Звёздный Маугли
... и вот он вышел из камен -
ных джунглей по крышам.
На бледной картине млечного тракта
он в целом почти безупречен, но как-то
испуганно дышит.
Измотан, возвышенно странен.
Боль небес растаяла, как полу -
стон на ложе луны.
Вход в никуда под дулами банды дороги.
"Вот это да", – подумали бандерлоги.
"Он – такой же как мы,
только без хвоста... и голый."
Свидетельство о публикации №111070802934
У меня был другой вопрос по другой рифме. Я его задала в сообщения, но не получила ответа. Возможно, не дошло.
В замечании повторю суть вопроса...
Заранее благодарна за ответ.
Татьяна Игнатова 5 07.05.2023 10:51 Заявить о нарушении
Вид составной рифмы - каламбурная.
Можно ли считать составными рифмами:
Из конечностей - исколеченности ?
Оду Ванечке - одуванчики ?
_______
В основном везде составной рифмой считается словосочетание с ударным + безударным словом (любая часть речи)
Татьяна Игнатова 5 07.05.2023 10:52 Заявить о нарушении
Если "составная рифма" считается "высшим пилотажем",
то "разнословная рифма" - "полётом в космос".
При это категорическое разделение достаточно простое.
В составной зарифмованное слово сочетается либо с местоимениями,
либо со вспомогательным частями речи: частицы, предлоги..
А в разнословной одно слово рифмуется с двумя, а то и тремя "разными" словами.
А далее уже вопрос приоритета качества самих рифм.
Чаще всего и составные и разнословные рифма априори разнородны, поэтому приоритетом
для благозвучия, а, значит, превосходного восприятия логично определить максимальную
фонетическую глубину созвучия всех! рифментов, входящих в общее созвучие.
Если, например, в разнословной рифме одно слово зарифмовано глубоко, а в другом
созвучна только одна гласная - будет соответственно бедная и недостаточная
разнословная рифма. Как "простая" рифма возможно и хороша, но как разнословная -
"не орёл!". Не говоря уже о составных, когда местоимение рифмуется неточно.
Сравнивать простейшую составную с объёмной многосложной разнословной - это
всё одно что сравнивать полифонию многорядного органа с пастушьей дудочкой.
Вот вам пример подобного "органа":
**
Цепные собаки, увы, не на "вы" с ней.
И тянется, тянется тщетно за битой
рука — ей не хочется всеми забытой
остаться одной, что ещё ненавистней.
**
Можно ли чисто технически сравнить с каким-нибудь банальным: "когда я/летаю?"
А ведь это тоже составная рифма при созвучии ударного слога.
Вообще это ооочень! обширная тема в рамках которых возможны обсуждения
симметричного применения составных рифм по группам определённого качества,
существенное различие комбинаторной каламбурной рифмы и комбинаторной философской
и много, многое другое.. "Было бы кому всё это нужно!"
Гольгертс 07.05.2023 13:50 Заявить о нарушении
Но вот, что интересно, когда вводят понятие составная рифма, есть определение - включая несколько слов. А если с частицами, предлогами, местоимениями, то не всегда последние в послеударной части. Иногда основное ударение в заключительном слове рифмы.
Делаю вывод. Составная рифма - более широкое понятие. Разнословная - это когда несколько, не частиц с предлогами, а именно слов. Но. с другой стороны, и междометие, союз, предлог и другие части речи - это тоже слова. Служебные.
Как-то всё очень зыбко и тонко в королевстве теории.
Составная - и есть разнословная рифма, получается. А вот другие рифмы, как каламбурная (строгий подход к совпадению рифментов), переносная, рассечённая - тоже относятся к составным рифмам, но я их выделила отдельно, потому что всю "вселеннную" не объять. Тем более всё в развитии.
Но ответ я получила. Спасибо. Даже если предударная часть в виде союза, частицы или части слова имеет созвучие с рифментом при ударении на заключительном слове рифмы, к составной рифме тоже отношу.
Татьяна Игнатова 5 07.05.2023 23:15 Заявить о нарушении
Да ничего не получается. Как можно приравнять, например, предлог к полноценному слову?
Здесь всё дело в глубине, то есть в количестве созвучных и совпадающих фонем ..
Предположим, кто-то глядя на ваш Анонс принесёт нечто вроде Брюсовского:
"с людьмИ Я - стихИЯ"
Или Толстовкое: "хорошИ ВЫ - залИВЫ". И задание выполнено.
А кто-то, например: "она до ста точна/самодостаточна"
Первый пригнул на один метр, а второй на четыре!
И "народ" проголосует за первого.. будьте уверены!
Это вечная проблема сравнительных характеристик. Все на словах декларируют стремление
к объективности, а на практике бегут от неё как "чёрт от ладана".
Относительное такое "стремление" возможно только в поэзии ограничений,
то есть когда ВСЕ участники в равных условиях, что строго модерируется при
приёме заявок. Иначе это не не "конкурс", но "выставка".
И соответствующие "Призы Читательских Симпатий".
Во что, собственно, и превратилась конкурсная Стихира в последние годы
правления либеральной модели образования.
Гольгертс 08.05.2023 02:04 Заявить о нарушении
"великую авторскую поэтическую мысль". А рифма сама по себе - ограничение,
причём любая (и кто её выдумал?) Но вот 30 лет назад отменили все ограничения,
все общепринятые ранее превосходные приоритеты. Дали и "разнообразие"
и эту пресловутую свободу творческого слова. И куда-то моментально исчезли
все шедевры мирового искусства, причём во всех его сферах, включая поэзию.
И вот уже Нобелевку получает "цикл сомнительных верлибров".
"Хорошая рифма" - мёртвая рифма!
Гольгертс 08.05.2023 02:25 Заявить о нарушении
Т.е. надо определиться с минимумом прыжка. Какова его "длина" и качество.
Получается, сегодняшний конкурс, кроме переносных, разделённых, обрывочных и т. д., включают концевые все. Но использование каламбурных... полное совпадение со строгим подходом, остаётся на вкус участников. К примеру, я бы отнесла к каламбурным приведенную Вами:
она до ста точна/самодостаточна"
Хотя... несовпадение начальных Н-М вполне относит её к разнословным. Так что, всё очень зыбко на границах определений нашего королевства кривых зеркал Хороших рифм)))
Татьяна Игнатова 5 08.05.2023 16:06 Заявить о нарушении
как элементом комбинаторики: омограмма или гетерограмма.
Любую рифму делает прежде всего сам контекст. Игра слов предполагает игру смыслов.
А игра в общем понятии и восприятии - это нечто шутейное и забавное, в крайнем
случае ироничное. Кроме того, автору в этом случае не нужно как бы оправдываться,
ибо за любой "наезд" можно обвинить "критика" в отсутствии ЧЮ.
Поэтому написать каламбурными рифмами ответственную! философскую лирику, крайне
сложно. Такая рифма всегда перетягивает одеяло читательского внимания на себя,
тем более по всему тексту. И чтобы такая рифма было как можно менее заметной,
сам контекст (образность, афористичность) должны быть просто невероятной силы.
Приведённая мной рифма взята из моей песни, а в ней отнюдь не до смеха и каламбура:
**
Мне кукушка не врёт — она до ста точна.
Значит только вперёд — такая тактика.
Обесточено время.. тик-ток, тик-так.
Одинокая ночь самодостаточна.
Гольгертс 08.05.2023 17:12 Заявить о нарушении
«Напоролись на РИФ МЫ,
А берег ДНЕПРА ВДАЛИ…
Хорошие РИФМЫ,
НЕПРАВДА ЛИ?» (С. Курий)
Татьяна Игнатова 5 08.05.2023 21:00 Заявить о нарушении
"Кому больше дано - с тех и больший спрос"
Так и в случае с "хорошей рифмой".
В своё время, когда я плотно занимался панторифмой, то получил критический отзыв,
который меня весьма озадачил. Дословно уже не помню, но что-то нечто вроде:
"Панто пишете? Ну тогда требования к смыслам в разы! выше, чем в обычном стихе!"
Ну, например, "рифы бывают в морях и океанах, но не в реках"
Любой смысл для изначально предвзятого восприятия "исключительно для! рифмы"
И вываливается это всё в абсолютно негативном ключе. И даже если начинающий
автор попробовал двигаться в этом направлении, то подобные "мнения" моментально
демотивируют его. В комбинаторном стихосложении или близком к нему именно глубокие
созвучия вытягивают и определяют все смыслы. Автор сначала должен сам
интерпретировать их, чаще всего в сугубо символическом ключе, а потом вынести
эти интерпретации на широкую аудиторию, где вероятность совпадения с читателем
равна нескольким процентам. И уж на "популярность" такая высокая техника точно
не обречена:
**
- Ну.. так и я смогу!
- А что сыграть-то?
- Мурку, давай!
Гольгертс 08.05.2023 21:29 Заявить о нарушении
именно в качестве разнословной рифмы:
**
Глаза в глаза, на ощупь тени.
Закон сближения зеркал.
Я замирал от ощущений
прикосновений языка.
Когда же залечу свою
сплошную рану на душе,
то даже страха не почувствую,
послушен страх. И вот уже,
смешали травлю и охоту,
досуг с работой - с той поры,
менялись правила по ходу
доступной и простой игры.
Теперь я беден, часто пью,
голодным зверем рву сердца.
В игре на деньги не участвую.
Приходит время созерцать..
**
Всегда нахожу подтверждение этому высказыванию:
"Вы только придумали, а другие уже давно это написали, опубликовали и забыли.."
Только помимо разнословной концевой рифмы - это ещё и полный панторим!
Внутренние рифмы, разумеется, разного качества. Однако для того, чтобы текст
был именно "живым" они и не должны быть внутри максимально точны.
И только "гурман", разбирая "под лупой" каждую стопу, получит "истинное наслаждение"..
Гольгертс 09.05.2023 16:28 Заявить о нарушении
Когда же залечу свою
то даже страха не почувствую,
Теперь я беден, часто пью,
В игре на деньги не участвую.
________
Ча и чу на разных позициях в соответствующих строках. Разноударные рифмы получаются. И панторим с эффектом гармошки...растягиванием стоп. И ещё с ритмическим рисунком что-то не то...
Вторая пара рифмующихся строк: 1-3-4 сильные стопы
Первая пара, сильные стопы: 2-4
Нарушается гармония. Напрашивается нежелательный пиррихий "зАлечу", что портит впечатление.
Татьяна Игнатова 5 09.05.2023 20:13 Заявить о нарушении
А что такое "вычитка" вам неведомо?
Вы знаете отчего иные даже очень! хорошие песни так "ужасно" выглядят на бумаге
в печатном изложении? Да потому что многие строчки имеют свою оригинальную
ритмическую составляющую, то есть мелодию.
Оттарабаненый иктовый текст - мёртвый текст. Бу-бу, бу-бу.. бу-бу, бу-бу.
"Поэт не тот кто пишет, а тот кто слышит!" (с)
Гольгертс 09.05.2023 22:28 Заявить о нарушении
И потом, мы с Вами вроде бы серьёзно беседу ведём. Я приготовилась смаковать, да и обращалась к Вам, как спецу в области рифм. А Вы...
Пора закругляться. "Нервы не балалайка", как говорила моя бабушка на 92-ом году жизни.
С уважением лично к Вам за Ваш труд и накопленный опыт, знания.
Татьяна Игнатова 5 09.05.2023 22:34 Заявить о нарушении
самую придирчивую аудиторию. И ни один критикан или "слухач" не заметит никакого
"ритмического сбоя" или "нежелательного пиррихия"..
Гольгертс 09.05.2023 23:30 Заявить о нарушении