Если...

Если я выйду и красною краской
Я нарисую разбитое сердце,
Если я руку пораню шипами
Розы колючей и сердце росою
Той окраплю. То воскреснет в нём жизнь,
Битые склеит осколки.

Если увижу я чёрные крылья
Мыши летучей на старом заборе,
Если у них существует художник,
Значит, мы встретимся с ним непременно.
Встретимся мы. Но торжественный день
Серою скрыт пеленою.

Если туман нападёт на Ульяновск,
Англии старой мне будет виденье,
Если Биг Бэн мне покажется красным
Биг Гончаровым. При чём здесь писатель?
Нет, ни при чём. То поверю в Отчизну
И назовусь патриотом.

Если раскрою я главную тайну
Кошки той чёрной, не белой вороны,
Если уеду в таинственный город,
Чтобы там жить, где другие не станут...
Сны наяву: что приснилось, то будет.
Вещие сбудутся сны.


Рецензии
Наташа,
Спасибо. Хороший белый стих.Интересен стилистическим приёмом анафорой, повтором на начале 1 и 3 стиха слова "если".
Но это не вольный белый стих, а разностопный белый стих.Длинные и короткие стихи упорядочено чередуются: в каждой строфе короткий стих шестой(сочетание дактиля 4х-стопного и 3х-стопного).
Понравился.
С уважением...

Александр Соколов 14   22.04.2012 07:22     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за рецензию и разбор стихотворения. А я и не знала, какой "Если...": вольный или разностопный. Знала только, что белый. Спасибо, что просветили.
А Вы не подскажете, чем отличается дольник от усечённого дактиля? (На областной олимпиаде по литературе в этом году писала анализ стихотворения, и у меня с ними конфуз вышел).

С уважением и добрыми пожеланиями,

Наталья Левченко   23.04.2012 20:39   Заявить о нарушении
У каждого стиха (строки) есть окончание (клаузула), она бывает мужская - если за последним слогом ударным в стихе безударных слогов нет:"Однажды русский генерал..." -/-/---/; женская - если за последним ударным слогом в стихе один безударный слог: "Ночевала тучка золотая..." --/-/---/- ; дактилическая - если за последним ударным слогом в стихе два безударных слога: "Тучки небесные вечные странники..." /--/--/--/--.
Женские и дактилические клаузулы окончания могут усекаться до ударного слога ( дактиль): "Падают капельки.." /--/-- последняя стопа полная,
"Падают капли..." /--/- последняя стопа усечена на один слог. "Падает снег..." /--/ последняя стопа усечена на 2 слога. Стих размером дактиль усеченный на 1, 2 слога и есть усечённый. В гекзаметре 6 стоп дактиля: "Падают желтые листья несмело на землю холодную..." /--/--/--/--/--/--. "Старца великого тень чую смещенной душой..."
/--/--//--/--/ в данном случае дактиль усечен в средине стиха на цезуре и на клаузуле в конце стиха на два слога - пентаметр.
Вот немного теории о усечении последней стопы и конкретно дактиля.
С уважением...

Александр Соколов 14   24.04.2012 17:31   Заявить о нарушении
Усечение - это укорочение окончания. Стяжание - это укорочение безударных промежутком между ударными слогами внутри стиха.
Стяжание: " что ж ты заводишь мне песню военную, // Флейте подобно мой милый снегирь..." схема метрических ударений /--/--/--/-- дактиль 4 стопы.
первая строчка, /--/--/--/ дактиль 4 стопы - усечено окончание.
Второй пример:"Что ж ты заводишь песню военну, // Флейте подобно милый снегирь...", схемка ударных слогов /--/-/--/- между вторым и третьим слогом стяжание, не хватает одного безударного слога, /--/-/--/ то же самое стяжание между 3 и 3 ударными слогами. Если это стяжание во всем стихотворении всё время на одном и том же месте, то это стопный логаэд, если оно не упорядочено, то это - дольник.Дольник это стих с сочетанием не упорядоченным 2х-слоговых и 3х-слоговых размеров. Стяжание может быть одной стопы, двух, трех: В.Маяковский "У нас семь дней ///
3 ударных; у нас часов двенадцать... -/-/-/- ; Не прожить себя длинней
--/-/-/; Смерть не умеет извиняться... ---/---/-; Если ж с часами плохо... /--/-/-; Мала календарная мера... -/--/--/-; Мы говорим - эпоха! /--/-/- ; Мы говорим - эра! /--//-.
Пытался объяснить не знаю поняли ли вы?
С уважением...

Александр Соколов 14   24.04.2012 17:55   Заявить о нарушении
Да, почти всё поняла. Огромное Вам спасибо за разъяснение и за наглядные примеры! Для меня осталось неясным только, что такое цезура. Не откроете тайну?

С уважением и признательностью,

Наталья Левченко   26.04.2012 19:00   Заявить о нарушении
Цезура - это словораздел. Она делит стих на полустишия :

Роняет лес (цезура) багряный свой убор,
Сребрит мороз (цезура) увянувшее поле,
Проглянет день (цезура) как будто по неволе,
И скроется ( цезура) за цепь высоких гор.

Цезура бывает правильная и не правильная, правильную я пример привел, она всегда на одном и том же месте в стихе. Есть не правильная:

Овин (цезура) расстелет низко дым,
И долго ( цезура) над овином
Мы взглядом пристальным (цезура) следим,
За летом (цезура) журавлиным.

Александр Соколов 14   26.04.2012 19:10   Заявить о нарушении
А как её найти в стихотворении? По интонации?

Наталья Левченко   26.04.2012 19:36   Заявить о нарушении
Без неё не прочитать стихотворение. Интуитивно - первое. На знаках препинания - второе.
попробуйте прочитать без остановки любой стих, хотя бы тот: Роняет лес багряный свой убор... если сделаем остановку после слова "Роняет" то смысл стиха будет не понятен. Если сделаем остановку после слова "Багряный" тоже смысл изменится. А при написании стиха автор должен думать об этом словоразделе.

Александр Соколов 14   26.04.2012 20:06   Заявить о нарушении
Спасибо, буду знать. Я, когда попробовала быстро прочесть и у меня не получилось, сделала остановку после "леса"... Выходит, с интуицией у меня всё порядке:) Так, наверно, и во время сочинения стихов у меня всё само собой определялось, а я даже не знала об этом) Ещё раз спасибо Вам!

С уважением и признательностью,

Наталья Левченко   26.04.2012 23:43   Заявить о нарушении