Ната Сучкова. Недостающие части магической формулы
Люди мы в основном искушенные по части метафор, синекдох и других приемчиков. Попытаться вальнуть читателя на бок, использовав какой-нибудь экстравагантно-метафорический хук, могут многие. А многие ли умеют говорить на равных? Многие ли вообще в поэзии умеют говорить?
Где два кота в кустах дрались,
там пух и перья драки,
сирень рассыпана, как рис,
наложенный собаке.
И в ночь уходит, побежден,
облезлый старый кот,
собака дрыхнет под дождем
и ухом не ведет.
И трепыхается, парит,
как будто бы живой,
забытый тонкий силуэт
на нитке дождевой.
Как на веревке бельевой,
колышется слегка,
не видно – белый, голубой? –
сирень иль облака?
То у тебя под окнами –
лютики цветочки,
кружева намокли там
у твоей сорочки.
Под твоей сорочкою
- ни дождя, ни тени,
облетает клочьями
белое с сирени.
Вот пример этого умения. Что мы имеем? Видимую картину мира, наполненную движением и чувством. Она живая. Это живой дождь, живой пес, живой кот. Это деревенский дворик, это сирень, это женщина с ее тихой печалью. Последняя часть стиха несет в себе интонацию народной песни, прекрасной и ничем неутолимой женской грусти.
Живость этого мира не разделима на части. Из него невозможно выдернуть кусочек, как нельзя вынуть пару нот из «Волшебной флейты» Моцарта. Знаете почему? Потому что слова у Наташи живые. Они дышат, мерзнут, болеют, проливаются дождем…
Признаюсь, когда я читал наташиного «Лирического героя», я не все и не сразу понял. (Всего, вероятно, я и сейчас не понял). Чтоб картина сложилась, мне, словно не хватало части пазлов. Недавно в кафе «Актеры» эти недостающие пазлы (стихи на четырех страницах), Наташа мне отдала. Я, как чародей-алхимик, получил недостающие части магической формулы. И теперь, мне кажется, что я во многом разобрался (тешу себя надеждой). Смысл этой поэтической магии заключается в непрекращающемся действии. Ибо, не смотря на свою визуальность и ощутимость, стихи Наташи – это не картина, это не снимок, запечатлевший что-то живое, а это процесс. Это бесконечный (безусловно, видимый и ощутимый) процесс изменения, перевоплощения, преображения, перерождения… Запятая.
Часть вторая, сельская
С магией временно покончено, плавно перемещаемся в деревню.
Если я правильно понял Наташу, цикл стихотворений, попавших ко мне на четырех листах, называется «Деревенская проза».
Так вот. Меня доканали стихи о деревне, где в топком эпигонском болоте барахтаются авторы, рифмующие слезы и березы. Этот заунывный вой городских детей пастухов и доярок, о покосившихся крестах и провалившихся могилах, невыносим. Поэтому, казалось бы, писать о чем-то деревенском, это бродить по их унавоженным поэтическим тропинкам, бесконечно вступая в чье-то поэтическое дерьмо. Для того чтобы не вляпаться - ходить нельзя. Нужно летать. Как? Вот так:
Дремлет теленочек му-шоколадный, крыша сарая – под снегом.
Думает, ладно – ну надо так надо – это возьму с разбега.
Дремлют-слезятся соленые карие выпуклые, как брошки,
где там под яблоней косточки мамины, мамины рожки да ножки?
Где-то под яблоней – вот и не страшно, дремлет-вздыхает по-взрослому,
спят пес цепной и котяра домашний, точно в стихах Заболоцкого,
спят невесомые реки и раки, думать невмоготу:
эта вот косточка будет собаке, эта вот плоть – коту.
Спит шоколадный теленочек маленький, как боровик в корзинке,
и вытирают нянюшки-маменьки мальчиковы слезинки.
Мальчику грустно, но мальчику верится – да, это дело решенное,
что из теленочка вырастут деревца – персиковое и вишневое.
В этом месте, следуя традициям современного комментирования, надо было бы написать кучу слов, типа: тронуло, царапнуло, задело… А как же! И первое, и второе, и третье, и еще четвертое. Но дело тут вот в чем.
Вот ряд: мальчик, теленочек, плачет, маму съели… Вспоминается что-то из песни Макаревича:
Даже если кто-то холит и нежит,
Так это только тот, кто потом зарежет…
Но если бы у Наташи все было так, если бы… Но у нее «из теленочка вырастут деревца – персиковое и вишневое». Вот здесь и происходит переход от всем известного к чудесному. Это процесс, дамы и господа: перерождение, преображение… Магия!
* "Лирический герой" Книга стихов Наты Сучковой
* * "Деревенская проза" новая книга стихов Наты Сучковой, которая должна выйти осенью в издательстве "Воймега".
Ссылка на произведения Наты в Журнальном зале: http://magazines.russ.ru/authors/s/suchkova/
Свидетельство о публикации №111071103970