Навязчивая идея
Существование, Жизнь, Движение (СЖД) – и есть всему первичная форма, которая не может появиться из Ничего и исчезнуть в Нечто. Разве это не парадокс! Подчиняясь известным законам, СЖД разветвляется условнопризнаным методом, образуя всё многообразие единства и борьбы противоположностей. Этот общепризнанный факт нашего поверхностного представления мы должны принимать не за истину, а за отправную точку к ней. Не следует делать ошибки, проецируя объёмное изображение, на плоскость, привычную для нашего понимания: да, открытия эти уже всем известны.
На смену пороха пришла пресса, телевидение. Теперь уже не только канал – всякая телевизионная программа ведёт борьбу за наши Души, за превращение во влиятельную систему СЖД.
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ:
О ПРЕДРАССУДКАХ ФИЛОСОФОВ.
1.Профессия такая же система СЖД, имеющая прямые и обратные, непосредственные и косвенные связи с другими системами СЖД, например, религией, философией, которая не может обходиться без человеческой души. В противном случае это только название, условное понятие. И в каждой системе каждая смертная душа выполняет своё предназначение: кому - то дано делать открытия, а кому - то суждено распространять идею этого открытия, чтобы поддерживать жизненную силу самой системы.
2. Бог с ними, с метафизиками, они своё Дело сделали, пусть Живут в своей системе. Нам же следует продвигаться вперёд.
3.Интуиция философов нового поколения, в нашем понимании, не подведёт.
4. Парадокс жизни существует в том, что он существует. Закон отрицание отрицания, как очередной парадокс СЖД, ближе всего подводит наше понимание к системе относительности, даёт возможность заглянуть по ту сторону добра и зла. Но не следует его ставить на службу для власти и корысти, шага вперёд в этом случае не сделаешь.
Общество, как система СЖД, не приемлет новшеств, которые ставили бы под угрозу существование самой системы. Однако она сама порождает эти новые идеи, с которыми вынуждена вести борьбу; приспосабливается к новым условиям, чтобы выжить.
5. Пирамиды бывают всякие. Одни – очень быстро возводятся и также быстро рассыпаются, особенно финансовые. Другие – возводятся на протяжении долгого периода, с учётом разрушительного действия времени. И, конечно же, переживают революции в самом строительстве, в технологических процессах, которые позволяют залатывать образующиеся прорехи. Но главное, они обладают «необъяснимой», магической силой, которая поддерживает весь этот процесс.
Те бумагомаратели, которые, придумав, научные степени, работая локтями, взбираются по карьерной лестнице, чтобы, достигнув вершины созданной пирамиды, получать все блага, не долго там засиживаются. Хотя пирамида по-прежнему действует.
Многообразие Мира в том и состоит, что новые открытия приходят на смену друг другу.
6. Творец всякой системы СЖД создаёт философию данной системы. Нравственные инстинкты философа, позволяют быть ему максимально объективным, когда речь идёт о познании данной системы. Вот и вся история философии.
7. Добавить можно ещё то, что неимоверная злоба проглядывается в исторической борьбе философии, как системе СЖД.
В древности были философы, которые прославили свои имена, оставили память в силу созданной ими пирамиды. И только грешная душа, оценивающая добро и зло этой философии, тем самым льёт воду на турбину, вырабатывающей энергию созданной системы.
8. Философия – это один из внутренних рычагов управления более сложной системы СЖД. Она позволяет зомбировать внутреннюю структуру организма и тем самым мобилизовать его на борьбу за выживание во всём многообразии Мира. Вам нужен парадокс? Пожалуй, то, что само зомбирование порождает всё новые виды вирусов, которые разлагают данную систему изнутри.
9. Существуют такие философы, которые призывают отвратить угрозу гибели цивилизации отрицанием цивилизации, т.е. уйти обратно в Природу. И это заблуждение. Во первых, Природа не имеет того смысла, который у большинства ассоциируется с этим названием. Из всего многообразия Мира это понятие отождествляется с застывшей формой представления, ощущения. А без СЖД это НИЧТО.
Во – вторых, многообразие Мира Природы подтверждается наличием не только таких философов, но и, например, аскетов, гомосексуалов, гомофродитов, что не противоречит СЖД, а скорее обогащает.
В – третьих, шаг назад никогда не был шагом вперёд.
10. Спор о философских, о жизненных проблемах был, есть и будет единственным условием, безусловным рефлексом, создающим энергию, смыслом бытия, способом привлечь к себе души.
11. Не надолго отбросим высшую материю, опустимся в клоаку. Ведь общества создают не только блага. Они порождают отбросы, которые дурно пахнут и, в свою очередь, создают жизненные, философские проблемы. Поэтому определённым слоям приходится приспосабливаться, выживать в этой среде. Одновременно они являются изолятором, прокладкой, памперсом для высших уровней. И это – неизбежный процесс любого застойного периода, позволяющий легко отделить сливки от осадка.
Но, как говориться, бочку мёда легко испортить ложкой по закону «бутерброда»: не надуешь, - не поедешь. Шутка.
Так вот, в любом обществе, системе есть внутренние и внешние враги (национальность здесь ни при чём), борьба с которыми поддерживает СЖД. Верхний слой слаще и вкуснее. К нему тянутся все, но на всех его, естественно, не хватает; и делёж начался нецивилизованным методом по принципу: кто сильнее, - тот и прав. Менялись цивилизации, менялись принципы. Сила ума победила грубую физическую силу. Барбатаж (взбалчивание, перемешивание) – дело не простое. На это нужна большая энергия. Куда, пожалуй, проще бросить в сосуд кусочек карбида. Процесс вспучивания пойдёт, как сам по себе. Вот и название у карбида имеется: ЕВРИЙ. Разве что, свойства его меняются в зависимости от среды. Когда настаёт «полная и окончательная» победа, это – камень раздора. Это – догма в период застоя. Это – средство процесса СЖД. Но пора вернуться к высшей материи.
Что такое вера? Это – общепризнанная истина. Вера в опиум для одурманенных - своя истина, как когда – то было сказано: «Истина в вине». Теизм - атеизм, вера в Бога, Аллаха, Буду или в Сатану, по сути, это борьба за смертные Души, которая ведётся всё более изощрёнными методами. Это – необходимое условие СЖД.
12. Застой в представлении о душе, как о философской категории - «атомистика душ», - одинаково удовлетворяет как религиозных догматиков, так и «материалистических атомистиков». Чтобы сдвинуться с мёртвой точки, нужно, прежде всего, усомниться не в существовании Души, а в идеализированном представлении о ней. Если новые гипотезы расширят рамки многообразия Мира в этой области, то процесс СЖД пополнит её дополнительной энергией.
13. Самосохранение – способ выживания в крайний, критический момент ожесточённой борьбы за власть, влияние, могущество. Это, прежде всего, инстинкт, который имеется не только у «смертной души», но и у «души как общественный строй». Поэтому ни какая догма не может быть изжита окончательно. Просто она может потерять своё былое могущество.
14. Не всякому разумному существу дано вникать в сущность философских проблем. Но чтобы проще объяснить видимую грань необъятного и, тем самым, завоевать души этих разумных существ, возникают всевозможные течения, например, дарвинисты. Это – всё тот же процесс СЖД. Поскольку эти течения, вступая в борьбу с подавляющей догмой, приводят к революции, к перемешиванию всего содержимого в сосуде, то и процесс, ведущий к застою, возобновляется.
Революции бывают разные. Кровавые и бескровные. Социальные и культурные. Глобальные и мелкие. Всё зависит от того, какую систему общего организма они затронут. Да и от здоровья самого организма. Вот тут – то инстинкт самосохранения всегда должен сработать, сдержать «серое вещество» от безумных и повальных действий, не допустить эпидемии. Но вернёмся к появлению всевозможных течений.
15. Разве не парадокс, что возникают абсурдные течения, например «сенсуализм», о которых известно только профессионалам и приверженцам этих направлений, разве не эти парадоксы сущность СЖД.
16. Попробуем сформулировать сущность СЖД ещё раз. Это, прежде всего, процесс взаимодействия энергетических связей, условно принятых и одинаково воспринимаемых одной категорией этих связей. Это одновременно процесс образования энергии, противоположной по знаку, другой категорией подобных связей. И если заключить этот процесс в определённые рамки, конкретное состояние или в понятие, то он превратится в догму, т.е. – в момент истины.
17. Разум нашёл средство самовыражения, общения, взаимопонимания и даже сверхчувствительного восприятия мысли. По сути, количественное состояние переходит в качественное. (Почему бы Душе ни подчиниться всё тем же законам?) Суеверие логиков признаёт тот факт, что мысли приходят независимо от желания мыслителя. Для очередного парадокса остаётся только материализовать эту мысль.
Качественные оттенки глубокой мысли передаются не столь условными понятиями и грамотным переводом, сколько интуицией, ассоциацией, энергетическим полем.
18. Именно эта энергетика заставляет «тонкие умы» вступать в полемику на протяжении многих веков.
19. Теперь уже мало сказать: «Cogito, ergo sum» (я мыслю, следовательно, я существую) или опровергать теорию о «свободной воле», - всё в этом Мире относительно.
20. Приближается то мгновенье, когда из Российских недр хлынет свежая струя философской мысли.
21. Как уже отмечалось, всё многообразие Мира имеет одну природу происхождения, развития и разветвления. Элементарная частица, атом, клетка, вещество, материя, ячейка, общество, Мир, Вселенная принимают устойчивую связь СЖД благодаря взаимодействию энергетических спинов, уровней, полей. Видимо, энергетическая природа души, характеризуемая условными понятиями свобода или несвобода воли, ответственностью или чувством внутреннего самопрезрения, объясняет многообразие, единство и борьбу духовного мира.
22. Всякая власть использует попытки насадить выгодные для неё законы. Тут – то и зарождаются приверженцы и блюстители «законной власти», которые по-своему трактуют и законы, и мораль.
23. Но разве ни аморально использовать психологов для зомбирования и усиления эксплуатации низших слоёв общества с целью обогащения одних и обнищания других? Поэтому с моральной точки зрения видеть жизнь такой, как она есть, вполне приемлемо.
ОТДЕЛ ВТОРОЙ:
СВОБОДНЫЙ УМ.
24. Поражает тот факт, что наука преподносит нам однобокую, упрощённую форму сущности жизни, бытия.
25. Но если говорить серьёзно, то это не обвинение, а констатация факта. Такова жизнь. Однако и себя не следует превращать в великомученика, актёра или сатира; всё станет на свои места, когда настанет срок.
26. Исследование – вот та жизненная сила, которая навязывается «несвободной волей» избираемому субъекту.
27. А тонкость толкования – единственная возможность быть понятым.
28. Да простит мне создатель эти мысли, все оттенки которых я передать не мог.
29. Чтобы быть независимым, надо быть не только сильным и смелым. К этому нужно психологически подготовиться.
30. Как бы общество не перемешивалось, осадок всегда отстаёт от сливок. Образование, культура, искусство становятся достоянием и полем деятельности при легированной части общества. Кстати, искусство имеет способность затронуть внутренние струны смертной души. И когда они зазвучат в унисон, т.е. задействуются энергетические связи общности душ, прославляется гениальный талант создателя художественного произведения. Ну, о фанатах спорта говорить излишне. Так вот, когда диффузия в сосуде происходит естественным образом, этот процесс вполне удовлетворяет застойный период. Главное, чтобы средний, самый многочисленный слой был платёжеспособным и вполне управляемым, т.е. не доводить ситуацию до критического момента. Страх перед стихийной необузданностью позволяет политическим лидерам общности душ идти на компромисс. Вот почему сейчас ценится умение найти точки соприкосновения и договориться с малым ущемлением своих интересов.
А поскольку процесс брожения поднял в сосуде осадок, вполне естественно, что некоторыми российскими партийными лидерами настоящий период сравнивается со смутными временами, канувшими в историю.
Кстати, в этом «стакане» плавают «свободные умы». А что они несут?
31. Проповедь о самообмане, о прозрении и о существовании юношеской болезни – вот само признание этапов становления личности, вот типичные ошибки молодости.
32. Отречение от прежних убеждений дело не простое. Одно только намерение несёт уже моральный оттенок, не говоря об отречении от самой морали.
33. Но разве мы не должны осудить мораль самолишений точно так же, как эстетику «бескорыстного созерцания» искусством или веры в доброго царя?
34. Кто убедился, что его постоянно вводят в заблуждение, испытывает инстинкт недоверия. Вот и комментаторы используют этот инстинкт, иронизируя своё отношение к происходящему.
35. Искатели истины должны быть с зубами.
36. А когда выдвигается гипотеза – претендент на истину, всё зависит от свершившегося выбора, голосования. На «волю» может действовать только «воля». И не суть ли все механические явления, поскольку в них проявляются волевые действия? А если представить СЖД, как разветвление одной основной формы воли – воли к власти? Тогда Мир, рассматриваемый изнутри, был бы «волей к власти» и ничем, кроме этого. Нельзя рассматривать волю за действующую и искать причинность воли в самой вере в причинность. Поскольку существует многообразие Мира СЖД, мы можем запутаться в его лабиринтах и, уткнувшись в какую – либо стенку, принять её за истину.
37. Разве не чудо, сколько смысла может передать наш язык?
38. Участь толкователя заставляет задуматься, как растолкуют его самого.
39. Быть философом не означает быть профессионалом.
40. Стыдливость – это обнажённость внутреннего мира человеческой души, его мысли, желания, устремления. Поэтому мы приучаем себя с детства скрывать этот внутренний мир не только от окружающих, но и от себя. Так, прибывая всю жизнь под маской, человек так свыкается с ней, что другого лица на нём уже нет.
41. Умение сохранить себя – сильнейшее испытание независимости. Не всякий на это отважится. Да, пожалуй, и дано это только избранным.
42. Не стоит вводить себя в искушение - быть понятым.
43. Не задумывайся, что подумают по поводу этого феномена другие философы, если кто из них сможет выйти из своей замкнутой клетки и постичь наши мысли.
Каждому – своё, но время придёт.
44. Скромность присуща великой душе, но расточать своё восхищение это её полное, морально приемлемое право.
Пусть будет заблуждением, что свободным умам приходится заботиться об общем стадном счастье, пусть это будут «несвободные умы», но разве бы без них
существовали свободные умы?
Согласия во взглядах, как и разногласия, составляют одну из ветвей СЖД. И, чтобы постичь смысл СЖД свободного ума, нужно лишь отважиться сделать шаг «по ту сторону добра и зла».
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ:
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ.
45. История СЖД человеческой души остаётся белым пятном, поскольку всякое учение или обходило эти «девственные угодья», или блуждало в «дебрях темноты
и невежества».
46. Любовь и ненависть, гордыня и раболепство, вера и свобода от веры, страдание и скептическое отношение к страданию, - всё это в душе походит на строение атома, когда два разноимённых заряда составляет единство и борьбу противоположностей, однако это однобокая теория «атомистики душ». Ведь, если заглянуть глубже, свободная и несвободная воля чувств является удовлетворением добра и зла. А взять такое понятие, как жажда жизни? Именно чувство неудовлетворённости позволяет говорить о ней. Чем больше духовности, тем большие потребности возникают в душе. Фактически, СЖД души представляет своего рода разветвляющую систему.
47. Считается, что низменные душевные качества человека приводили к смене цивилизаций. Но как бы ни прославлялась добродетель, пороки не исчезли. Тогда был призван святой, который смог бы сотворить чудо. Но чудо было обманчивым, - просто мораль стала служительницей культа.
48. Когда до глубины души заденут чей – либо внутренний мир, не всякий сразу поймёт, что этот антипод появился для блага, если за благо принимать СЖД.
49. Страх перед необузданностью страстей зарождал предпосылки к новой морали и новой вере - христианству.
50. Игра чувств, откровенное и скрытое притворство наравне с идолопоклонством до безумия, - всё это – многообразие духовного мира смертной души.
51. Стремление испытать себя, найти в себе силы, чтобы побороть волю или её причинную связь и тем самым приобрести силу высшего порядка, - вот в чём проявляется СЖД души. В этой борьбе она вырабатывает внутреннюю энергию.
52. Писание не может быть истиной, поскольку превращается в догму и своей идеей отравляет смертные души. В этом самый большой грех души.
По этому поводу есть анекдот, тонкость которого в том, что в АДУ по истечении долгого времени угли, выжигающие грехи маньяка – убийцы, почти погасли, а у писателя – разгораются всё больше и больше.
53. Теизм и атеизм – самостоятельная система СЖД. Без составной части одной невозможно существование другой.
54. Но наша философия, наша вера не относится ни к атеизму, ни к христианству.
55. Мы ни слепые идолопоклонники, ни сторонники жертвоприношений.
Мы все уже знаем кое – что о религиозной жестокости. Пожертвовать Богом за Ничто – эта парадоксальная мистерия последней жестокости сохранилась для подрастающего в настоящее время поколения.
56. Те, кто всё это понял, может представлять идеал человека, полного крайней жизнерадостности и миро утверждения, человека, который не только научился довольствоваться и мириться с тем, что было и есть, но хочет повторения всего этого так, как оно было и есть, во веки веков, ненасытно взывая da capo не только к себе, но ко всей пьесе и зрелищу. И не только к зрелищу, а, в сущности, к тому, кому именно нужно это зрелище – и кто делает его нужным; потому что он беспрестанно имеет надобность в себе – и делает себя нужным.
57. Духовный мир бесконечен, но его грани открываются взору с каждым витком спирали.
58. Но не надо уговаривать поверить в Бога или в твою философию маленького человечка, который добросовестно трудится, выполняя своё предназначение. А если он и соблюдает религиозный обряд, то это совсем не означает, что у него других дел нет. Многие вещи выполняются из чувства долга, привычки, благонамеренья, страха, стыдливости, вожделения, корысти. Вот почему душа ощущает потребность очистить свою совесть. А для этого нужна вера.
59. Природа позаботилась создать художника не для того, чтобы отражать плоскую действительность многоликого Мира. Но, поскольку он такой же служитель культа, большего от него потребовать невозможно.
60. Не заблуждение ли, не абсурд говорить о любви, которую не испытываешь, но обязан испытывать к человеку ради Бога.
61. Религия со своим энергетическим полем представляет собой функционирующую систему обобществлённой души, которая ведёт борьбу за власть, завоевание смертной души. Но это не означает, что мы должны её бояться или возносить, оценивать пользу или вред, - всё это в достаточной мере имеется. Просто, чтобы двигаться вперёд в этом духовном мире кто-то должен перешагнуть черту, побить рекорд, найти единомышленников.
62. Опасность гибели стада нарастает с угрожающей быстротой. Голод и болезни, разброд и наркомания, катастрофы и катаклизмы, - всё это усугубляется духовной неустойчивостью молодого поколения устоять в поединке между добром и злом. Где же выход? Может быть, «по ту сторону добра и зла»?
ОТДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ:
АФОРИЗМЫ И ИНТЕРМЕДИИ.
63. Мудрость требует учеников даже в самом себе.
64. «Самодовлеющее познание» – это жизнь в самом себе.
65. Скромность и стыдливость – неотъемлемые качества познания.
65а. Безнравственно требовать нравственности у нравственности.
66. Позволение быть обманутым и униженным вовсе не обнажённость некоего божества, это чей – то удел, возведённый до стыдливости некоего Бога.
67. Любовь к одному – это уже эгоизм.
68. Гордость остаётся непреклонной, если нет совести.
69. Понимание жизни наступает тогда, когда переболеешь юношеской болезнью.
70. Не характер воспитывается, а в процессе воспитания повторяются характерные пережитки.
71. Мудрец в роли астронома. – Не астроном ищет звезду, а звезда астронома. Вот чем познание отлично от наблюдения.
72. Уровень личности во многом зависит от продолжительности той способности, которая вбирает душевные силы.
73. Для скромной души нет идеала, поэтому она перерастает достигнутого идеала.
73а. Гордость, что золото, но не всё золото, что блестит.
74. Скромность украшает человека, в особенности гениального.
75. Тщеславие в душе даже у скромности.
76. Одиночество – сильнейшее испытание бойцовских качеств. Нападать на самого себя - это уже обязанность.
77. Исполнять роль принципиального также сводится к привычке, как идти на поводу привычки быть принципиальным.
78. «Льстецу в душе у каждого найдётся уголок», даже когда всё остальное занято презрением.
79. Подонки скрывают свою душу не потому, что их любят, а они нет, просто к этому времени они научились её скрывать.
80. Чтобы Существование, Жизнь, Движение не прекратились, Некто предложил: «Познай самого себя».
81. Не думайте, что эта истина известна, она уже устарела.
82. «Сострадание ко всем» всё равно, что любовь к одному Богу.
83. Инстинкт – это не необдуманный поступок, а поступок продуманный неуправляемой волей.
84. Женщина начинает показывать свою ненависть, когда (чтобы очаровать) ей показывать уже нечего.
85. Очередной парадокс. Если мужчина и женщина перестанут друг друга не понимать, детей не будет.
86. Тщеславие женщины не терпит соперниц, поэтому презрение это безликое, но месть – совсем другое дело.
87. Сковано сердце, свободен ум – испытание довольно редкое.
88. Смущение – признак стыдливости очень скромных людей.
89. Позвольте спросить: «Что такое ужас и кто его придумал»?
90. Не зарекайся, соблазн велик. Именно в этом свобода и равенство.
91. Лёд обжигает, а тепло холодит.
92. Кто не рискует, тот не пьёт шампанское за свою добрую репутацию.
93. Презрение – сильное чувство, присущее скорее человеку, презренному снисходительностью, чем снисходительным людям.
94. Когда становятся зрелым мужем, обычно забывают, на сколько был серьёзен во время игры в песочнице.
95. Повторятся в безнравственности также безнравственно.
96. Не влюбляйся, как утопающий в соломинку, а просто его благослови.
97. У каждого актёра - свой идеал, у каждого идеала – свой актёр.
98. Мазохисты своей совести получают хоть извращённое, но удовольствие.
99. Только глухой может услышать эхо немого.
100. Нам не хватает уединения, чтобы признаться, что мы от него устали.
101. Животное – живое божество для познающего человека, в которое он превращается.
102. Неопытность в психологии любви приводит радость открытия взаимности к разочарованию.
103. Опасность счастья в той судьбе, которой помогло несчастье.
104. Нельзя отдавать все силы, чтобы побороть своё бессилие.
105. Благочестивый лозунг о свободе совести для «свободомыслящих» такой же обман, как их несвобода.
106. Смена душевных страстей соответственно требует смены действия ритма, мелодии, музыки.
107. Глупость – это закономерность или случайность? Эйнштейн бы тоже так подумал.
108. Моральный феномен в том, что, не появившись, он морально устарел.
109. «Сколько ниточке ни виться, всё равно норовит в лес убежать».
110. Адвокат нужен не преступнику, - клевете.
111. Иному и дурная слава приносит успех.
112. В театре бывают не только театралы, а на спортивной трибуне – не одни футбольные фанаты.
113. Хитрость присуща тонкому уму, а не грубой физической силе.
114. Стыдливость проститутки мешает ей стать настоящей леди.
115. Любовь слепа, ненависть ужасна, а, между тем, всем приходится терпеть.
116. Мужество – не Юлий Цезарь, - «пришёл, увидел, победил». Чтобы переименовать наше злое в лучшее одного мужества недостаточно.
117. Победа – Ничто. Воля к победе – Всё.
118. Невинность восхищения – это у тех, которые не думают, что ими могут, когда – нибудь действительно восхищаться.
Наивность восхищения – это у тех, которые думают, что такие люди есть.
119. Отвращение к грязи лучше сменить на принцип: «маленькая грязь – не грязь, а большая – сама отпадёт» – не надо «оправдываться».
120. Когда чувственность перегоняет росток любви Козьма Прутков «зрит в корень».
121. Почему Бог научился писать на греческом языке?
122. Учтивым и жестоким может быть сердце, скромность и тщеславие зависят от ума.
123. Брак – нравственный разврат.
124. Кто ликует на костре и не чувствует боли, уносит с собой наши грехи. Притча.
125. За науку расплачиваются тем, чему научаются.
126. Закон перехода количества в качество распространяется и на стадо.
127. Если у женщины есть стыдливость, то не под платьем, а в заглядовании под него.
128. Чем мудрёнее закручено, рубить понятнее всего.
129. Если чёрт – друг познания, то куда он метит?
130. Талант не мастерство – можно пропить.
131. Если любовь к женщине превратилась в любовь своего собственного идеала, поберегись кошачьих когтей.
132. От добродетели не отказываются, даже зная, что наказание от добродетели сильнее всего.
133. Легкомыслие в поисках идеала опаснее всякого идеала.
134. Истина, так же как и любовь познаётся чувством.
135. И фарисейство нужно воспринимать, как антипод для блага.
136. Чтобы быть услышанным, нужно найти собеседника, который может слышать.
137. Лучше быть посредственным философом, чем посредственным человеком.
138. Бывают такие мгновенья, которые уже были ни то во сне, ни то на яву.
139. В чём женщина превосходит мужчину лучше не говорить.
140. Совет в форме загадки. – «Что за узы тянут грузы»?
141. Головой думает брюхо, а если не думает, может возомнить себя кем угодно.
142. Действительно есть благопристойные мысли и не важно кто их автор: «Dans le veritable amour c’est l’ame, qui enveloppe le corps”. (В настоящей любви душа обхватывает тело).
143. К происхождению многих видов морали. То, что другим не под силу хочется как
тщеславию, так и гордости. А скромности – чтобы её оставили в покое.
144. Если женщина склонна к мужественным вкусам, то это уже мужчина в юбке.
145. Если бы женщина инстинктивно чувствовала, что её удел – вторые роли, был бы матриархат.
146. Победивший чудовище, не замечает, как в него превращается. И в бездне есть твоё отражение.
147. Женский парадокс: buona femmina e mala femmina vuol bastone. Sacchetti Nov. **
148. Женский феномен: соблазнить на комплемент и действительно в него поверить.
149. Атавизмы бывают и у нравственности.
150. Если «мир» вокруг Бога, тогда этот театр для КОГО?
151. С Вашего позволения, талант обязательно должен раскрыться, иначе его закопают.
152. Если змеи вещают: «Где древо познания, там всегда рай», то кто вещает про ад?
153. Если всё, что делается из любви, свершается по ту сторону добра и зла, то где свершается всё то, что делается из ненависти?
154. Патология чувств – это признак здоровья и здравомыслия, что не редко приводило к всевозможным открытиям.
155. Чтобы представить трагический момент, нужно глубоко войти в роль и ощутить.
156. Безумие смертной души – сумасшествие, а безумие общественной – закон.
157. Когда душевная боль становиться невыносимой, мысль о самоубийстве утешает тем, что этим ещё
можешь причинить душевную боль другим.
158. Если разум подчиняется нашему сильнейшему инстинкту, то совесть может иногда восстать и подчинить
его себе.
159. За добро и за зло не просто расплатиться. Эта расплата - неизбежна.
160. Выходит мало знать самому, что ты это познал, этим нужно ещё делиться.
161. Творческая натура эксплуатирует свои чувства.
162. Иной сосед бывает роднее брата.
163. В любом случае душа расправляет крылья. 164. Чтобы насадить мораль, обычно отрицают всякую мораль.
165. Кого – то любовь вдохновляет, а кого – то заставляет просто забыть про внутренние правила приличия.
166. По отношению ко всякой партии. – Чтобы самому при случае не стать бараном, пастуху нужен ни один
баран – передовик, ему нужны ещё хорошие псы.
167. У лгуна правда рожу корчит.
168. Если задушевность – потёмки, значит, этого стыдятся.
169. Христианство уличило смертную душу в новых пороках.
170. Чтобы скрыть скромность, не нужно много говорить о себе.
171. В порицании больше поучения, чем просьбы.
172.** Хорошая женщина и плохая женщина требуют кнута (итал., Сакетти. Новеллы).
173. Кто познал, что такое сострадание посмеётся всем в лицо.
174. Все знают, что у трезвого - на уме, у пьяного – на языке, поэтому говорить не надо, а писать можно.
175. Для ненависти не нужно себя готовить. Чтобы ненавидеть, нужно видеть.
176. И Вы, утилитаристы, если сможете, попробуйте извлечь из этого пользу.
177. Кто говорит, что любовь переходит в привычку? Любовь переходит в любовь привычной любви.
178. Тщеславие тщеславию не просто – рознь, они - заклятые враги.
179. «Достоверность» – это ещё не значит, что кто – то удостоверился в достаточной степени, это - когда все
согласились.
180. Чтобы совершить глупость, не надо кричать о правах человека.
181. Когда следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая во внимание того, что
мы тем временем «исправились», - это лишний раз доказывает неизбежность расплаты.
182. Невинность во лжи – признак сильной веры.
183. Наивность во лжи, как смех без причины – признак дурачины.
184. Сверхнаглость – благословлять там, где тебя проклинают.
185. Не всех людей фамильярность раздражает, кто – то к ней приучен.
186. Приятно удивляться самому себе, даже понимая, что твои заслуги очень малы.
Доброта умеет злиться. А ты дорос, чтоб тебе это понравилось?
ОТДЕЛ ПЯТЫЙ:
К ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ МОРАЛИ.
Созревание учения о морали происходит естественным путём с образования простого понятия, которое даёт заявку на СЖД. Далее происходит образование и отмирание энергетических связей, позволяющих
развивать данное понятие (не будем употреблять слово «наука морали», которое противно хорошему вкусу) как подготовку к учению о типах морали.
Не следует уподобляться тем философам, которые обосновывали мораль, считая при этом саму её «данною», учёной формой твёрдой веры в господствующую мораль.
187. Мораль – это не только внешняя форма обоснования или объяснения правил, поведения, поступков, действий, но и скрытая, тайная связь души с окружающим миром, которая позволяет ей вознестись, преобразиться, скрыться или смириться.
188. Более сложная система СЖД представляется в единстве и в борьбе противоположностей морали и её антипода – распущенности. Существенно и бесценно в каждой морали то, что она является долгим гнётом, а необходимость борьбы порождает и новые виды морали. Достаточно вспомнить о том гнёте, под влиянием которого до сих пор всякий язык достигал силы и свободы, - о метрическом гнёте, о тирании рифмы и ритма, чтобы понять утилитаризм и анархизм, стоицизм или пуританизм. И в самом деле, именно это и есть «природное», а вовсе не распущенность, естественное движение самой системы. Долгая несвобода ума, гнёт недоверия в области сообщения мыслей, дисциплина, которую налагал на себя мыслитель, долгое стремление ума истолковывать всё случающееся по общепринятой схеме – всё это насильственное, идущее в разрез с разумом оказалось средством, при помощи которого европейскому духу была привита его сила, его необузданное любопытство и тонкая подвижность. Именно в этой борьбе затратилось то количество энергии, которое способствовало переходу в качество.
В течение тысячелетий европейские мыслители только о том и думали, как бы доказать что – нибудь – нынче, напротив, для нас подозрителен всякий мыслитель, который «хочет нечто доказать», - для них всегда уже наперёд предопределённым оказывалось то, что должно было явиться результатом их строжайших размышлений. Эта тирания, этот произвол, эта глупость воспитала дух общественной души в условиях рабства в более грубом и в более тонком смысле, требующий духовную дисциплину и наказание. «Ты должен повиноваться кому бы то ни было и долгое время: иначе ты погибнешь и потеряешь последнее уважение к самому себе» – таков моральный императив, обращённый, прежде всего ко всему животному виду «человек», к человеку, к сословиям, расам, народам, векам. Разве в этом не просматривается очередной парадокс СЖД – отрицание отрицания?
189.Чтобы инстинкт превратить то ли в праздник, то ли буден, на него накладывают пост, табу. Запретный плод всегда сладок, а от грехов есть способ очищения, поэтому нетрудно, например, объяснить тот факт, что под давлением христианской оценки вещей половой инстинкт сублимировался до любви.
190. Платон, как и всякий мыслитель-моралист, принимая себя за эталон добра и блага, делает ошибку, считая что «дурной человек дурён только по заблуждению; если вывести его из заблуждения, то он по необходимости станет хорошим». А как хотелось бы всё зло превратить в одно добро…
191. Старая моральная проблема, мучавшая древних философов, произвела умственный раскол. Сократ встал сначала на сторону разума, задающий вопрос «почему?», прежде как подчиниться инстинкту. Но чтобы от инстинкта не отказываться, решил уровнять их правами и убедить разум вескими доводами, чтобы он при этом оказывал помощь инстинкту. Платон решил убедить себя, что разум и инстинкт сами по себе идут к одной цели, к добру, к «Богу», т.е. в вопросах морали побеждает «вера» или инстинкт. Декарт же признавал авторитет за одним разумом. Уместно спросить: «В чём же здесь добро и зло?»
192. Чтобы не ошибиться в исследовании происходящих процессов, не следует быть художником в качестве наблюдателя, надо использовать те дарованные возможности, которые позволяют увидеть незримое, понять непостижимое, достать недосягаемое; нужно освободиться от обыденных аффектов и воспользоваться тонкими и верными чувствами познавания.
193. Кто не испытывал чувства счастья? Никто об этом не скажет. Могут признаться лишь в том, что забыли, как оно выглядит.
И всё же, что такое счастье?
Над этим голову ломали все ни раз
И это целое делили все на части,
Ища всю суть в наборе разных фраз.
А счастье ведь не нарисуешь,
Его пером не описать
И носом тоже не учуешь,
Лишь сердцем можно услыхать.
Так уж устроен мир, что счастье – вещь относительная: с какой стороны ни подойдёшь, ко всем относится по - разному.
194. Видимо поэтому существует различие между людьми. Ведь обладание благом отличается некоторыми оттенками. Вспомните анекдот о публичном доме, где один получает удовольствие в обладании животного инстинкта, другой, подсматривающий в «глазок», пускает слюну и от этого уже чем – то обладает, ну а третий – обладает всей общей картиной. Так и в обществе, всякая душа стремиться обладать душою ближнего.
И если это обладание носит массовый характер, то происходит возвышение души, её качественное перерождение независимо от национальной принадлежности.
195. Что же касается евреев, то в их адрес было сказано много лестных слов, а делать из них святых - противоречит нашей морали.
196. Перефразировав притчу, можно, замалчивая, о многом сказать: «Не Солнце согревает душу, на котором имеются тёмные пятна».
197. Видимо, непривычные мысли и такая же непривычная их последовательность отвлекают от общепринятой морали, но в том и суть «девственных лесов», чтобы не струсить, не испугаться трудных испытаний: «не так страшен чёрт, как его малюют».
198. Познание приходит и тогда, когда учишься на анализе ошибок, поэтому не всякий оригинал ошибок, в том числе и анализ, нужно испытывать на себе.
Не следует мораль принимать за правила поведения личности в целях её «счастья», либо это не рецепты против её страстей, поскольку они обладают волей к власти и желали бы разыгрывать из себя господина. Нельзя обобщать там, где нельзя обобщать. Все они изрекают безусловную «мудрость», порою даже соблазнительную, но если взглянуть на дело разумно, всё это имеет мало ценности и далеко ещё не «наука». Эти отдельные составляющие живут в единой системе, которая существует в движении – в борьбе и развитии. Ведь эта система представляет соединение трижды повторенных благоразумия, благоразумия и благоразумия с глупостью, глупостью и глупостью.
199. Поскольку повиновение большинства меньшинству – есть естественный процесс развития любого общества, то инстинкт этот, можно сказать, из условного переродился в безусловный. «Ты должен» – повелевают родители, учителя, законы, сословные предрассудки, общественное мнение. И этот стадный инстинкт повиновения передаётся по наследству очень успешно и в ущерб искусству повелевания. Даже те, которые повелевают, создают некий обман повиновения. Они корчат из себя исполнителей высших повелений закона или Бога.
Стадная порода человека диктует свою волю, как единственно дозволенная порода человека, и прославляет как истинно человеческие добродетели те свои качества, которые делают его смирным, уживчивым и полезным стаду: стало быть, дух общественности, благожелательство, почтительность, сострадание. Там же, где идёт попытка заменить начальников совокупностью умных стадных людей, называется демократизацией общества. История повторяется. Именно в этом повторении смысл жизни.
200. Существует несколько типов людей. Одни стремятся покончить с войной, которую они олицетворяют. И это не одни только противоположные инстинкты и ценностные нормы вещей, которые борются друг с другом и редко успокаиваются. Они считают за счастье конечное единство, сытость, безмятежность и покой.
Другие воспринимают эту войну как возбуждающую приманку, щекотку жизни. И если наряду с непримиримыми инстинктами ими унаследовано умение и развито тонкое мастерство ведения войны с собою, т.е. умение обуздать и даже перехитрить себя, то нашему взору предстанут души выдающихся людей.
Эти оба типа связаны друг с другом не только потому, что возникают от одинаковых причин, просто они дополняют друг друга в своей системе СЖД.
201. Многие положительные инстинкты, например предприимчивость, карьеризм, безумная смелость, мстительность, хитрость, хищничество, властолюбие, которые ввиду их общеполезности приходилось не только чтить – разумеется, под другими именами, - но даже развивать и культивировать воспитанием (потому что в них нуждались во время общей опасности, против общих врагов), - эти инстинкты теперь уже приобретают в глазах людей удвоенную силу по своей опасности, и, вследствие действующей морали, скрываются нашей совестью от дурного сглазу. Но в силу их природной врождённости они созревают в интимных уголках души и в один прекрасный момент позволяют этой душе занять своё место в обществе. А если место это передавалось по наследству, то, конечно же, воспитание наследника уж ни как не могло быть по «рабской морали». Но поскольку повелевать у нас – следствие, вытекающее из господства одних над другими, не передаётся просто так, то и война за власть ведётся скрытая, «аморальная». И это – естественный процесс. Ведь ни «любовь к ближнему», а страх перед ближним заставляет навязывать страшную мораль – мораль трусости: «Мы хотим, чтобы когда – нибудь настало время, когда будет нечего больше бояться!» Не затянулся ли в этом процесс, т.е. в стремлении достигнуть этого «когда ни будь»?
202. Если зло назвать добром, суть не переменится или, когда вокруг дурной запах, затыкая нос, можно обмануть только свои чувства. Поэтому не следует обижаться на те слова, которые оскорбляют слух – «стадный инстинкт» или «мораль стадных животных». Эта мораль защищается всеми силами, мнит себя знающей, прославляет себя похвалой и порицанием, само себя называет добром. Она никогда не признает, что существовали или могут существовать другие виды человеческой морали, прежде всего высшие морали. Дело дошло даже до того, что и в политических, и в общественных установлениях наблюдается явное выражение этой морали. В этой враждебности все они – анархистские псы, мнимые демократы и идеологи революций, фанатики социалистического братства – все сходятся в вере в общность как освободительницу, стало быть, в стадо, в «себя»…
Но позвольте спросить: «Может ли быть благополучие, конечно же, относительное, у целого народа, государства?»
Поскольку стремление народов к благополучию процесс, естественно, направленный, и в этой борьбе происходят качественные изменения материальных и духовных ценностей, значит есть немногочисленные народы, прошедшие эволюцию борьбы за выживание в суровых климатических условиях. Они получили возможность цивилизованным путём произвести отбор духовных сил высшего порядка, при этом не замкнулись на средневековой морали и перешагнули межчеловеческие условности, приведшие к власти мораль своей общественной души. Это благополучие не противоречит теории СЖД, поскольку в противовес ему подавляющая масса не имеет этого благополучия. Точнее будет сказано, что неблагополучие порождает ростки благополучия всё больше и больше. Но это не означает, что если захотеть, то можно все народы превратить в благополучную семью.
203. Мы же, люди иной веры, - и весь процесс демократизации принимаем не за благо, а как естественный процесс СЖД. А поскольку этот процесс идёт, то в этом и есть благо. На что мы надеемся? – Выбора нет – на новых людей, способных сделать этот выбор. Мы не сторонники тех превращений, которые позволяют победителю пользоваться прежней властью и той же моралью. Кто продумал когда – нибудь до конца эту возможность, то остальные люди, - и, может быть, знает также новую задачу!
1997 год.
Свидетельство о публикации №111072803095
Владимир Мирославович Вселенин 16.04.2014 16:42 Заявить о нарушении
Виталий Шведов 16.04.2014 17:00 Заявить о нарушении
Владимир Мирославович Вселенин 16.04.2014 17:06 Заявить о нарушении