Нужно-ли учить всех и всему?
Одна из модных нынче тем – это реформа образования. Министра образования заклевали и заплевали. А, по-моему, напрасно! Основной довод противников реформы – экономике страны предстоит модернизация, инновация, это предполагает ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ образования населения, а его, согласно этой реформе, собираются снизить. Кто же, мол, будет осуществлять эту модернизацию?! Имеется в виду, что модернизированную, умную технику должны создавать и управлять ею высокообразованные люди.
Но в процессе рождения инновационных идей, создания новой техники (а, тем более, в освоении чужих изобретений) и наладке её участвует минимальное количество высоких профессионалов. А в практическом использовании высокой техники можно применять труд низкой квалификации. Не мною открыто, что чем выше техника, тем ниже может быть квалификация обслуживающего её персонала, которому остаётся только рутинная работа. Поэтому речь нужно вести не под громким лозунгом - "Даёшь высокий уровень образования всем!" (желательно высшее и желательно каждому дураку), а правильнее было бы сказать –
"Образование каждому по его способностям". Способности можно при желании заметить уже в начальной школе, а м.б. и ещё раньше. И т.к. "двигателей прогресса" нужно совсем не много, то этих выявленных способных детей нужно старательно и бережно "пасти" с самого детства и до завершения высшего образования по проявленным ими наклонностям. Это относится, как к технике, так и к искусству.
Помнится, в советское время был такой замечательный публицист - Анатолой Аграновский. У него была статья под названием "Растрата образования". Там он проанализировал вопрос, почему в стране так много инженеров, которые зачастую выполняют работу, которую может и должен выполнять человек со средним техническим образованием, а не с высшим. Оказывается, количество выпускников ВУЗов планировалось в соответствием с запросами предприятий, а те - вынуждены были указывать бОльшие цифры, т.к. у работников со средним техническим образованием очень низкая ставка оплаты труда. Таким образом, постепенно происходила замена техников на инженеров (исключительно из соображений оплаты труда, а не из фактической потребности!). Поэтому особенно гордиться чуть-ли ни всеобщим высшим (техническим) образованием в советское время нет основания.
Для остальной части учащихся, получение глубоких знаний (тем более по всем школьным дисциплинам) ни к чему, т.к. они им НИКОГДА в жизни не потребуются! Давать их – это просто мучить детей. Основное возражение против этого – нужно, мол, развивать общий кругозор учащегося. Но, если полученные знания не реализуются в дальнейшем, то они вскоре напрочь забудутся. Кстати, развивать свой кругозор (при желании) можно используя книги (по-старинке) или Интернет.
В том, чтобы в системе образования ничего не менялось, больше всего, естественно, заинтересованы, сами учителя. Понять их не мудрено. Они считают, что т.к. именно их предмет самый нужный и важный, то уменьшать его объём в программе ни в коем случае нельзя. И, конечно, перспектива возможного сокращения их самих или их перепрофилирование не может им нравиться.
По-моему, среднему учащемуся школа должна дать знания, объясняющие окружающий его Мир, при этом без излишней углублённости, необходимой только профессионалам. И ещё - знания и умения, которые ему понадобятся во взрослой жизни. И, в первую очередь, умение жить в добром контакте со своим окружением – Природой и людьми. Существует наука Конфликтология, которой я, к сожалению, не обучался. Вот её бы и давать в школе ( а ещё лучше - с детсада) в форме и интересной, и доступной для соответствующего возраста. Эта наука будет им необходима ВСЮ жизнь, от начала и до самого конца…
Хорошо бы если б в школе,
К жизненной готовя роли,
Сократили длинный ряд
Формул, правил, дат, цитат…
Важнее, чем науки многие,
Для людей конфликтология.
Пусть в большой земной квартире
Она нас жить научит в мире!
Морды или лица?
Популярен бокс сейчас.
Там научат морды бить.
А как найти учебный класс,
Где научили бы любить,
В котором можно научиться
Вместо морд увидеть лица?
Бессмысленно искать ответ –
Увы, такого класса нет…
Свидетельство о публикации №111070403176
Школа действительно будет давать школьнику образование по способностям..
его родителей оплатить это самое пресловутое образование..
А талантливы, но бедные дети(а таких большинство) будут вынуждены заниматься в будущум рутинной работой..
Да и не рождаются инновации в обществе с низким уровнем образования..
Во всем мире(Европе Америке Китае) повышают уровень образования, а нам, когда он и так не слишком высок, значит надо понизить?
Странная логика..
Рецензистер 04.07.2011 13:09 Заявить о нарушении
2)Инновации может дать только образованная элита. А эту элиту рождает Природа и она зависит только от "конструкции" их "серого вещества", а не количества серых "образованцев".
Лев Овсищер 04.07.2011 14:03 Заявить о нарушении
За элиту не беспокойтесь..Ее не будет.
А будет квазиэлита. В общем то нам ученые не нужны.Разве что геологи.Остальное можно и на западе купить.
И не надо тут сказок про инновации.
Нет их и вряд ли появиятся.
Сколько лет роснано?
А за истекшие годы не было сделано ничего!
За прошлый год все российские компании оформили целых пять международных патентов!
Слов полно полно на встречах митингах.Вот только с делом как-то никак..
Рецензистер 04.07.2011 14:13 Заявить о нарушении