Вечные формулы Николая Крымова

С художником Николаем Крымовым друзья, подарившие мне его альбом, меня обманули.
Причем — жестоко обманули. Сказали, что он прекрасный художник.
А он оказался гениальным, неповторимым и стоящим совершенно особняком среди пейзажистов прошлого века.
Когда перебираешь глазами его, в общем-то немногочисленные полотна, ловишь себя на мысли, что... уже это видел, но, да простят меня другие мастера ХХ внека, которые, похоже, многое просто переняли у Крымова: светлая радость портретов Зинаида Серебрякова, прозрачные просторы Александра Дейнеки, немного детская наивность Марка Шагала, четкие линии перспективы Кузьмы Петрова-Водкина...
Но у каждого — что-то свое, а у Крымова — все вместе, неразделимо и великолепно.
Вообще, по большому счету, этот талантливый человек не был в прямом смысле художником.  Судьба его была иной: Крымов известен, как крупный теоретик живописи и педагог. То есть, свою живопись он рассматривал, как некий полигон, доску для формул составления максимально точного изображения.
Его самого учили такие замечательные русские живописцы, как Серов и Коровин. Начинал Крымов еще до революции, денег ни на что не хватало и ему приходилось рисовать красками, остатки которых счищали с палитр другие ученики. Возможно, именно тогда, ссыпая бережно эти «счистки» в ладонь, он задумался впервые о природе цвета и... света. Именно света, как Вермеер, пытавшийся найти формулу живого света в своих картинах.
Эта формула мучила Крымова больше двадцати лет! И он ее нашел: в 1926 году он формулирует свою теорию «общего тона». Он считает, что в живописи все решает не просто цвет, а тон: «сила света в цвете».
Знаете, это как выйти на улицу рано утром и вдруг по неуловимому сиянию неба, деревьев, теней и солнечных зайчиков разом ощутить, что вокруг июль, что будет гроза и что потом надвинется, заставляя жмуриться, невесомая свежеть промытых полей, проселков и улиц...
Он не очень фантазировал. Что называется — как подписано, так и написано: "Солнечный день", "После весеннего дождя", "Лунная ночь в лесу", "Розовая зима", "Деревня летом"... Все эти картины - очень тонкие работы, передающие именно ощущение, тайный свет и чистоту естественной природы. В них смотришь, будто в окно, а не на холст, все настоящее!
Крымов не скрывал, что его любимыми художниками были Илья Репин и Исаак Левитан.
Однако, у этих великих не осталось учеников, а у Крымова — остались. Потому что великие трудились для себя, а он — для живописи в целом.
И правильно. Гениальные люди не ищут частных решений. Они ищут формулы, которые объясняют строение миров, структуры надзвездных сфер, вечный ход светил!
Да Винчи, например.
Вермеер, например.
Например, Крымов.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →