Юрий Лоза Я женился по расчету
А далее закрадывается интересная догадка. Все дело в том поэтам и композиторам очень часто на подсознание приходят готовые решения и готовые разработки. В частности Владимир Высоцкий писал свои песни не сочиняя их. Так же пишет тексты к песням Лариса Рубальская не сочиняя их. Но в случае с Юрием Лозой мне кажется что Природа дала ему единственный шанс в песне Плот. Остальное существенно хуже и серее в духовном плане, хотя быть может и не хуже в профессиональном. Но профессионально не значит духовно.
Юрий Лоза: Я женился по расчету
Лоза Юрий Эдуардович. Родился в 1954г. В Свердловске. В 1971 поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через год бросил учебу, затем служил в армии, в 1975-76 учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое также не закончил. С 1977 работал в группе «Интеграл», вместе с Барии Алибасовым. Юрию Лозе принадлежит один из самых знаменитых подпольных магнитоальбомов советского периода - Путешествие в рок-н-ролл. В период с 1983 по 1987 Лозе запрещали исполнять песни под своей фамилией, и даже знаменитый Плот нередко приписывался другим авторам. Среди наиболее популярных песен Юрия Лозы - Пой, моя гитара; Дорога; Я умею мечтать; Полночный блюз. В этом году окончил Экономический факультет.
Юрий Эдуардович, Вы помните когда Вы написали первую песню?
Сейчас сказать трудно. Гитару я взял в 13 лет. Сначала это были простые дворовые песни, которые пели все. Потом появились Битлы, а так получилось, что я изучал немецкий, и мне было легче придумывать свои тексты, чем подражать английской гнусавости. Скорее всего, первой исполненной вещью, был мой русскоязычный вариант Шизгары. Потом, много лет спустя, я его слышал в ресторане в Омске.
Вас узнали в 83 году, когда вышел альбом «Путешествие в рок-н-ролл». Через пару лет, появился «Плот», песня совершенно другой направленности. С чем это связано?
«Путешествие в рок-н-ролл», писалось на складе, у моего приятеля. Техника позволяла писать только рок-н-ролл. Была бы другая аппаратура, и альбом вышел бы другой. Он был записан тогда за один день.
«Плот», был песней не лучше и не хуже других, а известным он стал только потому, что попал в нужное время и в нужное место. Ведь точно так же когда появились «Биттлз. В мире было много команд, которые играли намного лучше их, просто они попали в струю. Это потом они стали явлением, и пошли гораздо дальше своих коллег, трансформировавшись совсем в других музыкантов.
А в чем секрет популярности?
Если говорить о нашей стране, то если артист рассчитывает на суперпопулярность, то он не должен быть умнее толпы. Как правило, любят тех, кого могут ассоциировать с собой. Так в женской лирике, будут всегда больше любить тупых, брошенных, а еще лучше истеричных баб, только потому что они ближе, потому что они «наши».
Вы считаете нашу эстраду такой ущербной?
В России нет эстрадной музыки, потому что у нее отсутствует свое лицо. У нас есть очень хороший балет, со своим лицом, у нас есть цирк которым надо гордиться, есть народное искусство. Эстрадная музыка в нашей стране отсутствует. Между тем мы пытаемся доказать всему миру что мы можем что-то сделать. Элементарный пример, это когда на фестиваль Евровидения, едет наш Бэкстритбойс, под названием группа «Премьер-министр». Там уже побывал весь клан Пугачевых, с англоязычными песнями, убедив весь мир в том что, лучшее, что у нас есть - это плохие перепевки западных песен. Кстати у меня есть отличный рецепт, как победить на Евровидении. Надо провести опрос в тех странах, граждане которых, входят в жюри «Каким они представляют, русского исполнителя?». Если они скажут что русский, это такой гарный хлопец с бородой, у которого на губах налипла махорка, и он все время пытается порвать на себе рубаху, то надо взять такого парня, написать ему соответствующую песню, и он займет первое место. Если востребована такая эмоция как жалость, то давайте на сцену выкатим человека в инвалидной коляске, слепого и глухонемого, что бы он занял первое место, пробив голыми эмоциями. Последний пример, конечно утрирован, но Евровидение конкурс зрительских симпатий, и больше нацелен на эмоциональное восприятие. К сожалению, наши артисты этого не знают.
А какому жанру Вы себя сами относите?
Так сложилось, что я пою во всех жанрах. Могу стоять один с гитарой во дворце спорта и работать как бард, могу с командой делать рок-н-ролльную программу. Так же легко участвую в блюзовых фестивалях, с той же легкостью пою шансон. Кстати недавно меня признали «рыцарем шансона». Вообще существует понятие, что в мире есть всего 30 сюжетов, на которое можно создать любое художественное произведение, в том числе и песню. Поэтому, если человек написал 600 песен, это означает что 20 из них написаны на один и тот же сюжет
Но в нашей стране сейчас стали появляться очень нестандартные исполнители. Например Земфира.
Земфира это эмоция в чистом виде. Это то что народу нравится. Ведь Киркоров это тоже эмоция, только совсем другая, очищенная от всякой шелухи типа мозгов, и глубины. Для профессионала, одной эмоции мало. Хотя в нашей стране много музыкантов, которые работают только на чувствах, но с точки зрения профессионала они не интересны. Так же мне не интересен Моисеев, потому что он тоже не профессионал.
Моисеев не профессионал???
Нет. Это та же самая эмоция называемая педаристический эпатаж. Он эпатирует своим нетрадиционализмом. Чем профессионал отличается от самодеятельности? Профи не допускает проколов. А самодеятельный исполнитель, вроде Земфиры их позволяет. Может хорошо исполнить, может не очень. Уж как покатит.
Но у нас же есть хорошая музыка.
Есть, только она крутиться на каких-то заштатных радиостанциях. А большинство станций работает под какой-то формат. Я недавно позвонил на «Открытое радио», и спросил, «Ребят, а чего вы меня не крутите?». Они мне говорят «А Вы же не наш. Вы лирик. Вы же «Плот» поете». Я стоял у истоков Российского рок-н-ролла, был в советское время, одним из самых запрещенных авторов», а меня пытаются втиснуть в какой-то формат. Это очень раздражает. Если какая-то станция начинает целый день крутить только джаз, или только дискотечную музыку, то от этой музыки будет тошнить.
Так наверное во всем мире.
Ничего подобного. Я например заграницей ни разу не слышал, что бы средь бела дня крутили дискотечную музыку. В России же понятие культуры полностью отсутствует. Недавно днем зашел в кафе. Увидев меня, они завели танцевальную музыку. Я подошел и спрашиваю «Вы думаете, что я днем сюда потанцевать пришел?». Они мне отвечают «У нас так принято». Не может быть культуры в той стране, где принято, есть под дискотеку. Этот дурдом, насадила наша массовая индустрия.
Вы совсем не пишете для других исполнителей. Почему?
Мне часто звонят и просят написать песню, для какого-нибудь новоиспеченного мальчика. Дело в том, что написав для кого-то песню, я знаю - эта вещь исчезнет вместе с исполнителем-однодневкой. А дав жизнь песне и вложив в нее душу, я хочу что бы она существовала долго. Многие из тех кто находится сегодня на эстраде, пишут песни для мальчиков, девочек, друг для друга, и они исчезают вместе ними. Для меня это слишком мелкая работа. Мне всегда хватит денег, для того что бы писать только для себя.
Когда-то Вы сказали, что окончив Экономический университет, оставите эстраду. В этом году вы его окончили. Означает ли это, что мы Вас скоро не увидим на сцене?
Это не так. Просто я делаю максимально количество усилий, для того что бы, после окончания музыкальной карьеры, я смог найти себя где-то еще. Я не люблю старых исполнителей, которые пытаются что-то делать, только потому что они ничего больше не умеют. Смотреть на человека потерявшего свои профессиональные способности, жалко и обидно. Я помню Евгения Леонова, когда он после клинической смерти, не имея способности разговаривать, вынужден был ездить на встречи, со своими зрителями. Мне обидно смотреть на Яна Нилона из Диппепл, который не может сейчас взять тех нот которые брал раньше. Я не могу смотреть на Аллу Пугачеву, которая выглядит отлично, но сипит как ее дочь, и поет так же бездарно как Кристина. Это уже не «Женщина, которая поет». Мне нравится как работают ее аранжировщики, музыканты, которые опираясь на ее нынешние слабые вокальные данные, делают из ее песен конфетки. Но это не значит, что она поет так же как раньше.
Вы один из тех немногих исполнителей, которых редко можно встретить на какой-либо тусовке. Свободное время как проводите?
В основном читаю, книги по философии и истории. Это позволяет открывать для себя много нового и помогает мне сформировать свою систему мироустройства.
А какова система мироустройства по Лозе?
Ну например, считаю что надо в корне пересмотреть историю мира. Если Вы возьмете любую книгу по истории, то обнаружите абсолютно не логичное объяснение тех или иных событий. Элементарный пример. Как известно из курса истории, Александр Македонский всю жизнь мотался по пескам, пытаясь завоевать восточные народы. Я был в тех краях, и успел посмотреть, где армия Македонского с гиканьем проносилась. Там нельзя проноситься. Там надо двигаться медленно, экономя каждую каплю влаги, как это делают бедуины и арабские караваны. Там не могло быть никаких сражений, потому что там очень жарко настолько, что мозги плавятся. Во-вторых зачем Александру Македонскому надо было мотаться туда и обратно, пытаясь завоевать Месопотамию? Смысла в этом нет никакого, потому что Македонский, родом из Македонии, которая по своим климатическим условиям, для Арабов «Рай земной». Да фига ему эта пустыня сдалась? Когда мы читаем что он дошел до гор под названием Карры, то лучше предположить что это были Карпаты. Там действительно ему могло быть интересно, там есть чего взять. Но ни в коем случае Карры не надо искать на границе Ефрата и Тигра.
Возьмите историю Великой Китайской стены. Ее не могло существовать. Кирпич выдерживает 200 лет, а как ее могли строить 1300 лет. Строить стену 1300 лет, из кирпича который может просуществовать 200 лет, более тупого занятия не существует. Не было средств на которые это могли построить. Стратегического назначения она тоже не могла нести. Послушать китайцев, то чего они только не изобрели. И все то у них бедных арабы украли. Я всегда говорю, давайте у русских украдем секрет пельменей, или валенок? Китайцы сами придумали какой они мудрый народ.
Вы оказывается философ. А что можно ожидать от Юрия Лозы как от исполнителя?
Сейчас я пишу рок-н-ролльный альбом «Запрещенные песни», туда войдут многие вещи из старого альбома «Путешествие в рок-н-ролл».
Семья большая у Вас?
Я, моя жена, и сын. Сын учится в Гнесинском училище, на дирижерско-хоровом отделении, но перспективу свою видит как оперный певец, потому что у него баритон. Это моя заслуга, так как я привил ему предубеждение к Российской эстраде. Жена литератор, она окончила литературный институт и является моим главным редактором текстов. Когда я что-то пишу, то обязательно ей показываю. Кстати это мой первый брак.
Явление редкое в нашем шоу-бизнесе
Я умею все хорошо просчитывать.
То есть Вы женились по расчету?
Нет. Просто я хорошо знаю, что такое развод. Это серьезная головная боль, связанная как с моральными, так и финансовыми потерями. Поэтому я даже думать об этом не хочу. И потом зачем. Я с ней счастлив.
Свидетельство о публикации №111070207168