Концептуализм и психоделика pi
«Ирина Каменская. Психоделика-pi как антиконцепт...»
Психоделика
++
КОНЦЕПЦИЯ – от лат. «сonceptio» – понимание, система; определённый способ понимания, трактовки, ведущий замысел, конструктивный принцип.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление средневековой схоластической философии.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО –течение в авангардитском искусстве, поставившее целью переход от создания художественного произведения к воспроизводству «художественных идей» (так называемых «концептов»), которые инспирируются в сознании, например, зрителей с помощью надписей, графиков, диаграмм, схем и проч.
++
Является ли «психоделика» концептуальным искусством? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на вопрос: является ли концептуализм атрибутом постмодерна?
Поскольку концептуализм – детище модернизма, а психоделика – детище постмодерна, то очевидно, что между концептуализмом и психоделикой нельзя ставить знак равенства.
Зародившись в средневековье, как направление схоластической философии, концептуализм развивался и дальше, обогащая культуру модерна, и на рубеже 19-20 веков он достиг своего апогея – на волне роматризма ловко перескочил в символизм и благополучно дожил до наших дней в виде стилизаций фэнтези. Но как бы там ни было, эпоха модерна подошла к своему финалу, и на смену ей пришёл постмодерн, ставший могильщиком модерна.
На рубеже перехода к постмодерну и зародилась психоделика, которая буквально на наших глазах претерпела ряд изменений, выступая вначале, как ещё вполне концептуальный художественный жанр, выражающий мысле-чувства человека, находящегося под воздействием наркотических средств. Но потом – как жанр, ОТРЫВАЮЩИЙ человека от реальности и уносящий в глубину подсознания, на встречу с иными пространствами… Так называемое «расширение сознания» или «просветление», или «катарсис» стали концептами искусства постмодерна. Казалось бы, концептуальность, как идейная основа жанра, присутствует, но в чём она выражается? А выражается эта «концептуальность» в отказе от принципа СОЗДАНИЯ художественного произведения в его самоценности, она выражается в ИСПОЛЬЗОВАНИИ художественных ФРАГМЕНТОВ в целях достижения «пси-эффекта». Таким образом, «психоделика» являет собой нечто абсолютно противоположное «концептуализму».
Психоделика, являясь детищем постмодерна, выступает, как направление, исповедующее НЕ «концептуализм», а напротив – РАСЩЕПЛЕНИЕ идей (концептов), и поэтому имеет полное право называться «контр-концептуальным» направлением в искусстве. Таким образом, психоделика выступает, как антипод концептуализма. Вот, мы и получили ответ на вопрос, с которого начали. А теперь слегка порассуждаем…
В рамках концептуального искусства вырос и расцвёл символизм, который занимается «овеществлением» идей (концептов). Символизм полностью отвечает задачам концептуализма и, поэтому, было бы большой ошибкой отождествлять символизм с психоделикой. К сожалению же, мы видим это отождествление в подборке «психоделических» стихов, которую представил Чёрный Георг, где не постеснялся отнести к жанру «психоделики» ряд произведений поэтов Серебряного Века – чистых символистов, акмеистов и имажинистов – носителей концептуализма. Тут автор подборки явно погорячился, потому что хоть психоделика и несёт в себе некие фрагменты символизма, например, но эти фрагменты – не более, чем некий «керамический бой» или «металлический лом», потому что психоделика – это груда фрагментов символизма, груда его черепков…
Чтобы лучше понять смысл вышесказанного, приведу такой пример… Допустим, перед нами кулинарное изделие: торт, в котором есть все атрибуты «психоделики». В нём есть «многослойность», а так же сложная композиционность: он украшен сверху неким узором-символом и даже имеет какую-нибудь надпись – то есть, несёт в себе «концепт». И на основании всего этого, мы с полной уверенностью можем утверждать, что перед нами – образец концептуального искусства. И уже на основании этого, мы можем считать, что данное изделие НЕ является образцом «психоделики», как бы изящно оно не было бы исполнено с применением всей психоделической атрибуции. Концептуальная «фигура» не может быть «психоделикой», мы это уже доказали. Но она может в любой момент превратиться в психоделику, если будет соблюдено одно-единственное условие: «эффект обманутых ожиданий». Для этого достаточно, чтобы этот «торт», например, имел бы запах и вкус стирального порошка. Но перед нами – настоящий торт: с ароматом ванили и вкусом миндальной карамели. Значит, это НЕ психоделика. Это классическое произведение символизма, во всей красе, это концептуализм.
А теперь представим, что хозяйка торта, накормив им своих гостей, после чаепития собирает остатки с тарелок в отдельную посудину, и получается горка кусочков (фрагментов), которые всё ещё несут в себе все свойства торта, хотя уже им не являются. Эта горка кусочков – даже не композиция, это собранные в беспорядке крошки, их предназначение: пополнить мусорный контейнер… И мы уже ОЖИДАЕМ, что хозяйка так и поcтупит- отправит мусор по назначению… Так обманет она наши ожидания или нет? И вот, вопреки нашим ожиданиям, хозяйка кладёт посудину с грудой остатков от торта – в холодильник, чтобы доесть всё это при очередном чаепитии! И когда в следующий раз она поставит перед гостями этот «шедевр» постмодернизма, те наверняка испытают шок («пси-эффект»), который и будет «эффектом обманутых ожиданий», ибо подавив естественное отвращение при ВИДЕ неаппетитного сооружения, можно всё-таки насладиться ВКУСОМ былого торта – достаточно лишь зажмуриться при этом, то есть, отключить сознание…
Вам смешно? Нет? В любом случае – мне тоже. Ведь, теперь нам стало понятно, почему апологеты «психоделики» упорно говорят нам: выключайте свой разум! Доверьтесь интуиции! Это означает: закройте глаза, не смотрите, не пытайтесь понять, что вам всучивают – лучше внимайте своему вкусу и обонянию, и получите удовольствие! Точно такое же удовольствие, как от настоящего торта!.. Надеюсь, теперь вы поняли разницу между «концептуализмом» и «психоделикой pi»?
++
Свидетельство о публикации №111071805738
любое восприятие любого органа чувств - связь с сознанием. В противном случае, люди, не имеющие зрения (слепые, проще говоря) рисковали бы на всю жизнь "зависнуть в отрыве от реальности". Если говорить языком сравнений, то психоделику как явление, я представляю себе калейдоскопом. Фрагменты, мазки, краски, размытые ощущения и ассоциации (не обязательно на уровне подсознания). Так бывает, когда слушаешь Дебюсси (импрессионистов вообще) или, например, джаз. Однако мы настолько все различны, восприятия людей так отличаются друг от друга, что явления эти скорее условны. Так, при желании и нестандартном взгляде (по моему мнению) даже в Джаконде можно увидеть элементы психоделики, а можно - просто не очень красивую бабу, которая нашим и в подметки не годится.
В любом случае, спасибо за размышления (мои). Я - юрист, адвокат. К поэзии отношения не имею вообще никакого, и познаний в этой области тоже. Просто люблю что-то новое.
Елена Сапсан 04.08.2011 21:09 Заявить о нарушении
Простите, что отвечаю с большим опозданием.
Просто на эту страницу уже редко заглядываю...
Я уже сделала некоторые выводы относительно психоделики, а всякие рассуждения отражены здесь в эссе. Думаю, если последовательно и внимательно всё прочитать, то можно получить полное представление о психоделике. Добавить что-то новое уже в принципе нельзя - вопрос изучен досконально.
Вы во многом правы. Наше восприятие индивидуально. но, тем не менее, существуют некие каноны, которые позволяют различить жанры произведений. Психоделика относится к ассоциативной лирике, близка к имажинизму и в принципе - чужда концептуализму. Она, как выражение постмодерна, весьма разнопланова и ориентирована на создание многомерного, объёмного и причудливого произведения, создающего впечатление чего-то нереального. Она может быть, какой угодно: доброй, злой, красивой или отвратительной... Но она поглощает читателя, погружает в ощущения - это главное.
С теплом, Наташа.
Кукушкины Слёзки 20.08.2011 13:09 Заявить о нарушении