Итоги июня. Михаил Свищёв
Рассудка памяти печальной...
К. Батюшков
Потому что водораздел и вправду лежит где-то здесь, между сердцем и жёстким диском серого вещества. И если друг друга мы видим не иначе, как покрытыми слоем прошлых, отмерших клеток, которые и образуют кожный эпителий, то самих себя – покрытыми слоями отмершего времени. Но есть какая-то иная память, какое-то другое зеркало для себя – там, за стеклом, как в темно-зеленом аквариуме, это самое время продолжает жить, вилять плавниками и напоминать, что мы не только жили, но и живы. И таким стеклом, которое не только разделяет, но и позволяет увидеть, порой становится речь.
Я не нашел в июньском лонге ни одного стихотворения, которое бы прямо не относилось к этой теме. Что значительно упростило задачу – координаты оказались заданы, осталось только определиться с приоритетами. Но и здесь всё уже сделал за меня прекрасный Батюшков. Сильнее – то, что помнит сердце, печальный рассудок слишком часто врёт, твердя «оно было», и замалчивая, что «оно есть». Потому что поэзия и есть то самое сплошное настоящее, которое Клайв Льюис почитал привилегией Бога.
Но это и наша с вами привилегия.
1. Итак, конечно "Дельфины" ЕГОРА МИРНОГО
http://www.stihi.ru/2011/03/07/3115 отборочный тур БЛК
То, что мы любим, всегда с нами, но чтобы воспользоваться этим, иногда нужно нырнуть так глубоко, что заботиться о запасе воздуха в легких на всплытие уже не придется. У автора этот глубокий вдох получился. Здесь – фильмы. Здесь – дельфины, с одним из которых я когда-то в детстве надеялся подружиться. Здесь мои любимые чёрные дыры, в которые падая, никогда не знаешь, куда упадешь, и тем более – чем станешь, пока будешь падать. Но главное всё-таки, чтобы там были дельфины. И чтобы хватило воздуха хотя бы в один конец. У автора – хватило.
Смирившись с тем, что "влюблён" - это статус, а молоко бывает птичьим,
пересмотрев в сотый раз "Бездну" и другие любимые фильмы,
погружаешься в пучину фантастического безразличия,
а там - дельфины.
И так они ластятся к тебе, так пробуют тебя на запах,
словно выясняют, сколько в тебе рассеяно пыльцы света,
а ты не помнишь себя от счастья, потому что не будет уже никакого "завтра",
будет - вера
в то, что нет ничего разумного, есть только смерть и танцы,
не захочется больше выяснять, какими чувствами ты болен:
чувствам бесполезно сообщать, как они называются,
болезням - тем более.
Дельфины подбрасывают тебя в тёплый космос, курлычат что-то, наверное, радуются.
привыкаешь к невесомости, к мягким плавникам, а вдалеке сквозь рыхлый пар виднеются
твои детские книжки, утонувший брат, любимая девушка под капельницей,
фабрика Уолта Диснея.
2. МАКС СТАВРОС "Влюбленность девочки"
http://www.stihi.ru/2008/11/27/9 номинатор Пастух Ла
«Что б было вспомнить что…» Пока живешь, вариантов «зачем» почти так же много, как и причин полагать время от времени, что незачем. Возможно, под конец своей или чужой – подумается как раз это «чтобы было что вспомнить». Мне так не думается. Но этот вариант слишком похож на правду, чтобы о нём не думать вовсе. И простой мотивчик здесь прост, как мои рассуждения на полях, но куда более уместен, оттого что совсем не отвлекает от главной мысли.
Она была похожа на
птенца нескладного:
чуть-чуть не доросла весна
до перекладины.
Так, полу-дество – полу-блажь…
Влюблённость девочки…
Наивный маленький коллаж
забавной мелочи…
Я без труда её читал.
Мне было весело
смотреть, как мечется мечта
по небу с песенкой,
и на рассвете находить
на подоконнике
её внимания следы –
охапки донника.
Всему свой срок, своя пора.
И всё кончается.
Прощание, никчёмность фраз,
её отчаянье,
усталый медленный ветряк
и сойка вздорная.
Писала бабка мне: «Твоя
ходила чёрная.
Боялись, тронется умом.
Водили к знахарке.
Сдался ж усатый старый сом
девчонке махонькой!
Ей нагадали в Рождество
старухи странника -
обычный бабий пустозвон,
а сердце ранили.
Вам, мужикам, всё трын-трава.
А ты б тихонечко
разок её поцеловал,
чтоб было вспомнить что…»
3. ОЛИНКА "про икру"
http://www.stihi.ru/2011/06/03/7879 номинатор Геннадий Руднев
Любите ли вы Есенина, как люблю его я? Вопрос без ответа – никто не скажет, как именно он любит Есенина, если любит, конечно. Очень скользкая тема, деревенская поэзия. Очень легко оступиться и попасть городским туфельком в коровью лепешку. И потом – всё уже как бы сказано. Но всё ли? Не все. Я вспомнил, что не всё, когда прочитал этот стих. Потому что он тоже о памяти. И тоже – сердца, рассудок таких кукунОв просто не запомнит.
в одуванных лёгоньких баюкалках,
в зыбках из пухового стекла,
подрастая, травяные куколки
слышат под землёй колокола,
ведают: на солнечное маслице
станут стряпки горние скупы,
камочек утащат в Ирий ластицы,
мальчуков – щевронки и серпы.
а покуда стадо справно доится,
на волошках нагуляв бока,
и Маринке девки шьют на Троицу
сарафан из алого платка,
оставляют в потаённой хижинке,
где одни клопы да мураши,
уходя трапезничать яишенкой
за помин кукушечьей души.
по цветочным слёзкам именинницы
прорицает луговая мышь:
«быть сынку, коль корень долгий вынется,
если круглый – доченьку родишь».
важная ворона-протопопица
каркнула, рассевшись под окном:
слышишь – поезд свадебный торопится
обвенчать кукушку с кукуном.
принесу в корзинке лета кошьего –
не бывает слаще и свежей –
ягодками лакомить хорошего
до грядущих ласток и стрижей,
и, перемежая мясопустами
мышеядства сытную пору,
яблоками звонкими похрустывать,
на блинах предчувствуя икру.
4. КЛЕР "Власть несбывшегося"
http://stihi.ru/2008/05/13/4545 номинатор Павел Самсонов
Как раз тот самый случай, когда вопрос «чтобы было что вспомнить?» ставиться ребром. И на нём же зависает под самыми немыслимыми с точки зрения мирового тяготения углами. Любой перебор, любая длиннота этакий стоячий пятак немедленно завалят на орёл или решку (что в нашем случае одинаково скучно). Ан нет же, стоит себе ребром у автора, колышется в «дыме дум», но не падает. И пусть стоит – хорошо ведь стоит, а?
«иногда я думаю: слава богу
кончилась история, трупов нет.
пронесло-проехало мимо, боком.
обошлось без глупостей и - привет.
а потом я думаю: стало скучно.
есть кувшин - а толку-то, три - не три.
ни словечек ласковых - внутриушно,
ни улыбок солнечных - изнутри
лучше бы не думала - думать вредно,
цвет лица теряется в дыме дум.
кухня, дети, церковь - хотя б к обедне...
бум здоровы, барышни, бум-бум-бум»
5. Ю.ЦЫГАНКОВ "Футбол"
http://www.stihi.ru/2006/08/20-685 номинатор Андрей Федосеев
Почему-то этот футбол представляется черно-белым. Фотопластинка, царапанные ли 24 кадра – все равно без цветов. Но не потому, что не веришь. Потому что очень документально. Потому что рассудок запомнил бы всё в цвете. И не запомнил бы ничего.
Два фильма, которые встали у меня перед глазами – известный всем «Зеленый фургон» и «Первые ласточки». Нет, там напрягались. Но автору удалось передать этот самый потный азарт как светотень, где уже нет никаких усилий, где уже память. А потому ненапряжно и не больно. Матч давно проигран или выигран, и игроки это знают еще до свистка. И живут в сплошном настоящем строк.
нападающие вяло нападали,
огрызалась нехотя защита,
полузащищалися хавбеки,
полунападая иногда...
вратари не напрягались, зная:
всё, что не возьмут, то не берётся,
и судья не напрягался тоже -
а ему-то, собственно, с чего?..
на трибунах было в меру пьяно
и болеть не то чтобы болело -
так... все знали: здесь они бессильны
и не очень, в принципе, нужны...
лишь один мордастый грубый тренер,
жизнь проживший всю свою в футболе,
вдруг затосковал - противно стало
и обидно за себя, хоть вой...
6. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН "дрын-дрын-дрын"
http://www.stihi.ru/2011/05/30/1408 отборочный тур БЛК(Квота Максима Корсакова)
А у меня тоже была красная чешская Ява. И тоже почти с лихуем назад. И тоже завидовал, когда её не было. И тоже очень трудно было поставить цель. Почти также трудно, как сейчас. Получилось – сердцем, в смысле. Ведь сейчас овальные сигареты – если только из заднего кармана джинсов. А тогда взаправду были, с завода.
"дрын-дрын-дрын" - заводит мотоциклет
распоясавшийся сосед, в сверкающем гермошлеме гад...
тридцать с лихуем лет назад
у меня на носу экзамены и прыщи (не сдашь - попадёшь в ПТУ, потом не пищи)
надо взяться за ум и поставить цель, а смотрю в балконную щель
на щель между нинкиными буферами, на светкин зад...
тридцать с лихуем лет назад
Миха рассказывал, что блатная Метелина, она же Швабра, она же Метла
ему за коробку "птичьего молока" дала... дела...
ожерелье на шее наколото у неё, и она чиканутая в смысле "ё"...
я завидую Михе, что там триппер и бати апартеид
(спионеришь овальную сигаретку, пока он спит,
в ней табак, что дрова трещит, что самосад)
тридцать с лихуем лет назад
"дрын-дрын-дрын" - это красная чешская "Ява"
встаёт на дыбы и летит красяво, выёживается гад...
7. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "По ночам"
http://stihi.ru/2011/02/25/2558 квота Главной редакции
Куда еще смотреть ночью, иначе как в себя? Больше-то ничего не видно. По правде, не люблю подобных занятий. Но здесь как-то интересно смотреть, потому что у лирического героя «было что». Вот он и вспоминает, и трещины на потолке – хорошее подспорье. И он еще жив пока. Оттого и интересно.
А по ночам он смотрит в потолок
на паутинки и узоры трещин
и видит силуэты бывших женщин
(с ним бывших) и других, с какими мог,
но не случилось. Капает вода
из крана, дождь торопится по крышам
машин и гаражей, но он не слышит,
давно не слышит, кажется, всегда
И медленно ползёт издалека
какая-то невнятная тревога
и плещется у самого порога
угрюмая бетонная река
И вот уже тяжелою волной
она идёт наверх и тени катит
перед собой... касается кровати...
пока не накрывает с головой.
8. ЛЮДМИЛА ЛУРЬЕ "У нее серебристые пряди..."
http://www.stihi.ru/2011/02/18/7560 номинатор Пастух Ла
В лонге много стихов, какие могли бы стать просто рассказами, но не стихами. Читаешь с интересом, потому что все по делу, а потом думаешь – а почему стихи? Этот похож на известный рассказ Кафки про маленькую чудную зверушку. Особенно – концовкой. Но то, что он про человека, делает его стихом.
У нее серебристые пряди в густых смоляных волосах
И испуганный взгляд потерявшего маму ребенка,
Голосок по щенячьи смешной неестественно тонкий,
И трехзначная цифра венчает ее на весах.
У нее не забытый еще присоветский диплом медсестры,
И она попадает, как снайпер, в тончайшую вену,
Но обидеться может на вас горячо и мгновенно,
Даже если вы были милы и предельно добры.
Она книги читает без выбора все, что дадут,
И одна, на свои, с пяти месяцев пестует дочку,
На квартиру с балконом хватило б, наверно, в рассрочку,
Но не верит, что это написано ей на роду.
Ты звонишь ей от силы раз в месяц, ну, может быть, два,
И готовишься к встрече заране, однажды в сезоне,
Приглашаешь в кафе, обиходишь, как куст на газоне,
Где ее же слезами обильно полита трава.
На вопросы свои ты навряд ли получишь ответ,
Ощутишь отдаленность от мира тушканчика в норке,
Что живет с ощущеньем вины на душе и в подкорке
Лишь за то, что вообще, как на зло, уродилась на свет.
И однажды ты спросишь: "K чему эта вся карусель -
Понимать и кормить, наполнять и теплом и участьем.
Ну не должен же кто-то из нас умереть в одночасье,
Чтобы ниточку эту однажды порвать насовсем?"
9. НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Погрешности"
http://www.stihi.ru/2011/04/15/327 отборочный тур БЛК
Смерть красивая худая – так, по моему, и рекламировал этот стих номинатор. И в случае со мной реклама удалась на все сто. Правда ведь, красивая и худая. Больше худая, но ведь и красивая же.
Если немоты не соблюдая,
Лепетать о том, что не сбылось,
Выйдет смерть, красивая, худая.
Ткнет в тебя невидимую трость.
Станешь завещать себя повсюду,
Письмецо слезливое писать.
Ей кричать заученное – буду
Дочь, сестра, любовница и мать.
Сдвинет брови ласково и строго,
Волосы за ушко отведет.
Скажет - успокойся ради Бога!
И рукой закроет лживый рот.
10. СЕРГЕЙ ПАГЫН "Память словно старуха, выжившая из ума"
http://www.stihi.ru/2009/08/10/2029 номинатор Владимир Мялин.
Мне не нравятся перечни, кроме разве Большой элегии Джону Донну. Но здесь кроме перечня есть коготки и чешуйки, которые говорят, что на самом деле мы живы, а колесики – просто способ существования белковых тел. Ага, это и есть вызов смерти. Потому что на самом деле никакой смерти нет, что бы я не писал про предыдущее стихотворение Натальи Чековой:) И если бы не «стынущий любви ожёг», этот стих опровергал бы меня еще более убедительно.
Память – словно старуха, выжившая из ума,
или развеет прахом, или снесет в чулан
все, что считал я главным…Заштопанная сума,
в бледный цветочек узел, оттянутый вниз карман
сохранят лишь безделицу: колесико от часов,
коготь птичий, железку с пружиной в ней,
маковую головку, ржавый дверной засов,
сморщенный терна плод, рассыпавшийся репей.
Гаснут беда и нежность…Стынет любви ожог…
Но во мне проступают, будто из-под воды,
крошечный вызов смерти, тоненький голосок –
птичий коготь,
чешуйка сияющая слюды...
P.S.
Я не читал обзор Михаэля Щерба до того, как сделать свой выбор. Из справедливости. Потому что он тоже мой не смотрел:) Правда, Дельфинов я всё-таки успел у него украсть и очень этим горд, хотя они и так бы не проплыли мимо. Я читал его потом, чтобы что-то не пропустить. Мне тоже сначала хотелось выбрать пять, а потом три. Потому что чем меньше выберешь, тем лучше промолчишь про оставшиеся – дескать, всё неплохо, но вот запали эти три, и точка, а ваши другим западут. Но выбрал десять, а если бы по условиям конкурса нужно было бы представить свою двадцатку или пятидесятку – выбрал бы еще десять или сорок. Потому что каждый стих заслуживает обзора, если он стих. Просто иногда что-то ему мешает проявить свои стихотворные качества. Очень хорошо, например, смотрелся бы в моей десятке «Весенний разговор» Даны Курской. Её героиня жива, но она выбрала не совсем подходящего собеседника. «Спросим – будет знамя красное над землей алеть всегда? Наши дети станут счастливы? И судьба ответит – да!»
Любопытен и прототип патефона Ачагова. На мой вкус, он лишь слишком фонетичен.
А увлекательная «Группа продленного лета» показалось чересчур переполненной участниками.
Но всё это – стихи, всё – память, всё – чья-то жизнь. Поэтому я очень хочу, чтобы моё огромное спасибо всем авторам лонга не выглядело простой вежливостью. Я правда рад, что мы с вами живы, пишем и, значит – живём сплошным настоящим.
С благодарностью,
Михаил Свищёв
Свидетельство о публикации №111072706289