На языке тишины

 «Победишь себя, усмиришь себя, – и станешь свободным
как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело,
и других свободными сделаешь… нигде мировая гармония,
 если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд…»

Ф.М.Достоевский               

         
         День выдался знойным и близился к вечеру. Еще достаточно молодой человек, но уже с глубокими морщинами на лбу присел на берегу моря. Его седые длинные волосы бережно развевал легкий ветерок, а знойные лучи весеннего, но по-летнему жаркого солнца одаривали мужественное лицо загаром. Буквально завораживающий, глубокий взгляд, устремленный вдаль; им непременно владела жажда охватить как можно больше и осознать, как можно яснее предлагаемое величие истины, точно накатывающей на него с каждой последующей волной. Будто всё его могучее существо уже само по себе было частью этой вечно вдохновляющей тайны; сочетающей в себе и музыку - живое звучание природы, и живопись с палитрой первозданности, и поэзию с совершенной гармонией.
         Пребывая здесь перед морской гладью, он читал горизонт, точнее постигал свое время на море жизни через язык тишины… Метафизическое соучастие - образы, образы, образы… и откровения. Приоткрывающиеся завесы над реалиями, о которых не принято говорить потому, как слов, описать их, попросту нет. Их осознание имеет духовное значение для человека, с чем человек способен творить свое дело сердцем, точнее душой, умом и сердцем. Всего лишь умозаключения таят в себе много опасностей, но когда на языке тишины общаются сердце с разумом, человеку посылается великий дар благодати - дар рассудительности. Укрепляя рассудительность через веру, человеку открываются все новые грани истинных взглядов на бытие. «Православное Богопознание не есть отвлеченное созерцание блага, Любви и прочее, не есть оно и простое совлечение ума от всех эмпирических образов и  понятий». - Схиархимандрит Софроний.
          В жизни все имеет свой смысл – радость и скорбь, болезни, недуги и исцеления, нищета и богатство; смысл при осознании, которого человек эволюционирует духовно и физически. Смысл, требующий от человека, прежде всего смирения, так как его осознание нельзя оспорить, ибо этот смысл является самой жизнью. 
          Еще в юности Петровича (мне его так проще называть) частенько одолевали раздумья об актуальных противоречиях современности стремительно менявшей свое обличие в безобразное настоящее, он открыл для себя главную потребность своей души, а именно свое творческое начало. Коей представлялось действенное созерцание или искусство единения, кстати говоря, подвластное единицам.
          Будучи абсолютно уверенным, что он на правильном пути, на объяснение с самим собой, он потратил, по меньшей мере, лет этак двенадцать, но таковым был путь его одиночества. Впрочем, современникам текущего настоящего, если они объективны настоящее всегда видится безобразным, поскольку в большей степени и по праву текущее настоящее принадлежит истории. А боль и переживания складываются из постоянных сложных обстоятельств, по причине чего и ему обзавестись своей семьей совершенно не представлялось возможным.
          «Бог бережет свободу человека, как самое драгоценное начало в нем и потому смирением влечет душу к любви Своей». - схиархимандрит Софроний.
          Главное же дети, без которых наступает жуткое осознание, что вся твоя нелепая жизнь пошлый черновик.          
         Заключив для себя, достаточно простой вывод, что все живое является частью истины и вследствие чего благодатью, он озадачился идеей творчески изложить свою мысль. Он постоянно твердил себе, что самое достойное искусство, было, есть и будет языком дерзновенных самобытных миров человеческих душ. Но нет вне истины искусства, как и истины вне Бога, оно должно произрастать в тебе, точно, как и с чем произрастаешь ты. Иное, лишь схожее с искусством, лишено полноты жизни; чтобы твой труд жил, ты должен им победить время, своего рода смерть. Человеку, это не под силу, а творцу и художнику... И именно через простоту, быть может, иронию, и легкость подаваемой мысли.
         Искусство, призвано приобщать человека к духовности, и оно совершенно не возможно без очищения души и сердца, а  талантливость и гениальность всегда вторична перед торжеством истины, ее великолепием и чистотой; так как наша земная жизнь есть результат вселенского противостояния.
          «Юношеская запутанность и сложность, гамлетизм обычно происходят из следующего: талантливый юноша (реже девушка) с умом и фантазией, с сильной впечатлительностью – под влиянием книг, примеров, людей, в результате ума и фантазии, создает себе параллельные личности, гардероб костюмов и масок, которые в конце концов, как ларры (зловредные духи по терминологии древних греков) утесняют основное ядро личности и паразитирует в нем». - о.Александр Ельчанинов. Борьба же за благоденствие реалий постоянна, через обогащение внутреннего духовного мира постигающего человека, с последующей реализацией накопленного потенциала. Истина в бездне или бездна в истине?!..
         «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце – на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Разум (или ум) – слуга сердца». - о.Иоанн Кронштадский.
         Мысли Петровича лились потоком, то смешиваясь, то дополняя друг друга, как маленькие кусочки разбитой в дребезги мозаики. Неизменным оставался лишь пейзаж, время от времени, от вида которого он закрывал глаза, чтобы сохранить в себе благоразумие.
         Анализ собственных мыслей многих доводил до безумия, - нелепое отсутствие готовности к выбранному пути, тщеславие, зависть, жестокосердие. Должно быть, причина данных обстоятельств обыкновенное заблуждение, что некая форма признания обязана создавать атмосферу устроенности вокруг одаренных людей. Нет, и еще раз нет! Простота, граничит с глупостью, но у них нет ничего общего. «Таинственная сфера искусства, такая пленительная, такая околдовывающая, - так мало приближает своих служителей к тому, что мы считаем истиной для них обычные черты эгоизм, гордость, жадность и слава, часто крайняя чувственность. Во всяком случае сфера искусства – не духовная сфера, а область чистой душевности». – о.Александр Ельчанинов. Тяжелый и рутинный труд. Однако данные труды облагораживают нашу человеческую жизнь, в отличие от трудов с потребительскими ценностями, что эту жизнь обесценивают.
         Никакой суеты, - повторял он себе. Размеренно обдумывая и передумывая свои планы. Точнее пути их реализации. Ибо если ты наделен тем, что больше тебя, этому абсолютно нет никакого смысла противостоять. Поскольку, уже само противостояние таланту  тебя погубит. Настоящий талант - это путь веры сердца человеческого. Искренней веры в Господа Бога и Его дар, веры в силу и победоносную святость вселенской любви.
         «Веру я считаю такою психологической способностью человека, которая более других отличает его от животного». – Н.И.Пирогов.
         И очень важно помнить, что одаренность не превозносит тебя над другими людьми, а призывает к служению ради жизни, - это крест, во благо самому себе и других людей. Ведь, так или иначе, каждый человек наделен тем или иным даром.
         «Вера есть небесное сокровище, которое вручено человеку Творцом, как рай Адаму, чтобы его хранить и возделывать». - К.Д. Ушинский. 
         Благодарностью же к творчеству может быть обретение его ценителей. Не потребителей, а именно ценителей способных проникать в глубины представленных тобою трудов. Ценителей способных побеседовать с плодами твоего одиночества. Именно в этом случае труд твой может посягнуть и на наследие искусства, и служить во благо человечеству, - будучи благом.
         Закат, самый плодотворный период творческого созерцания, приближался к завершению. Петрович спокойно поднялся и направился вдоль берега, в сторону дома. Ощущая усталость в каждой клеточки своего тела, приятную усталость, он был скорее даже счастлив. Чувство схожее с осенней природой, счастливо уставшей и безмерно благодарной за свой красочный финал перед неизбежной зимней стужей. Его ощущение природы я действительно понимаю, как безудержно влюбленного. И считаю справедливым добавить, что если бы он покидал побережье менее уставшим, то более склонялся к разочарованию в потраченном напрасно времени. Усталость для него является наиболее важной оценкой и одновременно надеждой, что спустя некоторое время, он сможет создать, то к чему так стремиться. Поделится своей внутренней радостью о том, как низменность мала, если побеждать ее в себе, а именно победа над самим собой определяет в человеке человека, сущность которого в божественном начале. Свойственная творческим людям черта, создавать себе дисциплинированные рамки, иначе есть риск потратить свою жизнь на путь в никуда – бездейственные пустые размышления. Должно быть, для этого и есть великий замысел добродетели смирения; в чем природа служит человеку своего рода примером.   
         Придя домой, он прошел в кабинет, растопил камин, и присев за рабочий стол закурил трубку. Он хотел избавиться от мыслей переполнявших его в этот момент, потому пододвинул к себе печатную машинку и принялся стучать по клавишам. Важно достаточно быстро излиться, после чего можно совершенно спокойно приступить к работе; как правило, в душевных потугах отсутствует связанность, скорее сумбур. А чаще сплошная эйфория, только мешающая работать. Никакой ясности при острой в ней необходимости. Если в твоем творчестве нет никакого представления для тебя самого, значит, ты творишь несуразицу. Брось все и разберись с собой, то есть изложи все «в стол» после чего можно оценить свои возможности. Мое личное мнение, что скороспелая легкомысленность служит попустительством творческого труда до плода графомании. Однако со временем, если преодолеть себя, то обязательно придешь к последовательности, с чем вроде бы легко и музыкально:
          …асфальтово-пасмурный сентябрь в осыпающихся листьях выдался весьма занимательным. Знойное летнее тепло, погружая в осеннюю прохладу, во время вечерних прогулок располагалось добрыми впечатлениями на сердце. Точно меланхолия  природы о любви, с каждым вдохом приятного свежего воздуха преподносило ощущение нечто уходящего и грядущего. Удостаивая осознанием, что все это любовь!!! Нечто живое и всеобъемлющее…
         Однако, чем больше любовь, тем меньше её слов, а больше дел; чем меньше дел, тем больше слов о не любви, отнимающих время и силы.
         Со мной часто случаются обстоятельства, значение которых я понимаю, к сожалению, для себя много позднее, чем хотелось бы. Не собранность видимо, в отличие от осени. Все кругом у нее разбросано, а глаз радуется.
         Ничто не дарит более душевной гармонии, как запись мыслей, впечатлений и взглядов. В эту пору у меня нет большего желания, как заниматься записями «в стол». Занимаясь этим я, ощущаю свободу. Свободу, к которой мне хочется стремиться и сохранять в своей душе. А именно к свободомыслию наиболее тяготеет душа моя, поскольку рассыпанные листья под ногами – богатство… Стремление же к порядку  у меня всегда присутствовало, но меня раздражает пафос. Думается мне, что пафосный порядок ложный. А вот у осени напротив, он абсолютно живой. Нет суеты и раздражения, есть естественная борьба за свое великолепие. Почему же у нас этого нет, у людей? - Ну, скажем, мы боремся за благополучие, вследствие чего получаем обратное. Да, получается, слишком яростно боремся, без правил.
         Посему мне действительно нравится, прогуливаясь по усыпанным дорожкам осознавать, что осень еще и вразумляет. Позволяя, в умилении совершенством лучше сосредоточится. Собраться в простоте искренности, трезвости, здравости уму и сердцу. Особенное достояние природы, ее мудрость и смирение постоянно с достоинством.
        Осень. Она как настоящая женщина, не идеальна, но совершенна, с чем и самодостаточна!
         Мне же помимо не собранности приходится бороться и с рассеянностью. То одно забуду, то другое; будучи абсолютно убежденным, что за утратой последует находка. Иногда кстати так и случается, но гораздо реже, чем активные проявление моей несобранности и рассеянности.
         Совершенно справедливо отметить, что наш мир состоит из деталей. Которые важно хоть немного задумываясь примечать для себя. И мы никогда не будем лишними, поскольку в нас будет жить любовь!..
         Сердце человеческое, вот меч разума, если оно в ладу с душой. У сердца есть отечество, история,… а разум лишь дополнение, да и губителен он, бессердечный разум. От такого разума лишь невежество, и скорбь, - точно человек апокалипсиса, от чего и без будущего. Великое счастье, когда разум обретает сердце, после мучительных скитаний обреченных на существование, разум получает право на полноценную жизнь.
         История сердца человеческого, история личности, а бессердечность, трагедия общества с ужасающими последствиями. Прав был Федор Михайлович, ох как прав, - без Господа Бога, нет человека, как и любви, и смысла… Мертвое царство тленного праха.
         В полноценной жизни есть место и любви, и раскаянью от ее отсутствия, в чем собственно и вижу полную цену земного пути. И либо с радостью к престолу, либо с адской скорбью…
         Поправив огонь в камине, и обновив трубку, он расположился в кресле. Перед приездом сюда он снова перечел свою любимую книгу Ф.М.Достоевского «Дневник писателя». Величайший труд достойного художника слова и мысли, трезвость суждений, горячего сердца, которого поражает, прежде всего, объемом, в коей глубина и масштаб. Вот величина мастера русской литературы. Была бы возможность, тот час бы читал сей труд со сцены, под увертюры Глинки, Рахманинова. Одухотворенная проницательность для того и дарована человеку, дабы пробуждать рабов бессмыслицы от их иллюзорного транса. А массовое наваждение ничем другим и быть не может. «Распались начала внутренней жизни: святыня, красота, добро, польза не только не образуют теперь единого целого, но и даже в мыслях не подлежат теперь слиянию.
         Современная святыня робка и жмется в затаенный угол, ни для чего более не нужный, уголок души.
         Красота бездейственна и мечтательна, добро – ригористично, польза – пресловутый кумир наших дней, - нагла и жестока. Жизнь распылилась.» - о.Павел Флоренский.   
         За вседозволенностью бессердечности, как облегчения жизненного пути человеческого нет ничего кроме обмана душ человеческих, что возможно лишь разлучив разум с сердцем. Но пламенное сердце верой истинной, столь горячо, что обжигает безрассудство. Непременно об этом писал Федор Михайлович в своем труде. И как очевидно в его время зарождалась страшная трагическая тенденция падений, так сегодня мы пожинаем горькие плоды чудовищной авантюры безнравственного общества, среда которого ориентирована на фактическое уничтожение институтов должного развития личности. Нет, ни одного общества за всю историю человечества, которое сохранилось бы обществом в безнравственной среде. Так же как и нет ни одного государства, которое могло бы оставаться государством в отсутствие общества. Фикция, самообман и не более…
         Вот характерная черта классиков - анализ ошибок и заблуждений, свойственных текущему их жизни времени. Должно быть, это и служит камнем преткновения в понимании их творчества. Когда же спустя время сокрушения о последствиях этих плачевных заблуждений чувствуются более остро от утрат и горестных потерь, противники исторического художественно-литературного наследия стараются не допустить обращения общества к столь существенному аналитическому инструментарию. Покрывая труды художников мысли и слова ложными понятиями об устаревших взглядах на извечные истины.
          «На основе закона подражания, мы являемся в значительной степени производными окружавшей нас среды. Но этой средой являлись не только окружавшие нас люди, но и все личности, с которыми мы знакомились или через литературу, или через устные рассказы. При этом если эти образы были ярки и милы душе то действие их, может быть, было сильнее, чем окружавших живых лиц.
         Так влияют на формирование души писатели, в этом их ответственейшая роль перед человечеством». - Н.Е.Пестов.
         Возможно ли, попустить ложные убеждения или полный вздор в историческом государстве, с нравственными ценностями в обществе? Да, безусловно, нет; а в безнравственном никто не захочет ради собственной устроенности, и обратить на это обстоятельство, своего внимания. Одни вздохнут со скорбью, как другие глупые по своему разумению непременно примутся претворять оскорбительные сердечному разумению новшества в жизнь. Точно как «иное – веровать в Бога, а иное знать Бога. Верующих на земле много, а таких которые знают Бога - очень мало» - говорит старец Силуан Афонский.
          Так или иначе, но самое сокровенное и ценное в сердечном разумении является провидение. Провидение же вполне конкретное откровение истины, которое оспорить в принципе нельзя.
          Ответственность, требует порядочности, а порядочность – ответственности. Ежели безответственно или тем паче двулично, то получается именно безобразное настоящее. Потому как истинные критерии нравственности сколь однозначны, столь и совершенны, а у человека нет возможности, способностей или вовсе права пребывать на линии горизонта, там, где язык тишины начинается…
           Вывод Петровича был, конечно же, прост, чтобы полноценно жить - нужно любить; чтобы полноценно любить – нужно жить!
           Пожалуй, единственное, что он записал и сохранил на чистом листе бумаги. Вскоре он женился, - дети же это главное!..

2011г. 
             


Рецензии