Взрыв в абрикосовом саду

На первом курсе университета нам преподавала доцент  О –ва. Она  читала лекции по истории журналистики.Это была маленькая, худенькая женщина, подслеповатая и с наивным лицом.
Когда я впервые услышал её фамилию, то очень удивился. Потому что именно под такой фамилией скрылся от читателей автор любимой мной детской повести «Взрыв в абрикосовом саду».
Повесть я перечитывал многократно. Действие её проходило в городе моей юности, среди  древних развалин , на берегу большой, полноводной реки, орошавшей зелёную долину. Сюжет заключался в том, что школьники выслеживали и помогали ловить матёрого шпиона-диверсанта, пробравшегося в страну со злодейскими целями.
Я был убеждён, что автор повести скрылся под женским псевдонимом из-за причастности к государственным тайнам, что на самом деле – это офицер и разведчик, переживший немало историй, подобных той, что изложена  в  повести.
И вдруг – эта хрупкая женщина! Я не поверил. Подошёл во время перерыва и, робея, задал вопрос. Доцент О—ва тоже смутилась.
 - Вы читали мою повесть? – в замешательстве спросила она.
И, схватив меня за руку, стала торопливо объяснять:
- Это дань романтике и молодости, конечно же, всё там несерьёзно.
- А как же…? - начал было я. И осёкся.
На меня глядело наивное, доверчивое лицо человека, отрешённого от реальности. Я промолчал.
 Я тоже считал себя в ту пору молодым романтиком. Но жизнь вокруг то и дело являла взору свои неприглядные стороны. Я уже видел неприхотливый, почти нищенский быт ссыльных поселенцев. На моих глазах возвращались из небытия отцы  друзей - одноклассников. И ползли за ними, как хвост змеи, тяжёлые шепотки.
 Доцент О—ва положила мне руку на плечо и стала расспрашивать о семье, о родителях, о пристрастиях и увлечениях.
 Она, казалось, прониклась ко мне симпатией.
А,  может быть, хотела оправдаться за повесть?
После этого разговора иногда, во время лекций, я ловил на себе её взгляд, взгляд заговорщицы и сообщницы.
К нам в группу был зачислен новый студент. Он казался мне очень пожилым.
Хотя, как я теперь понимаю, ему было едва за тридцать. Он был высок и благороден, с посеребрёнными висками и чем-то напоминал моего любимого героя Атоса.
Я плохо запомнил этого человека. Прошёл всего месяц, и он навсегда исчез из моей  жизни.  Странно, непонятно исчез. Вчера был, а сегодня уже - его  нет. Тогда такое случалось.
Лишь один эпизод, связанный с ним,  накрепко засел в памяти.
Я торопился в аудиторию, когда меня приветливо окликнула доцент О—ва.
 - Я слышала, - сказала она, - что у вас новый студент.
 - Да, - ответил я.
 - Интересная личность, - задумчиво протянула преподавательница, -  как будто не от мира сего. А что о нём говорят?
 - Да разное, - начал рассказывать я, - вроде бы он несколько лет провёл в местах заключения…
Я посмотрел на свою собеседницу и… что-то внутри оборвалось.  Взгляд, который я поймал, был не беспомощным и не наивным.В нём промелькнуло тенью что-то острое и хищное. Мне стало страшно.
Шёл 1954 год.  Смутный и неопределённый. Жизнь могла повернуть в любую сторону.
Но она, эта жизнь, вскоре чётко обозначила свои позиции, унеся в  своих волнах маленькую, хрупкую, наивную женщину с хищным взглядом. Так же, как и повесть «Взрыв в абрикосовом саду».
                Р.Маргулис


Рецензии
Рафаил,
эта миниатюра дорогого стоит.

Она глубже, поэтичнее, мудрее и страшнее многих самых ярких и талантливых стихов.

Может быть, даже Вы не понимаете ещё, НАСКОЛЬКО это сильная вещь.

А может, понимаете. А вот я не понимаю, что Вы понимаете :)))

Спасибо.

Александр

Фима Жиганец   10.07.2011 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Александр!
А насчёт понимания - это трудный вопрос.Во всяком случае, всегда пишу с открытыми глазами. в которых отражается памятью многолетняя и очень непростая жизнь.

Рафаил Маргулис   10.07.2011 11:34   Заявить о нарушении
Я не об этом. Конечно, все мы пишем, ПОНИМАЯ, о чём :))).

Но вот - "нам не дано предугадать. как слово наше отзовётся"...

И даже больше. Часто получается так, что написанное оказывается глубже, полифоничнее того, что мы изначально задумали.
Я поначалу, грешным делом, именно так и воспринял - серьёзная. печальная "жизненная" миниатюра.

Но что-то притянуло меня к ней снова... Может, это "что-то" дано человеку учуять уже в зрелом и даже "перезрелом" возрасте :). Когда далеко за 50 и ближе к 60-ти :)).

Я не говорю уже о ваших летах (по сравнениюс моими - Мафусаиловых :) ).

За всеми этими маленькими тихими училками, седыми студентами, шпионскими повестями - скрыта на самом деле целая вселенная.

Геном. И ухватить, распознать этот геном возможно только с высоты какого-то жизненного опыта. И появляется полифоническое эхо, воспоминания, аллюзии и прочее.

Оно, может быть, такие геномы во многих вещах заложены, это понятно.

Но - не всякая вещь способна пробудить такое обострённое чувство.

Ну вот что такого вроде бы в этой миниатюре? Как говорят - "поучительная".

Да нет. Пронзительная.
Так выходит. Я именно об этом. Разумеется, Вы ярко я ясно дали понять. что к чему. И эта вроде бы милая дамочка с её повестью о шпионах. И её нутро реальное. И подтекст исчезновения седого студента. И многое другое.

Фима Жиганец   10.07.2011 11:47   Заявить о нарушении
Знаете, я очень редко пишу здесь отзывы. Очень-очень. За десять лет - чуть больше 1300. То есть где-то с десяток в месяц. И то большая часть приходится на первые годы.

И уж если что-то написано - значит, не мог отмолчаться :)

Фима Жиганец   10.07.2011 11:51   Заявить о нарушении
Ещё раз - спасибо!Глубоко тронут вашим вниманием. Иные слова - излишни.

Рафаил Маргулис   10.07.2011 11:56   Заявить о нарушении
Как думаете, может ли когда-нибудь родиться такое поколение, которому такая литература будет непонятна?

Виктор Станчик   10.07.2011 12:57   Заявить о нарушении
Думаю, оно уже родилось.

Рафаил Маргулис   10.07.2011 13:03   Заявить о нарушении
К сожалению, я согласен с Рафаилом. С одним уточнением: вообще я избегаю обобщений на уровне поколения :).

Поколение - оно разное.

Фима Жиганец   10.07.2011 13:07   Заявить о нарушении
Да, у меня вопрос несколько двусмысленным получился.
1. Непонятно потому, что давно исчезло и забыто явление, лежащее в основе произведения.
2. Непонятно потому, что никого ничто не интересует и никто ничего не читает.
Я скорее первое имел в виду.

Виктор Станчик   10.07.2011 14:53   Заявить о нарушении
Виктор, в том-то и дело, что в основе произведения не лежит какое-то конкретное являение или событие.

Произведение значительно глубже и шире рассказов о стукачах или сочинителях шпионских повестей.

Много глубже...

Фима Жиганец   10.07.2011 15:07   Заявить о нарушении
Есть люди с обострённым чувством вины за злодеяния, не ими совершённые. И есть те, кому, как сейчас принято говорить, всё, что было, "без разницы".Этим, последним, не нужны и не интересны любые темы.
Но история, к сожалению, имеет свойство возвращаться на новом витке к былым своим чёрным страницам.И тогда равнодушные пожалеют о том, что мало интересовались прошлым.
Я через всю жизнь пронёс эпиграф к роману Бруно Ясенского "Заговор равнодушных"
Помните: "Бойтесь равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует ещё на земле и предательство, и убийство".

Рафаил Маргулис   10.07.2011 16:15   Заявить о нарушении