Гимн лесной...

Ну,  слава Богу,  дело  к  ночи...
И, под собой не чуя ног –
В  трудах  закончив  день  рабочий,
Я  на  минуточку   прилёг.
И  словно  в  яму…  до  рассвета,
Без  тяги  к  ужину,  без  сил:
Безумный  день  вершины  лета,
Под  корень – начисто,  скосил. 

И снится  лес...
В  нём  царство  птичье...
В  нём  дух  еловый  смоляной 
Висит  над  россыпью  черничной
И  тихой  вотчиной  грибной…
Там  дух  бессмертный  в  каждой  ноте –
На  сцене  утренней  зари,
Как  Феникс,  в  творческом  полёте
Играет  Штраус  попурри:

Тарьям... тарьям... тарьям-там-там...
Тарьям... тарьям... тарьям-там-там...
               
Пьянят  божественные  звуки – 
Широким  жестом,  как  на  пир, 
Гостям  протягивает  руки
В  начале  дня  волшебный мир…
Влекут,  не  зная  угомона,
Дубравы,  рощи,  сосняки,
Даруя  шанс  всему  живому
Со  щедрой – божеской  руки.
Не  потому  ль, в свободном стиле,
Оптимистичный  и  родной
Рассветы  будит  над  Россией
Нерукотворный  гимн  лесной?..
И  пусть  звучит  –  недаром  снился
Как  «Венский  вальс»,
Как  Божий  дар –
Пока  ещё  не  разразился
Экологический  пожар!..

          ***
А  между  тем,  настало  утро...
Смотрю  в  окно  из-под  руки
Как  бирюзовым  перламутром
Лоснится  окоём  реки.

Но,  видит  Бог,  не  до  рыбалки:
На  этот  раз  попутал  бес –
Через  околицу,  вразвалку,
Иду  гулять  я  в  дальний  лес.

Остатки  сна  в  пустой  корзинке,
Ещё  не  выспавшись,  несу,
Чтоб  дух  интима  под  осинки
Припрятать  где-нибудь  в  лесу.

Привыкший шастать  меж  газонов
Теперь,  как  путник  с  батогом,
Купаясь  в  бархате  зелёном,
Росу  сбиваю  сапогом.
               
Настоян  воздух  на  нектаре,
Хранимом  каждым  лепестком,
И  насекомой  разной  твари
Давно  готов  тут  стол  и  дом.

В потоках волн тепла и света
На зов мистический "ку-ку..." 
Мотивы  классиков-поэтов
Невольно  просятся в строку.

Ну, дай то Бог!.. Искрясь кристально,
Луга осталось  за  спиной.
И  хвойный  лес,  уже  не  дальний,
Непостижимой полон тайны,
Навис...  и  елью  и  сосной.

Пойдёшь  направо ,  там  берёзы…
Налево  –  заросли  ольхи,
Как  островки  житейской  прозы,
Как  сон,  венчающий  стихи.

Порхают птички-невелички
Неподалёку от меня:
Щебечут, тенькают звеня –
По устоявшейся привычке
Встречают так начало дня.
               
       ***
Прекрасен лес... В раю зелёном
Покой  и  тишь,  и  воздух  свеж  –
Питают  лёгкие  озоном,
А  душу  ворохом  надежд.
 
Пружинят  ветки  –  хлещут  колко,
Но  как  приятен  этот  миг,
Когда,  приветствуя,  под  ёлкой
Снимает  шляпу  боровик.

За  ним  другой,  а  там  и  третий  –
Плывут  подарком  от  судьбы
На  дно  корзины,  будто  в  сети,
Разнообразные  грибы.

Маслята,  грузди,  солодашки –   
Всего  навалом,  знай  ищи,
Но  если  б  только  под  рубашку
Не  лезли  наглые  клещи.

Однако ж всё  –  полна  корзина.
Поднялось  солнышко  в  зенит.
А  злобный гнус невыносимо
Кусает…  жалит  и  звенит. 


Рецензии
"Играет Штраус попурри:"

Слагает Штраус попурри: - сложить попурри из нескольких мелодий, - верно?

"Влекут, не зная угомону," - не зная чего? - угомона, а если угомону - тогда: чему?

"Лоснится окоём реки." - по своей сути: ОКАЁМ - ЭТО ЧЕРТА, КОНТУР (смотреть географию!)

Лоснится гладь лесной реки.- не могут лосниться черта, контур, но лоснится гладь...

"Ходить привыкший меж газонов" - "меж" стОит и нужно избегать - это поэзия!

Ходить привычно сквозь газоны - А в поэзии недопустимы атавизмы

"На зов, мистический: "ку-ку..." - (прежде смотреть знаки препинания!); мистику зова надо предварить доказательно словами текста. Этого художественного доказательства - нет(!), как нет гармонической стройности смысловой связи в этой строке

"И в торжестве тепла и света"
На зов печальный, где: "ку-ку..."
"Мотивы классиков - поэтов
Невольно просятся в строку."

"Росу пинаю сапогом" - звучит агрессивно, нарушая лирическую гармонию поэтического текста

Росу тревожу сапогом. - или, например: "роняя", "сбивая", но лучше и мягче звучит слово: "тревожа"

"И насекомой, каждой твари," - согласитесь, звучит двусмысленно

И насекоМЫМ, как и встари, - аналог этому слову: " как и ране, ранее.

""Тот тёмный лес, уже не дальний,
Навис... и елью и сосной.

- в поэтических строках недопустимы слова, по своей сути: ПАРАЗИТЫ (для связки ритма? - это само по себе маленькое лукавство (то есть, не искренний приём) уловка, прибегая к которому, лишают строку или строфу смысловой нагрузки. К таким словам - паразитам относятся следующие обозначения - как-то: тот, этот, тут, там, потому, поэтому, тогда, значит, отсюда и т. п.

Покажите - какой это тёмный лес, раскрыв суть характеристики (словом о том. что он - тёмный лес - является действием (дополнением) - мы обязаны в доказательство сего обстоятельства показать уместность "тёмного" леса. Другое дело, если мы скажем, например: "в дали темнеет мрачный лес" - то есть, мы должны показать этот образ: мрачный лес, его темноту. Думаю, Вы понимаете, что во всём должна быть закономерная логика вещей, тем более, при создании художественного образа лирики в поэзии.

Пример:

"И вот, луга, в росе кристальной,
Остались где-то за спиной.
И тёмный лес, уже не дальний,
Навис... и елью и сосной. и... т. д.

"Прекрасно всё в раю зелёном:
Покой и тишь, и воздух СВЕЖИЙ –
ПИТАЯ лёгкие озоном,
А душу СЛАДКОЮ НАДЕЖДОЙ. - СВЕЖ - НАДЕЖД: звучит, не иначе, как подгонка под рифму.
(СВЕЖИЙ, НАДЕЖДЫ). Говорила Вам или нет - не помню! - о том, что существуют, и вполне законно, рифмы:
А). Точные,
Б). скользящие (относятся к анаграммным),
В), созвучные ((относятся к анаграммным), ввиду того, что словарь русских слов становится многочисленнее (многословнее) и многограннее.

"Плывут подарком от судьбы"

Спешат подарком от судьбы - может быть, СПЕШАТ? смущает картинка плывущих грибов.

"Всего навалом, знай ищи!.." - навалом - это слово из списка слов-просторечий, не гармонирующих в поэтических строках. Потому просторечия и не допустимы в поэзии. Поэзия должна быть на крыльях, а не заземлённо звучать, как звук визга или скрежет метала.

Всех их так много! - знай ищи!..

"Меж тем луга, в росе кристальной," - Попробуйте в заключительном слоге сказать иначе:

И вот: луга, в росе кристальной,
Остались где-то за спиной.
И тёмный лес, уже не дальний,
Навис... и елью и сосной.

"А мошкара как будто псина
Кусает… жалит и звенит."
- Опаньки! Стоп! - причём тут псина?! Зачем?! Ну, не оскудела же душа поэта, чтобы прибегать к таким жутким образам!?

Я провела все летние каникулы в пионерских лагерях или в деревне. И хорошо помню, что вся летающая мошкара и комарьё безумствуют перед дождём или после дождя к вечеру. Но не в сухую погоду, и не сосновом или в смешанном лесу.

Н, даже не в этом суть. А суть в том, что вы пишете художественное полотно, гле в конце концов выступает главный ЛГ - одушевлённый или не одушевлённый. Так опишите предзакатный час: причудливых облаков, окрашенных фантастическим светов закатных лучей, где солнце становится природными художникам, творцом цветовых иллюзорных картин в дополнение к зримым картинам природы, пленяя Вас потрясающей панорамой. Вот в таком случае Вам удастся создать кульминационный момент Вашей прогулки.

А название стихотворной баллады предлагаю заменить самой харАктрерной строкой стихотворного текста.
А гимн? - Нет, это не гимн, хотя есть строки о гимне; но, даже, если вы удалите все шероховатости!

И вообще, самые удачные названия рождаются из стихотворного текста. А гимн?

В целом мне очень понравилась зрительная картина. Только со словами - надо чуточку поработать.

И, как один из вариантов названия этого полотна, можно попытаться взять строку:
"Прекрасно всё в раю зелёном!"

С теплом, А,Е.

* * * * * * * * * * * * * * * * *
Доброе время суток, Александр Сергеевич!
Дорогой Александр Сергеевич, прочитала ещё и еще раз за разом это чудесное творение, а затем свои критические "перлы"и... - знаете? - мне стало стыдно от своих "умозаключений". Стыдно и неловко. Ведь я с самого начала не заметила(!) музыку стихотворного лирического полотна. Эта ритмика вальса очаровательна!

"И снится лес...
В нём царство птичье...
В нём дух еловый смоляной
Висит над россыпью черничной
И тихой вотчиной грибной…
Там дух бессмертный в каждой ноте –
На сцене утренней зари,
Как Феникс, в творческом полёте
Играет Штраус попурри:

Тарьям... тарьям... тарьям-там-там...
Тарьям... тарьям... тарьям-там-там...

Пьянят божественные звуки –
Широким жестом, как на пир,
Гостям протягивает руки
В начале дня волшебный мир…
Влекут, не зная угомона,
Дубравы, рощи, сосняки,
Даруя шанс всему живому
Со щедрой – божеской руки.

Потрясающе! Александр Сергеевич, дорогой! Я, вдруг ощутила и вальсовый ритм, и кружение опушек и лесных полянок, и холмов вокруг меня и подо мой! И они, обнажая всю свою прелесть травяного покрова и густых крон под косыми лучами солнца, светились радостной улыбкой лесного царства, богатого своим могуществом и щедростью своих даров. И я вдруг как будто увидела Вас, создающего эти животворящие строки, взмахивая руками, словно крыльями, и одновременно плавно устремляясь вслед за вальсовыми движениями звуков "сказки венского леса" именно в истинном их нотном кружении:
"Тарьям... тарьям... тарьям-там-там...
Тарьям... тарьям... тарьям-там-там..."
Да-да, именно так, Александр Сергеевич!
Я каюсь, каюсь и каюсь и буду ещё долго каяться при ощущении стыда за свой петушиный эгоизм (я по гороскопу дева и петух - уж, и не знаю,кто из них доминирует во мне...). Простите меня, ради Бога, простите!

Ниже в перечне рецензий я нашла Ваши строки Владимиру, и они тоже были написаны в ритме вальса. Господи, почему Вы не родились в благополучной семье позапрошлого или поза-позапрошлого века?! Вас непременно воспитывали бы и обеспечивали бы всесторонним образованием, обучая вас языкам,классической литературе, музыке, живописи, возможно, и скульптуре, подобно А. С. Пушкину. Да, у Вас было бы много завистников и соперников, обуянных излишним честолюбием! Да, на Вашем пути было бы немало и ретроградов! Но! Если бы на Вашем челе был бы след от "божьего поцелуя", Вы бы, получив все эти дарования от Бога, так или иначе, находились бы под ЕГО защитой и покровительством, и Ваше имя так же прославило бы Россию, как прославили её Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Но, Вы бы не сдались в угоду подлецов и льстецов, всем их интригам, и, вполне возможно, что были бы и убиты кем-то из них, но Вы испытали бы всю меру счастья стать услышанным Отечеством и миром, оставив на страницах истории государства российского свои творения и своё гордое имя поэта и писателя России.

Или,если бы в СССР не было кровавого красного террора, если бы преступная стая лжекоммунистов не узурпировала бы государство России, как узурпировал его Сталин и все его соперники, стоящие у власти, окружая "Вождя" ("Отца") народов, помогающие в его устремлении осуществления политики, построенной на "доктринах" Макиавелли, книга которого служила его настольным руководством для осуществления укрепления его диктаторской власти (одно из которых способствовало созданию Сталиным "Тройки НКВД"), деятельность которой была построена на принципах направленности каждого из углов треугольника друг против друга (метод системы доносов, где каждый из членов всех троек НКВД в СССР и в каждой из союзных республик, и областных, и краевых центрах управления НКВД. Система доносов в СССР была плодом сталинской диктатуры, которую поощрял Сталин во всех институтах власти и в управленческих аппаратах руководства предприятиями (промышленными и сельскохозяйственными), организациями и учреждениями - во всех сферах государственной деятельности.

То,возможно,Ваша судьба была бы благоприятной для Вашего образования и благообеспечения. Но, при любом раскладе воображаемой нами судьбы были бы свои задачи, к решению которых жизненный путь был бы сопровождаем судьбоносными испытаниями, посылаемыми к нам свыше в той мере, какова заложена для нас Высшим Разумом Вселенной (в народе представленным как Бог). Там - наверху своя арифметика... Эвклид говорил о том, что наша жизнь построена на математической основе исчислений и Расчётов, и, какие шаги мы не делали бы - они уже просчитаны.
Вам укрепления воли и здоровья, радости бытия и новых стихотворных откровений!
С теплом, А. Е.

Алевтина Евсюкова   06.11.2022 21:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте Алевтина!
Этот стих опубликован в 11-ом, но создавался он много раньше, когда я и не задумывался о публикации своих творческих изделий. И если следовать в русле Ваших критических замечаний, то многим моим стихам и жить не следовало. Написал и забыл. В моём представлении, если бы Штраус только слагал попурри, то и слышать его в лесу было бы весьма проблематично. В юности, рыбача на Волге с лодки, многократно замечал как на горизонте, где срез воды граничил с небосводом, гладь действительно лоснилась и линия соприкосновения как будто таяла, размывалась в испарениях. И с этим замечанием вышло как бы недоразумение. Мне катастрофически трудно рассматривать и печатать своё видение каждого в отдельности замечания, но они не останутся без моего внимания.
А Вашему вниманию разрешите предложить "Гуд бай" и, возможно, многое прояснится.
Спасибо, Аля! И простите, пожалуйста. А-р

Александр Кузин 76   24.08.2022 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.