Большой дебют в небольшом театре
http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/audio/254825.html
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Случилась эта история довольно давно , лет эдак пятьдесят назад , в то благословенное время , когда СССР был на пике своей нерушимости , когда не было компьютеров , слово комикс ни о чём не говорило идейным строителям коммунизма и люди ещё с большим удовольствием ходили в кино и посещали театры , не всегда правда добровольно , случались и плановые , строго обязательные просмотры , но это не мешало растить бедных материально , но богатых духовно , строителей светлого будущего.
Васыль был моторным парубком и отслужив срочную , пыша , как бурый крымский помидор здоровьем , срочно искал работу . Следует сказать , несмотря на политическую оттепель , государство бдительно и зорко следило за своими детьми и статья за тунеядство была в рейтинге самых позорных , второй , после уклонения от алиментов . Позорником он быть не хотел ... Но отслужив срочную службу за Границей ( в якобы дружественной и преисполненной благодарности за освобождение от нацисткой партии Германской демократической ) и понюхав сладкий дым зарубежья , он, до этого проживший восемнадцать лет буквально в лесу , на хуторе со странным названием Писькивка - ударение поставьте сами , в зависимости от настроения ( и смею Вас заверить - это я не придумал , он , этот хутор , с таким названием , существовал ) ...
Не желал и не хотел быть механизатором или комбайнёром , его манил большой город ( большой - понятие несколько абстрактное , поэтому пределом мечтаний Васыля был областной центр ,именно той области , откуда он и сам был родом ).
Посему его стопы сразу и не раздумывая направились в сторону бывшей воинской ставки, великого царя Петра - I ( накануне Полтавской битвой )ныне граду со странным , для непосвящённого , названием - Сумы .
В качестве ремарки , согласно легенде , Петр потерял в бушующих волнах трёх ,полуметровых в ширину речушек , три сумки с золотом ( это же сколько надо было злоупотребить зелена вина ), кстати , ради развития туризма , смею сообщить , сумки так и не найдены до сих пор ...
По традиции , в огромном , в кавычках , здании , киоскерного типа , на площади прилегающей к вокзалу, располагалось бюро по трудоустройству , с вывешенной наружу сковородкой , ещё довоенного репродуктора , вопросы надо было задавать в малюсенькое окошко , а конфиденциальные ответы , громогласно вещал репродуктор , традиция понимаешшшь.
Солдат браво и по военному доложил в окошко о своём желании не пыльно трудоустроится , на что репродуктор прокашлявшись, сообщил ему о неожиданно появившейся вакансии в местном театре имени великого малоросса Тараса Григорьевича Шевченко . Хочу добавить , что в то время каждый второй театр на Украине был или имени Шевченко , или имени Франко , но это к делу не относится.
Получив бумажку с от руки написанным адресом культурного заведения , наш герой отправился на поиске вышеуказанного учреждения.
В отделе кадров бравого вояку , не имевшего , кстати, и среднего образования и прочитавшего за всю сознательную не более трёх книг ( одной из которых был воинский устав , второй букварь , а какая третья он не помнил )встретили ласково , внимательно и даже как-то по отечески . Отслужившие в армии считались тогда политически зрелыми и чрезвычайно перспективными .
Задав положенные при приеме на работу стандартные вопросы и попросив заполнить анкету ,ему объявили , что он принят в качестве помощника осветителя с возможностью привлечения на договорных основах к выполнению ролей статиста и участию в массовках . Что это значит , он определённо не понял , но исправно подписал все бумаги , где-то в глубине души ощущая себя по меньшей мере Леонидом Утесовым ( больше ни с кем профессия актёра у него не ассоциировалась ).
В коллектив он влился легко , вовремя зарезанный на хуторе кабан Тузик , названный так за поистине собачий нрав и совсем не свиную худобу , своими потрохами , проложил Васылю путь к уважению в сердцах работников творческого труда , ну и конечно этому способствовали и две резиновые грелки с паточным самогоном , заранее припрятанные сообразно моменту в будке суфлера дяди Гриши , место было сверх надёжное , дядя Гриша на тот момент только переболел Боткина , желтухой по народному, и пить ему было категорически нельзя .
И текла его жизнь ни шатко не валко . он вкручивал лампочки , нажимал тумблеры . носил , надо сказать с очень умным видом , стремянку за старым электриком Илларионом Поликарповичем и был очень доволен жизнью . Зарплата была небольшой , но стабильной , плюс - когда-никогда удавалось под калымить ( опять же калымил старый электрик , а Васыль , ему помогая , под калымливал ) ...
Но вот однажды , на должность руководителя художественного театра , взамен ушедшего на пенсию старого и седого как луна еврея Давида Иссахаровича Меламеда , был назначен молодой перспективный и что-то закончивший в самой колыбеле революции , городе Ленинграде , человек по фамилии Темнохуд. Молодое и перспективное светило имело , что называется , наполеоновские планы и мнило с первой же постановки заявить о себе. И видел он , её ( постановку ) грандиозной , масштабной , с привлечением всех людских ресурсов областного театра .
Перспектива творческого дебюта для Васыля повисла запахом стойкого многодневного перегара в воздухе . Дело было за пьесой , а репертуар тогда обязательно должен был согласован с руководящей коммунистической . Партия сказала , на носу надцатьтилетие славного похода Сидора Артемьевича Ковпака с партизанским рейдом от Путивля до Карпат , а Путивль - это наш райцентр , нашей славной области , вот пусть этот военно-политический блокбастер и будет вашим творческим дебютом , как режиссера и как руководителя , несущего свет в массы учреждения.
Подготовка к грандиозному спектаклю шла лихорадочными темпами ; репетиции шли одна за другой , к массовкам привлекли всех служащих театра .
Васыля вызвал один из помощников режиссера и внимательно посмотрев в глаза ,сказал ;
- Нам нужны ... убитые немцы ! ...
( я думаю все знают , что такое театральная пауза ).
Вася ... не знал , но молчал долго .
- Так а де я вам их возьму ? - наконец выдавил он из себя .
- Вы меня не поняли ,- терпеливо объяснял помрежиссера .- В одном месте нашей пьесы нужно , чтобы на сцене минут десять были несколько трупов фашистов !
Вася задумался ещё на дольше, затем сказал ;
- Ну убитых немцов эт ещё куды не шло , а вот фашистов зараз нету - это сто пудово .
Помощник начал раздражатся и перейдя на Ты , сказал ;
- Да ты , Вася , и будешь убитым немцем . Полежишь на сцене тихонько и недыша ... с закрытыми глазами , а когда занавес закроется ,уберешься . И добро пожаловать в кассу , 9 рублей 15 копеек за десять минут. Не слабо , как считаешь ?
- Полежать ? И червонец ... А фамилия на афише будет ? - вдруг резко спросил непризнанный ещё " Смоктуновский " .
- Ты что с дуба рухнул ?! - начал закипать творческий работник .
- Да неее ! Эт я так ... к слову , - буркнул слегка обиженный почти актёр . - Нэма пытань ! когда умирать ?
- Да на премьере послезавтра , дорогой .
На том и порешили.
ПОСЛЕЗАВТРА .
День начался нервно . Дело в том , что у суфлера дяди Гриши по совместительству с премьерным спектаклем в этот день был юбилей ( ему стукнуло 60 )и самое главное истёк второй и последний , согласно медицинским предписаниям ,месяц строгого воздержания от горячительных напитков . Другими словами , горячо любимый им , Зелёный Змий , улыбаясь тремя головами , сказал ; - Ну наконец-то , здравствуй !
Остограммливаться начали с самого утра . Каждые полчаса ныряя , по возможности незаметно , в суфлерскую будку . На дворе было лето и несмотря на начало июня ,жара была как в середине августа , система вентиляции театра была установлена ещё до ( не удивляйтесь ) первой мировой , театр был очень старый и соответственно она не справлялась с жарким июньским солнцем .
Все билеты были проданы !
Театр шумел . Царила по настоящему праздничная атмосфера . Тетя Нина , буфетчица с тридцатилетним стажем , с трудом успевала справляться со своими обязанностями , без остановки разливая по 95 гамм в стограммовые рюмки и раскладывая бутерброды с дорогой полу копченной колбасой и дешёвой севрюгой, по фаянсовым тарелочкам . Пахло новой свежей краской и воздух , и без того раскаленный за день летним солнцем , казалось ... ещё и ещё разогревался парившим в нём возбуждением , как никак новый спектакль в постановке ; по слухам гениального молодого режиссера .
Раздался первый звонок и все начали шумно рассаживаться , согласно строго указанных в контрамарках , мест.
Дядя Гриша , за полчаса до этого , перенёс остатки праздничной трапезы в каптёрку к Иллариону Поликарповичу и сказал уже с несколько сбитой дикцией ;
- Я пассс , кому мало , - к электрику 1
И засеменил на слегка заплетающихся коротких ножках к себе в будку . Самыми стойкими по отношению к Бахусу , оказались Васыль и декоратор Леша , казалось пары алкоголя не оказывали на них какого либо заметного действия ,посему они решили кинуть по ударной дозе , дабы снять напряжение перед Васиным дебютом .
Спектакль начался ...
Актеры старательно играли , партизаны были хитры и изобретательны, немцы легко попадали во все расставленные мудрым Ковпаком ловушки и наконец в хитроумной засаде огромный карательный отряд из упитанных эссесовцев был с легкостью уничтожен , группкой безумно храбрых и как на подбор очень худых партизан .
В следующей сцене комиссар Руднев , на фоне побоища ... макета сгоревшей немецкой штабной машины и нескольких трупов оккупантов ( живописно раскиданных на поле боя ) произносил пламенную речь , призывая жечь землю под ногами фашистов .
Одним из трупов , согласно сценарию , был Васыль . Он лежал лицом вниз и раскинув руки . На заднем плане , чуть сбоку от остова легковушки .
Сцена была сыграна с огоньком , Руднев был неподражаем , стены и потолок театра едва не обуглились от его пламенных речей . Грянуло до слёз патриотичное ( умели же предки писать тексты к песням , не то что сейчас мыло сплошное )
" Вставай страна огромная ".
И занавес закрылся для смены декораций .
В следующей сцене , изображался штаб Сидора Артемьевича Ковпака в большой просторной землянке , где гениальный партизанский стратег вместе с коллегами разрабатывал сверх секретный план большого рейда по глубоким тылам оккупированных фашистами советских земель и весей.
И вот в этот , наполненный драматизмом и неподдельным напряжением момент . Как раз в паузе , когда актер играющий Ковпака . на секунду замолчал , переводя дух .
Из дальнего угла землянки , плохо освещённого и по этому достаточно тёмного , раздался воистину богатырский храп .
На этот звук машинально и чисто автоматически среагировал осветитель , тут же направивший в тот угол прожектор ( он был уверен что это какой-то режиссерский экспромт и решил его подчеркнуть светом )...
В углу на полу , возле сложенного горкой оружия , сочно вдумчиво и артистично ... храпел убитый немец .
Такого взрыва эмоций , такого шквала аплодисментов , таких восторженных криков не судилось услышать ни Станиславскому , ни Немировичу-Данченко , во время самых удачных своих премьер .
Зал стонал , плакал , всхлипывал , задыхался ... а Васыль ( как вы уже должны были догадаться это и был наш дебютант ) продолжал выдавать трели достойные птеродактиля . Я правда не знаю ; умел ли петь доисторический летающий динозавр , но храп утомленного нервными переживаниями и релаксировавшегося донельзя алкоголем молодого дарования , был бы достойным ему заменителем .
Так закатилась звезда будущего советского Роберта Де Ниро или Малкольма Макдауэля ...
***********************
из цикла рассказов " Баба Галя , не выдуманные истории "
Свидетельство о публикации №111071403938