Итоги 2011. Галина Климова и Игорь Караулов
С большим интересом и пиететом изучила присланные мне на прочтение поэтические подборки 25 стихотворцев, вошедших в шорт-лист Большого литературного конкурса, проводимого Вашим сайтом.
В основной своей массе это весьма неплохие стихи. Общий писательский уровень современных стихотворцев вроде бы растет, вопреки катастрофической убыли современных читателей.
И даже по этой небольшой выборке авторов и стихов легко угадывается общее направление – и по поэтике, и по тематике – главного русла современного стихописания, хотя любой мэйнстрим нивелирует и нейтрализует личность автора за счет повторов и самоповторов, за счет тиражирования отдельных поэтических тем, форм, метров, способов рифмовки, интонации и проч.
И все-таки я услышала очень разные, вполне самостоятельные поэтические голоса, запомнившиеся с первого прочтения.
Я выбрала 5 авторов, 5 подборок:
1. ПАСТУХ ЛА
“А это – я” http://www.stihi.ru/2010/03/15/6520
“Спит районная больница” http://www.stihi.ru/2010/06/04/4238
“Я – осколок местечка” http://www.stihi.ru/2010/07/30/5676
Замечательно ёмкие, наивные и трагические стихи (местами страдающие, к сожалению, многословием и плохими рифмами)!
2.МИХАИЛ СВИЩЁВ
"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285
"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669
"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559
Жесткая характерная лирика с узнаваемой мужской интонацией, с выразительными деталями(хорошо бы без уменьшительно-ласкательных суффиксов), местами попадающими в десятку. «Четыре оврага» - удача!
2.АЛЁНА БАБАНСКАЯ
"На уровне ласточек..." http://www.stihi.ru/2011/04/27/6506
"бильбоке" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6531
"иероним" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6550
Свое, не заёмное мировосприятие, не банальный взгляд, не затасканная лексика и метафорика. Хотя «иероним» - проходное, на модную тему «Босх», и только ленивый не писал о нем в последние годы…
4.ЕЛЕНА МИРОНОВА
"Выходи" http://www.stihi.ru/2007/06/08-1188
"Ты с райских кустов состригаешь сухую листву..." http://stihi.ru/2008/06/07/1578
"Колыбельная" http://stihi.ru/2010/02/05/8469
Стихи – в отличие от многих – довольно профессиональны и гармоничны. Женская лирика в хорошем смысле и в традиции.
5.ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ
"Холмы Forever" http://www.stihi.ru/2011/04/02/4821
"Фотография Роберта Фроста в 89 лет" http://www.stihi.ru/2011/01/19/9330
"Холмистое небо" http://www.stihi.ru/2011/04/05/4639
Умение увидеть и создать поэтическое пространство, неплохое владение техникой версификации – при непростительном многословии.
С пожеланием новых стихов и новых побед
Галина Климова
Из общего числа подборок я довольно быстро и уверенно выбрал семь лидирующих, а вот отсеять из них две было довольно сложно. В итоге были с болью в сердце отсеяны Пастух Ла и Зеленцов, оставлены же Пагын, Пермяков, Мельников, Свищев и Ивкин. И вот как распределились места между этими прекрасными людьми.
1 место – ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ
"Сражённый средством доктора Вов-ху" http://stihi.ru/2011/04/08/6428
"Как если бы я не погиб на войне кентавров" http://stihi.ru/2009/10/07/2092
"Я только помню, что свет" http://www.stihi.ru/2010/03/13/5017
Мельников – яростный и серьезный поэт. Его стихи не очень легкие, они требуют вчитывания. Мельников милосерден к критику, оставляя ему пространство для придирок. Так, первое стихотворение подборки, возможно, несколько портит недостача одного слога в пятой строке. Также, может быть, «Харон-Ахерон» во втором тексте - не самая удачная рифма. Стихи Мельникова так или иначе связаны с военной темой; возможно, читателю хотелось бы большего разнообразия. Тем не менее, Мельников попросту выглядит взрослее прочих участников, поэтому я смело ставлю его во главу списка.
2 место – МИХАИЛ СВИЩЁВ
"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285
"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669
"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559
Думаю, многие скажут, что Свищев заслуживает более высокого места. Он делает по-настоящему профессиональные, очень кондиционные тексты. Их судьба должна сложиться хорошо. Но чего-то мне в нем не хватает. Допустим, соли и перца. Например, стихотворение «Светомузыка» безупречно сработано и очень трогательно, но автор не идет в нем ни на какой риск: он раскрывает традиционную тему в традиционном ключе с помощью традиционных, давно обкатанных образов (патефон, пластинка). В стихотворении «RDX» столь же уверенно решается любовная тема, но маяковские нотки звучат достаточно явственно. Не засиделся ли Свищев в отличниках?
3 место – СЕРГЕЙ ИВКИН
"Любовь" http://www.stihi.ru/2010/12/29/2290
"Зависть" http://www.stihi.ru/2010/11/04/3858
"Провинция" http://www.stihi.ru/2011/02/21/2283
Ивкин – романтик с резкими словесными жестами, фигура несколько демоническая. «Черное небо горит на моих плечах» - так он может сказать. Или – «через полувыжженный рассудок тянутся глухие поезда». А может сорваться в одиозную рифму «горсти – прости». Мир его стихов вертится вокруг сильного чувства – даже то у него, что нельзя назвать любовной лирикой, воспринимается как речь любовника или влюбленного. Вместе с тем, я бы не назвал его стихи броскими и запоминающимися; главное у него – процесс, а не результат; движение текста, а не его завершенность.
4 место – АНДРЕЙ ПЕРМЯКОВ
Футбол" http://stihi.ru/2011/04/20/3470
"Саратовское" http://stihi.ru/2011/04/20/3476
"Придумаю: ушла, оставив сны..." http://stihi.ru/2011/04/20/3486
Говоря о стихах Пермякова, я в первую очередь хотел бы назвать их современными, актуальными в самом полезном смысле этого слова. Их отличают предметное переживание истории и непосредственность чувства. Он, кажется, не движется ни в чьем русле и не грешит литературщиной. Первое стихотворение подборки, «Футбол», показалось мне самым симпатичным из прочитанных мною в этом туре. Но – не самым совершенным, увы. Так, строфа:
А количество встреч равно числу поражений.
Человек опускается на золотые доски.
Свет и вода переходят в степень смешения.
Рядом садится чайка по имени Лобановский –
кажется мне водянисто-натянутой. А во втором стихотворении – целый парад банальных рифм, идущих подряд: «умирал-орал», «кошка-немножко», «квартир-мир», «страны-весны». А вот заключительные строчки подборки мне очень понравились:
Тень обнимает маленькую тень
и шепчет тени то, что шепчут тени.
5 место – СЕРГЕЙ ПАГЫН
"Во времени все больше вещества" http://stihi.ru/2010/09/30/6190
"Ничего не будет за порогом" http://stihi.ru/2011/04/11/6973
"Приходит час и страху увядать" http://stihi.ru/2008/06/04/1390
Пагын – самый странный и загадочный из пяти. У него очень тихий голос, неяркие, блеклые тексты, но так просто отмахнуться от него почему-то не получается. Мне кажется, он застрял на середине дороги между обыкновенным пейзажно-почвенническим рифмованием и чем-то вроде шаманского говорения в духе Сергея Шестакова или даже, может быть, напряженной штучной работы со словом, которой можно поучиться, например, у Олега Юрьева. Его рифмы часто неточны, и их неточность, признаться, редко кажется продуманной. Однако, когда натыкаешься на рифму «тепло-пальто», хочется от души похлопать в ладоши.
Игорь Караулов
Результаты голосования жюри с учётом голосов девятерых экспертов можно увидеть на странице http://stihi.ru/2011/07/05/406
Свидетельство о публикации №111070906169