И пошла совесть по свету

               
ПРИСКАЗКА
Старшеклассники одной из уфимских школ спросили на уроке: «Что такое совесть?», чем весьма удивили славную, добрую учительницу. Думала, ребята шутят, - но… оказалось, это серьезно, пришлось объяснять.
А ВОТ И СКАЗКА (КИТАЙСКАЯ)
В давнишние, давнишние, незапамятные времена, в тихую задумчивую ночь (когда все и все думают) родилась Совесть.  Лунный свет окрасил ее лицо бледным светом, а звезды зажгли огонь в глубине ее больших очей.
   И пошла Совесть по земле, тихо и робко подходя к людям. Но люди днем были очень заняты и отмахивались от нее – не до тебя, мол,… тогда она стала приходить к ним ночью и спрашивать: «Ты что сегодня делал? Подумай-ка хорошенько».
   И мало кто стал спать ночью. И никто не знал средства от бессонницы. Даже опиум не помогал.
   И обратились люди с вопросом «Как быть?» к самому богатому в Китае Ли-Хан-Дзу, которого считали премудрым, потому что у него было больше всего денег, больше всех земли, больше всех домов, а значит, и ума больше всех.
   Но Ли-Хан-Дзу и сам не спал. Ночью он думал, что все деньги, земли и дома свои надо раздать людям, чтобы они не были голодными и перестали у него воровать. Но родные мудрейшего, узнав о таком решении мудрейшего объявили виновницей Совесть и подняли большой шум.
   Бедные испугались за себя больше, чем богатые: у богатых ума много, и то от Совести досталось, а нам с нашими умишками что будет?
   Богатые за бедных решили вступиться и решили сделать так, что Совесть даже приходить не будет иметь права!
   Давайте сочинять законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, и чего нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: «Что ты сегодня делал?» - «А то делал, что полагается, что в свитках написано». И будут все спать спокойно. Конечно, прочие будут мандаринам платить: недаром же мандарины будут себе мозги законами набивать.
   Обрадовались тут все.
   Мандарины – потому что все-таки легче в книжных свитках ковыряться, чем, например, в земле.
   А прочие – что лучше уж мандарину заплатить да днем с ним минутку поговорить, чем по ночам с «ней» разговаривать. А ночью совести говорили: «Что ты к нам лезешь? Я по законам поступал! Как в свитках написано. Я не сам», - и засыпали спокойно.
    Мудрый Ли-Хан-Дзу так отвечал пришедшей Совести по поводу надуманной раздачи своего имущества:
- А имею я права? А что в свитках сказано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Выходит: или я вор, у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь».
   И вообще, как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе сказано? «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать в тюрьму».
- Я не воровать пришла, - возражала Совесть. – Я Совесть!
 - А по закону ты развратная женщина. Ясно сказано: «Если женщина ночью явится к постороннему мужчине, - считать ее развратной женщиной и сажать ее в тюрьму!»
   И премудрый крикнул людей, не Совесть наколотить колодки и запереть. И если иногда, какой грубиян, недовольный мандарин, крикнет:
- Совести у вас нет! – так ему сейчас  бумагу покажут. Что Совесть под замком сидит – есть у них Совесть. И живут все спокойно, спокойно.
 
СОВЕСТЬ В НАШЕМ ВЕКЕ
Как известно, Льва Толстого замучила Совесть – он ушел из дома и умер. В то время определение совести звучало так: «божественный голос, посредством которого Бог обращается к человеку, побуждает его к деянию или предостерегает от него, и после совершения действия хвалит или осуждает». (Леопольд Шмидт. «Этика древних греков»).
    Подобное определение не могла принять советская эпоха. Бога заменила партия, и лозунг стал гласить: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». Теперь партий много, но ни для одного из этих понятий места в новых учебниках не нашлось.
   Человек издавна сопротивляется суду совести,  заставляет ее молчать и, кроме законов, применяет против нее и другие сильнодействующие средства, - например, водку. Хорошая выпивка быстро заглушает голос Совести, а постоянное пьянство убивает ее напрочь.
    Для непьющих Божественный голос можно заглушить заботой о семье. Как сказал Антон Павлович Чехов: «Жена, дети – вот вечное оправдание всех чудовищных нелепостей буржуазного строя, вечное возражение против религии, как говорится: «враги человеку домашние его».
   Очень хорошо против Совести и многозаботливость. Не зря так все носятся с организацией различных праздничных дат, юбилеев, именинок, вечеринок, шоу, ночных дискотек, выборов. Проплясав всю ночь, можно под утро явиться домой, растянутся на кровати и сказать: «Принеси мне, бабуля, молока. Я так устала».
   Еще один способ не слышать Совесть это объявить себя или свое чадо, или кого-нибудь из граждан талантом. Уже толпы талантов замечены там, где есть праздность. Этим способом в России пользуются давненько. Еще Дмитрий Сергеевич Мережковский в свое время воскликнул: «Да нынче все талантливы, кажется, скоро, чтобы не быть как все, надо будет не иметь таланта».
   Талантам все обязаны. Их надо содержать, возить за границу, восхвалять в прессе. Пусть они даже для возрождения России забор в деревне не поправили, куда приехали целой толпой организовывать развлекуху. Голос Совести не может спросить  с таланта, так как оный ответит, что дар сей получили от самого Бога.
   К тому же на Руси может обратиться Совесть? Одни поют, другие все время что-нибудь празднуют, семейные живут ради детей, частенько обирая или выкидывая из квартир на улицу своих близких; чиновники пишут законы, которые годами и десятилетиями принимают депутаты; певцы, танцоры, спортсмены, музыканты, художники и прочая богема шлифуют свои таланты; торговцы торгуют, воры воруют, девушек по ночам дома не бывает.… И все делают свое дело так хорошо и добросовестно, что становятся авторитетами в своей области, да приговаривают: «Главное – хорошо делать свое дело». И еще: «Каждый человек по-своему талантлив».
   И до чего все правы – не подкопаешься. И бедняжка Совесть совсем не у дел осталась, ее тоже достала безработица. Не оформить ли ей пособие? Все-таки, если ее нет в  учебнике о здоровом образе жизни, это не означает, что Творенье Божие – Совесть не сидит где-нибудь под замком, не мечтая, хоть о какой-нибудь крохотной подачке от нас – талантливых, совершенных и таких занятых.
 


Рецензии
Неужели всё так плохо? Вы-то надеетесь, что она у вас есть. И я надеюсь...
Но призыв задуматься хорош.
С уважением

Людмила Прудниченкова   31.07.2011 09:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила! Строй определяет характер людей, а про капитализм ничего хорошего даже ихние режиссёры не сняли. Он диктует быть предприимчивым, т.е. жадным, изворотливым, хищным. С уважением

Геннадий Юдин   31.07.2011 13:30   Заявить о нарушении
Да, это так, к сожалению.

Людмила Прудниченкова   31.07.2011 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.