Взрыв в абрикосовом саду
Когда я впервые услышал её фамилию, то очень удивился. Потому что именно под такой фамилией скрылся от читателей автор любимой мной детской повести «Взрыв в абрикосовом саду».
Повесть я перечитывал многократно. Действие её проходило в городе моей юности, среди древних развалин , на берегу большой, полноводной реки, орошавшей зелёную долину. Сюжет заключался в том, что школьники выслеживали и помогали ловить матёрого шпиона-диверсанта, пробравшегося в страну со злодейскими целями.
Я был убеждён, что автор повести скрылся под женским псевдонимом из-за причастности к государственным тайнам, что на самом деле – это офицер и разведчик, переживший немало историй, подобных той, что изложена в повести.
И вдруг – эта хрупкая женщина! Я не поверил. Подошёл во время перерыва и, робея, задал вопрос. Доцент О—ва тоже смутилась.
- Вы читали мою повесть? – в замешательстве спросила она.
И, схватив меня за руку, стала торопливо объяснять:
- Это дань романтике и молодости, конечно же, всё там несерьёзно.
- А как же…? - начал было я. И осёкся.
На меня глядело наивное, доверчивое лицо человека, отрешённого от реальности. Я промолчал.
Я тоже считал себя в ту пору молодым романтиком. Но жизнь вокруг то и дело являла взору свои неприглядные стороны. Я уже видел неприхотливый, почти нищенский быт ссыльных поселенцев. На моих глазах возвращались из небытия отцы друзей - одноклассников. И ползли за ними, как хвост змеи, тяжёлые шепотки.
Доцент О—ва положила мне руку на плечо и стала расспрашивать о семье, о родителях, о пристрастиях и увлечениях.
Она, казалось, прониклась ко мне симпатией.
А, может быть, хотела оправдаться за повесть?
После этого разговора иногда, во время лекций, я ловил на себе её взгляд, взгляд заговорщицы и сообщницы.
К нам в группу был зачислен новый студент. Он казался мне очень пожилым.
Хотя, как я теперь понимаю, ему было едва за тридцать. Он был высок и благороден, с посеребрёнными висками и чем-то напоминал моего любимого героя Атоса.
Я плохо запомнил этого человека. Прошёл всего месяц, и он навсегда исчез из моей жизни. Странно, непонятно исчез. Вчера был, а сегодня уже - его нет. Тогда такое случалось.
Лишь один эпизод, связанный с ним, накрепко засел в памяти.
Я торопился в аудиторию, когда меня приветливо окликнула доцент О—ва.
- Я слышала, - сказала она, - что у вас новый студент.
- Да, - ответил я.
- Интересная личность, - задумчиво протянула преподавательница, - как будто не от мира сего. А что о нём говорят?
- Да разное, - начал рассказывать я, - вроде бы он несколько лет провёл в местах заключения…
Я посмотрел на свою собеседницу и… что-то внутри оборвалось. Взгляд, который я поймал, был не беспомощным и не наивным.В нём промелькнуло тенью что-то острое и хищное. Мне стало страшно.
Шёл 1954 год. Смутный и неопределённый. Жизнь могла повернуть в любую сторону.
Но она, эта жизнь, вскоре чётко обозначила свои позиции, унеся в своих волнах маленькую, хрупкую, наивную женщину с хищным взглядом. Так же, как и повесть «Взрыв в абрикосовом саду».
Р.Маргулис
Свидетельство о публикации №111071002582
эта миниатюра дорогого стоит.
Она глубже, поэтичнее, мудрее и страшнее многих самых ярких и талантливых стихов.
Может быть, даже Вы не понимаете ещё, НАСКОЛЬКО это сильная вещь.
А может, понимаете. А вот я не понимаю, что Вы понимаете :)))
Спасибо.
Александр
Фима Жиганец 10.07.2011 11:22 Заявить о нарушении
А насчёт понимания - это трудный вопрос.Во всяком случае, всегда пишу с открытыми глазами. в которых отражается памятью многолетняя и очень непростая жизнь.
Рафаил Маргулис 10.07.2011 11:34 Заявить о нарушении
Но вот - "нам не дано предугадать. как слово наше отзовётся"...
И даже больше. Часто получается так, что написанное оказывается глубже, полифоничнее того, что мы изначально задумали.
Я поначалу, грешным делом, именно так и воспринял - серьёзная. печальная "жизненная" миниатюра.
Но что-то притянуло меня к ней снова... Может, это "что-то" дано человеку учуять уже в зрелом и даже "перезрелом" возрасте :). Когда далеко за 50 и ближе к 60-ти :)).
Я не говорю уже о ваших летах (по сравнениюс моими - Мафусаиловых :) ).
За всеми этими маленькими тихими училками, седыми студентами, шпионскими повестями - скрыта на самом деле целая вселенная.
Геном. И ухватить, распознать этот геном возможно только с высоты какого-то жизненного опыта. И появляется полифоническое эхо, воспоминания, аллюзии и прочее.
Оно, может быть, такие геномы во многих вещах заложены, это понятно.
Но - не всякая вещь способна пробудить такое обострённое чувство.
Ну вот что такого вроде бы в этой миниатюре? Как говорят - "поучительная".
Да нет. Пронзительная.
Так выходит. Я именно об этом. Разумеется, Вы ярко я ясно дали понять. что к чему. И эта вроде бы милая дамочка с её повестью о шпионах. И её нутро реальное. И подтекст исчезновения седого студента. И многое другое.
Фима Жиганец 10.07.2011 11:47 Заявить о нарушении
И уж если что-то написано - значит, не мог отмолчаться :)
Фима Жиганец 10.07.2011 11:51 Заявить о нарушении
Рафаил Маргулис 10.07.2011 11:56 Заявить о нарушении
Виктор Станчик 10.07.2011 12:57 Заявить о нарушении
Поколение - оно разное.
Фима Жиганец 10.07.2011 13:07 Заявить о нарушении
1. Непонятно потому, что давно исчезло и забыто явление, лежащее в основе произведения.
2. Непонятно потому, что никого ничто не интересует и никто ничего не читает.
Я скорее первое имел в виду.
Виктор Станчик 10.07.2011 14:53 Заявить о нарушении
Произведение значительно глубже и шире рассказов о стукачах или сочинителях шпионских повестей.
Много глубже...
Фима Жиганец 10.07.2011 15:07 Заявить о нарушении
Но история, к сожалению, имеет свойство возвращаться на новом витке к былым своим чёрным страницам.И тогда равнодушные пожалеют о том, что мало интересовались прошлым.
Я через всю жизнь пронёс эпиграф к роману Бруно Ясенского "Заговор равнодушных"
Помните: "Бойтесь равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует ещё на земле и предательство, и убийство".
Рафаил Маргулис 10.07.2011 16:15 Заявить о нарушении