глава 73
но что это значит противостоять боли значит ли это уметь отвлечь свое внимание настолько чтобы перестать ощущать боль или хотя бы облегчить ее но на такое способны только йоги всю жизнь упражнявшиеся в ментальной технике обезболивания тем же кто посвящает жизнь обычным делам такая анестезия недоступна
противостоять боли прежде всего означает терпеть ее а под этим подразумевается стойкое поведение без слез и криков то есть терпеть боль означает переносить ее не подавая виду скрывая человек терпящий сильную боль исполняет свои обязанности так что окружающие даже не догадаются какое страдание он испытывает вот это и называется терпеть боль
сюда относятся многочисленные примеры из истории вроде того случая когда спартанский мальчик терпел боль от укусов лисенка чтобы не попасться на краже воровство было для мальчиков Спарты обычным делом и позорным считалось не воровать а попасться
так возникает тема позора и чести Чтобы выносить боль спокойно и сдержанно, очень важно всей душой сосредоточиться на том, чего требует честь сюда подойдут примеры из античной истории все эти воины и философы все эти сенеки и гаи марии можно еще вспомнить русскую поговорку На миру и смерть красна но какое отношение эти примеры и поговорки имеют к человеку истекающему кровью в римском тупике темной ночью никого поблизости криков его никто не слышит
он и не кричит возможно он даже не стонет не так уж болезненны эти колотые и резаные раны боль которую причиняет дантист может быть гораздо сильнее Рана была ужасна. Живот был распорот сверху донизу. Но Иманус устоял. Он только заскрежетал зубами и прошептал: «Ну ладно!» Потом, шатаясь, едва передвигая ноги, он добрался до железной двери, положил пистолет на пол, схватил горящий факел и, поддерживая левой ладонью выпадающие внутренности, нагнулся и поджег пропитанный серой шнур то же самое бывает и в случае скрытых внутренних повреждений и принцесса в залитой кровью машине может еще что-то говорить и у нее хватает сил чтобы сорвать капельницу по пути в больницу
в рассуждениях о боли и разного рода несчастьях античные философы например Боэций охотно прибегают к тому доводу что страданиями человек как бы испытывается что боль и другие несчастья дают ему возможность укрепить свой дух но бывает так что времени на это не остается и боль лишь сопровождает прощание человека с духом точнее с жизнью потому что «дух» понятие очень сомнительное в то время как «жизнь» это то с чем каждый имеет дело
–––––––––––––––––––––––––
1) «Чтобы выносить боль спокойно и сдержанно, очень важно всей душой сосредоточиться на том, чего требует честь». – Цицерон. «Тускуланские беседы».
2) «Рана была ужасна. Живот был распорот сверху донизу. Но Иманус устоял. Он только заскрежетал зубами и прошептал: "Ну ладно ж!" Потом, шатаясь, едва передвигая ноги, он добрался до железной двери, положил пистолет на пол, схватил горящий факел и, поддерживая левой ладонью выпадающие внутренности, нагнулся и поджег пропитанный серой шнур». – В. Гюго. «Девяносто третий год» (глава «Палач»).
Свидетельство о публикации №111072903045