Принцип закрытого ларца

      Как раньше чувствовали одиночество, так же теперь должны чувствовать знание духа. Напутствие на каждую новую ступень. Допустите хотение духа.
      Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя, как хочет дух?
      Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух наиболее далек, но это только кажущееся; наоборот, дух стучится сильно. Важно прямо действовать, ухватить знание духа; как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях – лучше, нежели рисковать громадами.
   Учение Живой Этики: Озарение, 2.2.3.13.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Только долгий опыт и знание человеческой природы позволяют мудро совместить щедрость даяния со сдержанностью и осмотрительностью. Конечно, чувствознание должно указать законную меру. И все же при всех условиях лучше умолчать, чем дать больше того, что может вместить сознание. Только неопытность или желание учительствовать не позволяют совмещать щедрость даяния со сдержанностью.
   Грани Агни Йоги, 1966 г. 509


                ПРИНЦИП «ЗАКРЫТОГО ЛАРЦА» (1) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Сын Мой, нельзя забывать о явлении пралайи сознания. Чередование напряжений его огненности неизбежно. Отсюда и ощущение неудовлетворенности. Когда огонь горит, он окрашивает все своим цветом и делает жизнь полной. Когда сила его уменьшается, тускнеет и все окружающее и трудно духу тогда. Так снова приходим к огню как основе жизни. Ритма сознания не избежать, но облегчить периоды пралайи можно. Чем же и как же? Пульсация жизни заключается в том, что жизненный принцип или разворачивается и раскрывается полностью, давая предельное выражение себя в данной форме, как это можно видеть в цветущем дереве, розовом кусте и растении, отягощенном плодами, или свертывается, как бы втягивая в себя, в зерно свое, все свои энергии, кристаллизованные в нем. В голой замерзшей равнине зимой и в той же цветущей равнине летом видим, как пульсирует, свертываясь и развертываясь, жизненный принцип. Или энергии собираются внутри, кристаллизуясь в семени, или развертываются наружу. Тому же процессу подчиняется и сознание в моменты пралайи и в периоды расцвета, или напряжения огненности. Сознанию можно помочь, сознательно втягивая в себя энергии, дотоле разбросанные на выявления вовне. Активность сводится к необходимому минимуму, ибо дух в это время наиболее незащищен и ослаблен, а энергии, устремленные вовне, в среду окружающую, всегда вызывают реакцию, то есть противодействие и обратный удар. Но так как дух обычной силы противостояния не имеет, реакция получается болезненная и острая. Но если все энергии собраны вовнутрь и энергии вовне не протянуты, удары наносить не по чему, ибо человек уподобляется шару, символу равновесия и неуязвимости. Так же и зерно в земле под снегом вбирает в себя все свои энергии, ожидая благоприятных условий от ритма природы.

      Надо учиться молчаливости, сдержанности, замкнутости и умению себя потушить, когда это надо. Это состояние требует еще большей зоркости и умения владеть собою, чем состояние активности. Нужно плотно закрыть забрало. Не следует мыслью касаться людей. Нужно силы собрать внутри, чтобы охранить сокровенное. Иначе растерзают и сокровище расхитят. Сдержанность и собранность надо явить напряженную и сосредоточенную, ни на миг не упуская из сознания основного задания. Особенно надо держать на узде астральную оболочку: в эти моменты она имеет склонность выявляться яро и бурно, ибо не сдерживаема, как обычно. Большое войско может выйти в поле, малое запирается в крепости, где может успешно защититься. Равновесие поддерживается в периоды пралайи сознания особенно тщательно и напряженно. Не надо внешне реагировать на явления, извне идущие, ни в коем случае. Хорошо также и внутреннюю реакцию свести на нет. Надо себя потушить, охранив огонь для внутреннего употребления. Если бы внешние условия были другими, было бы много легче. Но ужас творится вовне, и защититься надо особо. Надо уберечь себя от растерзания обстоятельствами.

      «Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно, и тем, действуя во имя Общего Блага, приближает течение космической эволюции.
      Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое понятие, мы сами закрываем путь в страну правды. Нужно познать геройство в жизни, нужно бесстрашно признать наличность врагов, нужно помнить, что меч есть жезл героя. Уменье обратить меч в жезл должно найти место среди трудового дня.
      Как поникнут все магические формулы перед неудержимым скачком через бездну к живоносному Солнцу! Только познавшие реальность могут говорить о Солнце без поверхностной слезливости.
      Хотим видеть вас стойко побеждающими. Каждая победа учит сдержанности, но эта сдержанность трепещет полетами. Не бойтесь больших определений и, отправляясь на подвиг, скажите, чтоб приготовили пищу на завтра. Идущий на подвиг должен идти, как на колокол труда. Устремленному достаточна самая тонкая поверхность. Устремитесь!» Учение Живой Этики: Община, 147.

      Сын мой, можно учиться на людях, каким не надо быть и чего не следует делать. Можно находить в людях отрицательные черты, для того чтобы упорно и настойчиво преодолевать их в себе: Часто то, что нам не нравится в других, есть в нас. Других можно оставить в покое, но себя нельзя. Часто можно заметить, к какому печальному результату приводит потворство астралу, и это должно дать новую силу стремления подчинить его в себе, видя, как жестоко властвует он над другими. Следует лишь избегать осуждения. Можно мириться с недостатками у других, но нельзя мириться с ними в себе самом. Жизнь – хорошая школа, а люди – наглядное пособие. Хорошему в них можно следовать, но лучший пример для подражания – Учитель. Улучшаться можно всегда. Даже во время пралайи сознания. Всегда возможно найти нечто, могущее укрепить и продвинуть. Даже в момент попустительства своим слабостям и недостаткам какую-то степень овладения ими все же можно явить. Уже Говорил, что не то имеет значение, что делается или совершается человеком, но как: в свободе или рабстве, с соизволения воли или вопреки ей.

      Негодование, или возмущение духа, иногда допустимо. Оно может произойти против воли человека или же с ее разрешения. Второе лучше первого, ибо серебряная узда духа остается на чувствах. Так всеми способами, всеми силами и при всех условиях следует дух укреплять. Именно сдержанность будет хорошим оселком для оттачивания воли. Сдержанность уздою движений астрала – лучшее упражнение. Всякое внешнее проявление чувств будем считать нежелательным. Оно прямо пропорционально слабости человека. Лишь сильный может себя сдерживать.

      Если бы люди знали, сколько они теряют в моменты несдержанности! Откройте флакон с благовониями или старое вино. Чем чаще открываются, тем больше теряют свои свойства, будучи же постоянно открыты, теряют их совершенно. Часто человек полностью открывает себя и все, что в нем происходит. Можно такого человека уподобить выдыхающемуся флакону с благовониями. Разрядка человеческого аккумулятора происходит не столько от контакта с людьми, сколько от несдержанности и нежелания владеть собою. В конечном результате это приводит к затуханию сознания и полной истощенности батареи духа. Сдержанность должна быть постоянно напряженно живучей. Ни с кем никогда нельзя себя распускать. Но, поступая так же и наедине, показываем знание основ. Пространство имеет тысячи глаз. Зачем же открывать сущность свою глазам враждебным? Да и никому, кроме Учителя, не следует себя раскрывать. Внутренние энергии нужны для собственного употребления. Принцип "закрытого ларца" остается в силе и является заветом жизни, практически нужным всегда.

      Дать – не значит раскрыть себя для опустошения. Умейте давать осмотрительно и сдержанно. Даяние, совершаемое в сдержанности, эффективнее даяния, которое сопровождается опустошением сокровищницы – ибо в последнем случае теряется магнетизм убедительности, и законы магнитного притяжения временно перестают действовать. Магнит человеческого духа теряет свою силу. Явление вреда превышает тогда явление пользы. Отдача, совершенная правильно, наоборот, усиливает обе стороны взаимным обменом энергий. Этот благодетельный обмен созидателен. Мудрая сдержанность есть качество весьма ценное и, к сожалению, весьма редкое в людях.

      «Возможен случай, что кто-то не согласится принять пророчество, скажет: «Все могу принять, за исключением пророчеств». Отвечайте: «Забудем это слово». Для вас будут значительны указы Невидимого Правительства. Ваше современное сердце предпочитает современное наименование. Мы не цепляемся за названия, для Нас существеннее, чтоб вы испытали на себе последствия указа, чтоб мозг ваш запомнил, что существует Невидимое Международное Правительство. Слишком ненаучно звучит слово «пророчество» в ваших словарях, но рабья привычка поможет вам классифицировать определенное понятие указа, а лазейка конспиратора воспримет факт Невидимого Правительства. К тому же сопоставление факта с последствием поставит на место ваше уважение.
      За буквой Мы не гонимся, но полезное действие доводим до конца. Пора заменить библейские термины четкими понятиями. Для Правительства немного стоит ладанка в кармане. Нужна преданность, испытанная сознательным действием. Вы думали опрокинуть Нас на терминологии, но вызвали к жизни указ, последствия которого просим вас обдумать. Явите осмотрительность в словах и мыслях. Яркость дерзаний Мы ценим, но уловка ничтожности не имеет места у Правительства» Учение Живой Этики: Агни Йога, 24.

      Рассмотрим следующие качества: самоконтроль, самообладание, сдержанность, молчаливость, спокойствие, равновесие, умение владеть собою, хладнокровие, невозмутимость, непроницаемость, бесстрастие. Все они одного корня. Самое понятие, например, самообладания, указывает на власть над самостью, над собою, над своим низшим "я", ибо высшее при этом овладевает низшим. При физической работе расходуются телесные силы, при эмоциях – астральные, при мышлении – ментальные. Без мускульных усилий ослабеют мышцы. Нельзя также и без мышления, но без вихрей астральных, поглощающих энергию неимоверно, можно обойтись без всякого ущерба для духа.

      Интересен опыт: день провести, исключив из сознания движения астрала, то есть при условии полного его замолкания. Может быть физический покой, может быть умственный, а может быть и астральный. Привести к молчанию астральную оболочку даже на время – нелегкая задача, ибо навязчива она, своевольна, своенравна и не признает обуздания. Рука исполняет приказ воли, ум занимается делом, когда ему скажут, но неуемный астральный проводник без всякого приказа или желания со стороны своего обладателя стремится вибрировать и приходить в движение помимо контроля воли. Невозможно достичь ни одного из вышеупомянутых качеств, не овладев этой низшей неистовой оболочкой. Но если она обуздана и подчинена, все они становятся достижимыми. Нельзя оправдывать несдержанность ни болезнью, ни слабостью нервов, ни трудностью жизненных условий, ибо великую сдержанность можно явить при полной немощи тела и в любых условиях. Нет и не может быть никакого оправдания распущенности астрала. Право, стоит целую жизнь прожить хотя бы только для того, чтобы утвердить в себе умение владеть собою.

      Ценно качество самообладания, и ни одно усилие его приобрести нельзя считать не приносящим пользы. Если всю энергию свою, все силы духа направить на утверждение всех указанных качеств, то трудно придумать занятие более достойное, и более полезное, и более нужное для сущности человека. Бесконтрольная и безудержная смелость граничит с безумием, ибо самообладание нужно даже в проявлении качеств. Даже любовь хороша сдержанная. Неистовая любовь даже к Учителю легко может стать назойливой и навязчивой. Многое приносится в жертву условностям: сколько условных улыбок, слов, соглашательств, сколько ненужных жестов и движений, сколько излишнего в поведении нашем, вызванного требованиями условностей. Зачем и кому приносится в жертву достоинство духа или качество сдержанности? Не лучше ли молчаливо силу власти своей над собою яро всегда утверждать? Замените ненужные улыбки и условности внутренней доброжелательностью. Улыбками ничего не достичь: ни Учения, ни власти над собою. Много паяцев вокруг, неужели собой умножать их ряды, принося в жертву мощь пламени сокровища Камня. Ибо огненная сила утекает и расходуется бесцельно всякий раз, когда паяц в нас торжествует над духом. Искательное лепетание, лесть, заискивание, улыбка неискренности, словоблудие, болтливость есть не что иное, как попрание духа своего во имя короткого, поверхностного и дешевого эффекта, который производится на сознание слушателя. И собственный дух попирается и унижается этим, теряя при том даже и то уважение и пользу, на которые рассчитывал человек. Надо оберегаться от бесцельных и бессмысленных действий.

      Накопленный и сдержанный огонь много эффективнее в достижении всего того, чего люди хотят достигнуть, попирая достоинство свое. Так прямо и Скажем: мощь сдержанности, мощь самообладания, мощь спокойствия. Ибо качества эти являют собою и сами по себе силу огня, собранного в кристаллы концентрированной психической энергии. Накапливая и умножая эти все качества, можно лишь преуспеть. В распоряжении человека все время, которое есть, ибо за любой работой и в любых условиях можно укреплять эти качества. И будут они, питаемые заботой, мыслью и вниманием, незаметно, но неуклонно расти и усиливаться, концентрируя мощь кристаллов пламени духа. Радость сознательного наращивания сокровища Камня и будет истинной радостью духа, доступной и возможной всегда. Все сердце вложите в достижение ваше, и станет возможным оно. С одной стороны – приобретение и приумножение нетленного достояния духа, с другой – потеря всего, самообкрадывание и опустошение сокровищницы. Что же чему предпочтем? Пора понять ответственность свою перед духом. К чему жалкие самооправдания, когда путь победный, сияющий путь перед духом открыт. И те, уползающие во мрак от Пути, пусть подумают, что теряют они, уползая. Наш путь к победе над собою любою ценой!

      «Урусвати знает, что намерение равнозначно действию. Скажем еще ближе – намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызывает действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу.
      Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не претворенными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.
      Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получат хороший урожай. Истинно говорю – каждое намерение будет приведено в исполнение; каждое обещание будет исполнено; каждое зло произрастет; каждое добро просияет.
      По неведению люди жалуются о неоцененных заслугах, это происходит исключительно от незнания непрерывности жизни. Человек, полагающий, что с уходом от Земли все кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстает он в Тонком Мире. Где же пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где он мог бы и не быть. В сумерках низших слоев он подвергается неприятным воздействиям, которые тем более отяготят его продвижение.
      В различных верованиях заключаются намеки о непрерывности жизни, но эти напоминания недостаточно убедительны, иначе люди пытались бы приготовиться к лучшему продвижению. Иногда люди хотят купить лучшее будущее денежными взносами, но золото не ценно в Тонком Мире. Добрые действия должны быть сопряжены с добрым сознанием, тогда они принесут радость на Земле и в Надземном Мире; инструмент будет настроен и зазвучит в гармонии с высшими мирами.
      Иногда люди надеются, что там где-то появится Руководитель, который извлечет их из любой бездны. Эти эгоисты не понимают, что Руководитель страдает, погружаясь в низшие сферы. Другие думают, что достаточно времени в Беспредельности и они могут беспрепятственно повеселиться на Земле. Лишь за земными пределами они оценят все упущенное ими.
      Вы правильно полагаете, что не может быть веселья, когда Земля вопиет от бедствий. Где голод, там не может быть пресыщения. Какие же танцы могут быть перед ликом убийств?! Истинно говорю – неприлично веселье в дни бедствий.
      Также правильно заключаете, что волны дальних передач весьма различны. Одни схватываются известными приемниками, но иные могут доходить до самых нежелательных слушателей, и в этом отношении должна быть осмотрительность.
      Мыслитель угадывал такие мысли. Он говорил: «Пусть мои мысли дойдут туда, где они будут оценены» Учение Живой Этики: Надземное, 362.

___________
* Полностью эссе: ПРИНЦИП «ЗАКРЫТОГО ЛАРЦА» на стр. 9 в «Галактическом Ковчеге» – Учение Живой Этики о снах, озарении -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68


Рецензии