Пятая проза. О стихосложении. Эссе-4

Итак,мы подошли вплотную к верлибру,свободному стиху,разностопному трёхдольнику с подвижной или неподвижной анакрузой,с пропусками слогов усиливающих выразительность,
но без- рифмы я его не признаю и этот вариант не рассматриваю.
Начну с творчества нынешних дней. Тульский поэт и мой наставник Киреев , академичен в ритмах,
но вот дело касается сильных чувств и он приходит к верлибру,рождается стих звонкий как май,
и нежный как первая любовь!
                Хоть миг.

К звёздам шагну в небывалую высь,             - - -\---\---\-               
трону ногою стремя,                ---\--\--
рванётся пегас и ржанёт:"держись!"        -\---\---\--\-
и в путь обгоняя время.                -\---\--\--

Каким,я не знаю,мне быть седоком             -\---\---\---\-
и долго ль смогу продержаться,                -\---\---\--
но конь то каков,я мечтал о таком,            -\---\---\---\-
а значит к чему бояться.                -\---\--\--

И путь мне отмеренный я проскочу-             -\---\---\---\-
пусть считанные километры,                -\---\---\--
и рухну на землю , но я хочу,                -\---\---\--\-
хоть миг быть быстрее ветра!                -\---\--\--

Как видно из изложенного стихотворение сильно выиграло от выбранного ритма.
Приведу примеры из классики:
А Блок.
                "Ещё прекрасно серое небо"

Ещё прекрасно серое небо,                -\--\--\---\--
ещё безнадёжна серая даль,                -\---\--\---\-
ещё несчастных,просящих хлеба,                -\--\---\--\--
никому не жаль , никому не жаль!               --\--\---\--\-

и над заливами голос черни                ---\---\--\--
пропал,развеялся в невском сне,                -\--\---\--\-
и дикие возгласы:"свергни,о свергни!            -\---\---\---\--
не будят жалости в сонной воде...                -\--\---\---\- 

Георгий Иванов,лирика его одна из вершин русской поэзии,
академичен в стихах и вдруг... внимание,звон колоколов:

Чёрная кровь из открытых жил,                ---\---\--\-
и ангел,как птица,крылья сложил,            -\---\--\---\-
это было на слабом весеннем льду             --\---\---\--\-
в девятьсот двадцатом году...                --\--\---\-

Сказанного достаточно,чтобы представить границы дозволенного,"Не  держись устава аки каменной стены" и в то же время правила есть правила. Сочетай это брат по перу,пиши звонко-
удачи!
.........................................


Рецензии
С большим интересом прочитал ваши рассуждения. Приходилось спорить на эту тему: я выступал противником строгой формы стиха. Приведу несколько своих доводов: в популярных песнях всемирно известных групп мелодия - и ритм - изменяется иногда 3-4 раза. И от этого песня становится интереснее. Чёткий ритм иногда становится примитивом. Для выражения таких эмоций, какие есть, например, в "Чёрном человеке" С.Есенина, не может подойти ритмика "Мухи-цокотухи". Но отклонения от ритма должны быть обусловлены сюжетом и эмоциональным градусом стиха, а не рассеянностью автора.

Геннадий Гаврилов   02.12.2011 18:37     Заявить о нарушении
точнее - не бездарностью автора.Я готовлю эссэ о верлибре,в моём понимании-схожем с вашим.Советую прочитать статью в интернете о нём.
Забейте:"Что такое верлибр?"

Владимир Сафонов   03.12.2011 04:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.