Звёздный Маугли

               

                ... и вот он вышел из камен -
                ных джунглей по крышам.
                На бледной картине млечного тракта
                он в целом почти безупречен, но как-то
                испуганно дышит.
                Измотан, возвышенно странен.
            
                Боль небес растаяла, как полу -
                стон на ложе луны.
                Вход в никуда под дулами банды дороги.
                "Вот это да", – подумали бандерлоги.
                "Он – такой же как мы,
                только без хвоста...  и голый."
   


Рецензии
Рассеченная. Интересно.
У меня был другой вопрос по другой рифме. Я его задала в сообщения, но не получила ответа. Возможно, не дошло.
В замечании повторю суть вопроса...
Заранее благодарна за ответ.

Татьяна Игнатова 5   07.05.2023 10:51     Заявить о нарушении
Открыла конкурс "Хорошие рифмы. Составная". До этого много литературы перечитала, пыталась систематизировать. Оказалось, не так уж и много материала. Но встретила противоречивые данные. Перехожу к делу:

Вид составной рифмы - каламбурная.
Можно ли считать составными рифмами:

Из конечностей - исколеченности ?
Оду Ванечке - одуванчики ?
_______
В основном везде составной рифмой считается словосочетание с ударным + безударным словом (любая часть речи)

Татьяна Игнатова 5   07.05.2023 10:52   Заявить о нарушении
Приветствую, Татьяна.
Если "составная рифма" считается "высшим пилотажем",
то "разнословная рифма" - "полётом в космос".
При это категорическое разделение достаточно простое.
В составной зарифмованное слово сочетается либо с местоимениями,
либо со вспомогательным частями речи: частицы, предлоги..
А в разнословной одно слово рифмуется с двумя, а то и тремя "разными" словами.
А далее уже вопрос приоритета качества самих рифм.
Чаще всего и составные и разнословные рифма априори разнородны, поэтому приоритетом
для благозвучия, а, значит, превосходного восприятия логично определить максимальную
фонетическую глубину созвучия всех! рифментов, входящих в общее созвучие.
Если, например, в разнословной рифме одно слово зарифмовано глубоко, а в другом
созвучна только одна гласная - будет соответственно бедная и недостаточная
разнословная рифма. Как "простая" рифма возможно и хороша, но как разнословная -
"не орёл!". Не говоря уже о составных, когда местоимение рифмуется неточно.
Сравнивать простейшую составную с объёмной многосложной разнословной - это
всё одно что сравнивать полифонию многорядного органа с пастушьей дудочкой.
Вот вам пример подобного "органа":
**
Цепные собаки, увы, не на "вы" с ней.
И тянется, тянется тщетно за битой
рука — ей не хочется всеми забытой
остаться одной, что ещё ненавистней.
**
Можно ли чисто технически сравнить с каким-нибудь банальным: "когда я/летаю?"
А ведь это тоже составная рифма при созвучии ударного слога.
Вообще это ооочень! обширная тема в рамках которых возможны обсуждения
симметричного применения составных рифм по группам определённого качества,
существенное различие комбинаторной каламбурной рифмы и комбинаторной философской
и много, многое другое.. "Было бы кому всё это нужно!"

Гольгертс   07.05.2023 13:50   Заявить о нарушении
Олег, я поняла. Но в рамках одного конкурса невозможно провести классификацию всех видов составной рифмы. Только в одном месте я нашла такое определение составной рифмы, как сочетание с частицей и местоимением. Похоже, Маяковский ввёл в основном разнословность. Брюсов, в частности, продолжил многословие.
Но вот, что интересно, когда вводят понятие составная рифма, есть определение - включая несколько слов. А если с частицами, предлогами, местоимениями, то не всегда последние в послеударной части. Иногда основное ударение в заключительном слове рифмы.
Делаю вывод. Составная рифма - более широкое понятие. Разнословная - это когда несколько, не частиц с предлогами, а именно слов. Но. с другой стороны, и междометие, союз, предлог и другие части речи - это тоже слова. Служебные.
Как-то всё очень зыбко и тонко в королевстве теории.
Составная - и есть разнословная рифма, получается. А вот другие рифмы, как каламбурная (строгий подход к совпадению рифментов), переносная, рассечённая - тоже относятся к составным рифмам, но я их выделила отдельно, потому что всю "вселеннную" не объять. Тем более всё в развитии.

Но ответ я получила. Спасибо. Даже если предударная часть в виде союза, частицы или части слова имеет созвучие с рифментом при ударении на заключительном слове рифмы, к составной рифме тоже отношу.

Татьяна Игнатова 5   07.05.2023 23:15   Заявить о нарушении
Составная - и есть разнословная рифма, получается. (с)

Да ничего не получается. Как можно приравнять, например, предлог к полноценному слову?
Здесь всё дело в глубине, то есть в количестве созвучных и совпадающих фонем ..
Предположим, кто-то глядя на ваш Анонс принесёт нечто вроде Брюсовского:
"с людьмИ Я - стихИЯ"
Или Толстовкое: "хорошИ ВЫ - залИВЫ". И задание выполнено.
А кто-то, например: "она до ста точна/самодостаточна"

Первый пригнул на один метр, а второй на четыре!
И "народ" проголосует за первого.. будьте уверены!
Это вечная проблема сравнительных характеристик. Все на словах декларируют стремление
к объективности, а на практике бегут от неё как "чёрт от ладана".
Относительное такое "стремление" возможно только в поэзии ограничений,
то есть когда ВСЕ участники в равных условиях, что строго модерируется при
приёме заявок. Иначе это не не "конкурс", но "выставка".
И соответствующие "Призы Читательских Симпатий".
Во что, собственно, и превратилась конкурсная Стихира в последние годы
правления либеральной модели образования.

Гольгертс   08.05.2023 02:04   Заявить о нарушении
Ну как же.. ограничения, в том числе и в стихосложении, якобы режут
"великую авторскую поэтическую мысль". А рифма сама по себе - ограничение,
причём любая (и кто её выдумал?) Но вот 30 лет назад отменили все ограничения,
все общепринятые ранее превосходные приоритеты. Дали и "разнообразие"
и эту пресловутую свободу творческого слова. И куда-то моментально исчезли
все шедевры мирового искусства, причём во всех его сферах, включая поэзию.
И вот уже Нобелевку получает "цикл сомнительных верлибров".
"Хорошая рифма" - мёртвая рифма!

Гольгертс   08.05.2023 02:25   Заявить о нарушении
Олег, хорошо, посвящу разнословной отдельный конкурс, как и собиралась. Но надо учесть все нюансы. Какие части речи могут быть в этой рифме, если их в целом не более 2-х?
Т.е. надо определиться с минимумом прыжка. Какова его "длина" и качество.
Получается, сегодняшний конкурс, кроме переносных, разделённых, обрывочных и т. д., включают концевые все. Но использование каламбурных... полное совпадение со строгим подходом, остаётся на вкус участников. К примеру, я бы отнесла к каламбурным приведенную Вами:

она до ста точна/самодостаточна"

Хотя... несовпадение начальных Н-М вполне относит её к разнословным. Так что, всё очень зыбко на границах определений нашего королевства кривых зеркал Хороших рифм)))

Татьяна Игнатова 5   08.05.2023 16:06   Заявить о нарушении
Каламбурность рифмы определяется не только максимальной фонетической точностью,
как элементом комбинаторики: омограмма или гетерограмма.
Любую рифму делает прежде всего сам контекст. Игра слов предполагает игру смыслов.
А игра в общем понятии и восприятии - это нечто шутейное и забавное, в крайнем
случае ироничное. Кроме того, автору в этом случае не нужно как бы оправдываться,
ибо за любой "наезд" можно обвинить "критика" в отсутствии ЧЮ.
Поэтому написать каламбурными рифмами ответственную! философскую лирику, крайне
сложно. Такая рифма всегда перетягивает одеяло читательского внимания на себя,
тем более по всему тексту. И чтобы такая рифма было как можно менее заметной,
сам контекст (образность, афористичность) должны быть просто невероятной силы.
Приведённая мной рифма взята из моей песни, а в ней отнюдь не до смеха и каламбура:
**
Мне кукушка не врёт — она до ста точна.
Значит только вперёд — такая тактика.
Обесточено время.. тик-ток, тик-так.
Одинокая ночь самодостаточна.

Гольгертс   08.05.2023 17:12   Заявить о нарушении
Да, у меня в статье о Каламбурной рифме 3 вида указаны. И есть такой пример:

«Напоролись на РИФ МЫ,
А берег ДНЕПРА ВДАЛИ…
Хорошие РИФМЫ,
НЕПРАВДА ЛИ?» (С. Курий)

Татьяна Игнатова 5   08.05.2023 21:00   Заявить о нарушении
Что-то мне вспомнилась одна ваша любопытная характеристика:
"Кому больше дано - с тех и больший спрос"
Так и в случае с "хорошей рифмой".
В своё время, когда я плотно занимался панторифмой, то получил критический отзыв,
который меня весьма озадачил. Дословно уже не помню, но что-то нечто вроде:
"Панто пишете? Ну тогда требования к смыслам в разы! выше, чем в обычном стихе!"
Ну, например, "рифы бывают в морях и океанах, но не в реках"
Любой смысл для изначально предвзятого восприятия "исключительно для! рифмы"
И вываливается это всё в абсолютно негативном ключе. И даже если начинающий
автор попробовал двигаться в этом направлении, то подобные "мнения" моментально
демотивируют его. В комбинаторном стихосложении или близком к нему именно глубокие
созвучия вытягивают и определяют все смыслы. Автор сначала должен сам
интерпретировать их, чаще всего в сугубо символическом ключе, а потом вынести
эти интерпретации на широкую аудиторию, где вероятность совпадения с читателем
равна нескольким процентам. И уж на "популярность" такая высокая техника точно
не обречена:
**
- Ну.. так и я смогу!
- А что сыграть-то?
- Мурку, давай!

Гольгертс   08.05.2023 21:29   Заявить о нарушении
Кстати, я вспомнил одно своё стихотворение, которое подходит вашим условиям
именно в качестве разнословной рифмы:
**

Глаза в глаза, на ощупь тени.
Закон сближения зеркал.
Я замирал от ощущений
прикосновений языка.

Когда же залечу свою
сплошную рану на душе,
то даже страха не почувствую,
послушен страх. И вот уже,

смешали травлю и охоту,
досуг с работой - с той поры,
менялись правила по ходу
доступной и простой игры.

Теперь я беден, часто пью,
голодным зверем рву сердца.
В игре на деньги не участвую.
Приходит время созерцать..
**
Всегда нахожу подтверждение этому высказыванию:
"Вы только придумали, а другие уже давно это написали, опубликовали и забыли.."
Только помимо разнословной концевой рифмы - это ещё и полный панторим!
Внутренние рифмы, разумеется, разного качества. Однако для того, чтобы текст
был именно "живым" они и не должны быть внутри максимально точны.
И только "гурман", разбирая "под лупой" каждую стопу, получит "истинное наслаждение"..

Гольгертс   09.05.2023 16:28   Заявить о нарушении
Олег, у меня не получается воспринять эти разностопные строки:

Когда же залечу свою
то даже страха не почувствую,

Теперь я беден, часто пью,
В игре на деньги не участвую.
________
Ча и чу на разных позициях в соответствующих строках. Разноударные рифмы получаются. И панторим с эффектом гармошки...растягиванием стоп. И ещё с ритмическим рисунком что-то не то...

Вторая пара рифмующихся строк: 1-3-4 сильные стопы
Первая пара, сильные стопы: 2-4
Нарушается гармония. Напрашивается нежелательный пиррихий "зАлечу", что портит впечатление.

Татьяна Игнатова 5   09.05.2023 20:13   Заявить о нарушении
Ну, понятно.. вы в своём "репертуаре" - "Ать, два.. левой!"
А что такое "вычитка" вам неведомо?
Вы знаете отчего иные даже очень! хорошие песни так "ужасно" выглядят на бумаге
в печатном изложении? Да потому что многие строчки имеют свою оригинальную
ритмическую составляющую, то есть мелодию.
Оттарабаненый иктовый текст - мёртвый текст. Бу-бу, бу-бу.. бу-бу, бу-бу.
"Поэт не тот кто пишет, а тот кто слышит!" (с)

Гольгертс   09.05.2023 22:28   Заявить о нарушении
Олег, а вот с песнями Вы сравнили неудачно, тексты многих известных песен, да и романсов, слушать невозможно из-за разных смещений ударений. Серьёзные исполнители сетуют на низкий их уровень, когда хочется переписать и переделать)))
И потом, мы с Вами вроде бы серьёзно беседу ведём. Я приготовилась смаковать, да и обращалась к Вам, как спецу в области рифм. А Вы...
Пора закругляться. "Нервы не балалайка", как говорила моя бабушка на 92-ом году жизни.
С уважением лично к Вам за Ваш труд и накопленный опыт, знания.

Татьяна Игнатова 5   09.05.2023 22:34   Заявить о нарушении
Нормальное сравнение! Я продекламирую интонационно свой панторим на любую!
самую придирчивую аудиторию. И ни один критикан или "слухач" не заметит никакого
"ритмического сбоя" или "нежелательного пиррихия"..

Гольгертс   09.05.2023 23:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.