтому самое конкретное и самое субъективное, и то, что возвращает себя в наиболее простую глубину — самое мощное и преобладающее» (349) (316].
«Именно таким образом происходит, что каждый шаг вперед в поступательном движении, каждое дальнейшее определение, удаляясь от неопределенного начала, представляет собой также возвратное приближение к последнему, и тем самым то, что первоначально могло казаться различным, — идущее назад обоснование начала и идущее вперед дальнейшее определение его — совпадают воедино и есть одно и то же» (350) [316].
Это неопределенное начало нельзя deprezieren (обесценивать. Ред.):
»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон - инициатор диалектики, 3-ей философской науки (как Фалес - натурфилософии, Сократ - моральной философии)1, но-де об этой заслуге Платона мало размышляют те, кто особенно о ней кричит...
...«Диалектика есть одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике [здесь явно = теория познания и логика] новых философов, а затем вообще в популярной философии, как античного, так и нового времени»... О Платоне-де Диоген Лаэрций сказал, что Платон - инициатор диалектики, 3-ей философской науки (как Фалес - натурфилософии, Сократ - моральной философии)1, но-де об этой заслуге Платона мало размышляют те, кто особенно о ней кричит...
В. И. Ленин
Философские тетради
Конспект книги Гегеля “Наука логики”
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
Полн. собр. соч. Т. 29. С. 200-204
* * «Философские тетради»
"Философские тетради", произведение В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.
"Ф. т." – это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развёрнутым и важным из которых является фрагмент "К вопросу о диалектике". Впервые опубликованы в 1929–30. "Ф. т." в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики. Идеи"Ф. т." составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например "Крах II Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "Ещё раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др.
Работа Ленина над "Ф. т." была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения Маркса с кантианством.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать "... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой "суммой примеров" (см. там же, с. 316). "Согласие" с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), которые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. "Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики "Капитала", в котором Маркс дал образец диалектико-материалистического анализа реальности.
Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобожденное от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии. В понимании процесса становления и применения логических категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа "круга кругов", который в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, которые "... направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 301). "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 142–43). Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же, с. 194).
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистической критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и некоторыми др. марксистами кантианства, махизма и т.д. "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же, с. 161).
Конспектируя "Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этого процесса: 1) подход "к идее общественных отношений производства"; 2) критика филантропических теорий социализма и осознание революционной роли пролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, которое подводит к социализму. В "Ф. т." Ленина изложена программа философских исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубокого освоения классического философского наследия и острой, принципиальной критики буржуазной философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.
Лит.: О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. Х., Как читать и изучать "Философские тетради" В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972.
А. Х. Касымжанов.
Яндекс.Словари›Большая советская энциклопедия
Философские общества и организации к оглавлению словаря Философские энциклопедии и словари
РубриконМатериалы предоставлены проектом Рубрикон
Поделиться
«Философские тетради» в словарях:
БСЭ
www.terme.ru
Философская энциклопедия (dic.academic.ru)
Философская энциклопедия (dic.academic.ru)
****
ТЕТРА...
ТЕТРА... - ТЕТР... (греч. tetra...), часть сложных слов, означающая четыре (напр., тетраэдр).
Большой Энциклопедический словарь. 2000
См. также в других словарях:
Тетра — Текущая версия (не проверялась) Тетра: Тетра Пак компания производитель упаковки. НПП «Тетра» (Украина) компания производитель дозиметров, радиометров. Картонная упаковка в форме тетраэдра. Terrestrial Trunked Radio стандарт цифровой транкинговой … Википедия
тетра... — тетра... (гр. tetra четыре) первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову четыре , напр.: тетраэдр, тетралогия. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. тетра... [< гр. четыре] – в сложных словах означает… … Словарь иностранных слов русского языка
тетра... — тетра... ТЕТРА... [от греч. tetra четыре] Первая часть сложных слов. Вносит зн.: состоящий из четырёх элементов, частей. Тетравакцина, тетракокки, тетраспоры. Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 … Толковый словарь русского языка Кузнецова
Тетра... — тетра... Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: четыре (тетракокки, тетраспоры, тетрафторэтилен и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тетра — В мифологии ирландских кельтов король фоморов, один из предводителей вторжения фоморов в Ирландию. (Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.) … Энциклопедия мифологии
тетра — сущ., кол во синонимов: (2) • ;вино (206) • ;рыба (684) Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 … Словарь синонимов
тетра- — tetra тетра . Oбозначает четырехкратность: тетраплоидия. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.
тетра — tetra … Большой англо-русский и русско-английский словарь
тетра- — (греч. tetra четыре) составная часть сложных слов, означающая четыре … Большой медицинский словарь
тетра... — первая часть сложных слов со значением состоящий из четырех . В итальянском языке им соответствуют слова на tetra... тетраэдр tetraedro … Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
Свидетельство о публикации №111073100956