Мыслить извне. Рецензия на книгу
Ольга Соколова, Взгляд извне. Статьи. Критика и литературоведение. СПб., 2010, 200 С.
«Но почему мы всё еще не мыслим, что мешает нам войти в сферу того, о чем надо помыслить прежде всего?» – вопрошает автор книги «Взгляд извне» Ольга Соколова. Отчасти ответ ею найден, мышление приходит извне в опоре на традицию, как свидетельствует М.Хайдеггер: «То, что удаляется, обращается к человеку более сущностно, и взыскуя, затребывает его глубже, чем любое сущее, которое его касается и к которому он отнесен»1 . Только в глубинном диалоге со всей мировой культурой возможно сегодня преодоление кризиса «постмодернизма», парализовавшего и художественное мышление, и развитие традиции.
В самом названии книги критика и литературоведа – сверхзадача. В первой работе, богословской направленности, что совсем не случайно для идеи сборника, автор пишет о кеносисе Христа, необходимом умалении Спасителя (Логоса) через мученическую смерть на Кресте. Воскрешение Его, если не следовать ортодоксальным понятиям, О.Соколова находит в новом литературно-философском направлении вневизм, проявившемся в России, Петербурге, ровно через сто лет после кризиса русского символизма, когда о сдаче позиций объявили его вожди – Вяч. Иванов и Александр Блок. Парадоксальность взгляда критика, когда одновременно он пытается заглянуть в этот мир, следуя свету, исходящему из животворящего Ока, и находясь в пространстве земной речи, является не только литературным приемом, но живым, ответственным поиском, согласно Пушкину, новой «суммы художественных идей», находясь в потоке традиции и внося в неё то новое, что невозможно предугадать.
О.Соколова не только даёт критическую оценку современным авторам, но и призывает весь пласт мировой литературы, прежде всего русской поэзии, для диалога с современностью. Такое обращение к истории русской поэзии, начавшейся с оды «Бог», плодотворно – в ней наше возрождение и реформация, ответы на многие вопросы. Сегодняшняя трагическая раздробленность литературного мира обусловлена, прежде всего, неумением вступать в диалог с традицией, нежеланием читать и мыслить. Отсюда проблема амнезии языка – не напрасно новое литературное направлении отводит речи, мелосу главенствующую роль.
Поиск удаленной точки зрения, края для «видения» – задача надличностная, но также самым прямым образом формирующая личность, раскрывающуюся в языке. «Образуй наш метафизический язык», – обращался молодой Пушкин к П.Вяземскому. К этому же призывает и автор книги, находя в текстах вневистов то, что относится к речи изначальной, пытаясь проникнуть за оболочку слов к их идее, через молчание: «Чтобы уметь молчать, здесь-бытие должно уметь что-то сказать, то есть обладать собственной и богатой раскрытостью самого себя. Здесь-бытие имеет язык. Человек (Dase-in) показывает себя как сущее (Siendes) , которое обладает речью» (М.Хайдеггер).
Может показаться, что творчество критика О.Соколовой противоречит многим представлениям о том, какими должны быть критические работы. Она привлекает инструментарий из смежных областей и даже из мира непроявленного, и в этой мифологеме, близкой русской сказке – «найти то, чего нет» ради не менее отстранённой идеи – новое видение, казалось бы, хрестоматийного. Так, совсем иным предстает творчество М.Горького, который показан как мыслитель, и выявленные параллели его творчества с мыслью Тейяра де Шардена глубоки и убедительны, как и с мотивами Ницше, пронизывающими всю книгу.
Поэт, по Волошину, «освободитель божественных имён», и воскресающие на страницах сборника Данте, Ницше, Вл. Тареев, Гёльдерлин, Вл.Соловьём, Мастер Экхарт, В.Несмелов и многие другие, вкупе с современными авторами творят сегодня новый язык, приотворяя оболочку тварного мира и вслушиваясь в голоса птиц и ангелов, в отголоски речи первопричинной. Термин вневолюция возник в книге неслучайно, он свидетельствует об опоре на подлинную традицию, когда символ, согласно вневизму, знаменует некое зияние, сквозную вертикаль духа, уводящую в безбрежье ради подлинного возвращения и присутствия здесь и теперь в материи ради её преображения, достигая, при человеческом участии, по словам современного поэта, некоего «всевидения извне». Таковой, возможно, и будет постановка вопроса о личном бессмертии или безвечности.
«Но чтобы это произошло, – настаивает О.Соколова, – чтобы наши слова заискрились многогранными кристаллами, чтобы «Солнце синее буден» сменило «Слово извне», мы должны высветлиться сами, помня, что
За Водолеем – Синевей,
там град зелёного кристалла
объемлет синь звезды Твоей,
Христос, восшедший из металла.
В пространстве культуры снимается напряжённость между «языческими» и «христианскими» мотивами, как это существует в поэзии Тютчева и Державина. Потому что сам язык – неделим, изначально преодолевая навязываемые ему обществом конфликты. Здесь уместно вспомнить «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилёва, к мотивам которого в современной лирике обращается Ольга Соколова, когда «мёртвые головы», как и «мёртвые слова», внезапно искажают чистую картину поэтического мира, напоминая о некоей жертве, которая неминуема. Прежде всего это жертва Логоса, языка, мы можем найти её в христианстве, мифе о Прометее, она подтверждена кровью и жертвенностью русской поэзии. Напоминание о подобном деянии – книга Ольги Соколовой, выходящая за рамки критики и литературоведения, взыскующая края мышления, и в этом «крайствовании», по Хадеггеру, или взыскуемой вневизне, согласно новому течению, возникшему в России, происходит, возможно, подлинное пересотворение авторского и читательского сознания. Когда подступает ясное понимание, что «Язык в чистом виде – это стихотворение» (М.Хайдеггер), где соединяются миры прошедшие и творимого нами грядущего.
Алексей Филимонов, Санкт-Петербург
1) Здесь и далее цитаты из М.Хайдеггера приведены из сборника: М.Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге. М., 1991
Об авторе книги:
Ольга Николаевна Соколова, род. в 1955 г., в семье политработника, в Москве. Окончила факультет романо-германской филологии КГУ и Библейский колледж при Санкт-петербургской Евангелической академии. Поэт, критик и переводчик, автор книги сказок и двух сборников стихотворений. Редактор альманах «Синь апельсина», в концепции которого лежит философия вневизма.
Страницы «вне-направления»:
http://www.liveinternet.ru/users/vnevizm/
http://vnevizm.liveforums.ru
Свидетельство о публикации №111072108664
Нина Патова 17.09.2011 13:09 Заявить о нарушении
Алексей Филимонов 17.09.2011 19:14 Заявить о нарушении
Нина Патова 18.09.2011 12:43 Заявить о нарушении