Школа гармонии
С телом провозгласила. И учителей,
Так занятых гражданства становленьем
В потоке быстрых юношества дней.
Вот грамматист вступил:
Письмо и буквы пишут
На восковых табличках.
Затаясь, Гомера и Эзопа
Гласы слышат...
О, тех времен пленительная связь!
Поэмы Гесиода, стих Солона
И гимны в честь богов -
Вот духа празднеств ежедневных вина.
Срок выдержки - любовь веков!
В ней поклоненье мудрости прекрасной!
Которую друг тела - педотриб -
Дополнит тренировками. И счастья
Трех состязаний наступает миг.
Метание копья и диска,
Бег и прыжки.
Агоном* страстным риска
Пылают все ученики!
В палестрах и гимнасиях** мечтают
Достичь Олимпа славной высоты.
Гимнастикой приятной услаждают
Свой путь. Мечты
Становятся под лирой благосклонней.
Так пой же, Греция!
Ласкай кифарой слух.
Под звуки песен сладкозвучных
Крепи народа дух!
29.04.98
________________________________
* Агон - состязание греков во всех видах искусства, в конкурсе красоты и младенцев.
** Палестры и гимнасии - учебные и научные центры Греции.
Свидетельство о публикации №111070100459
Дмитрий Васильевич Толстой 01.11.2013 21:47 Заявить о нарушении
В древней Греции обучение мальчиков начиналось с семи лет. Школы были частными. Обычно в школе училось несколько десятков (иногда и более сотни) мальчиков. При входе в школу стояла статуя Аполлопа, покровителя наук и искусств, п статуя одной из девяти муз. Как и Аполлон, музы считались покровительницами наук п искусства.
В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ему глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Для учеников составлялись особые пьесы, в которых действующими лицами были буквы. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учпли писать на восковых табличках, потом и на папирусе, изготовлявшемся из росшего в Египте растения — папируса, на нем писали тушью заостренным тростником.
Осилив грамоту, учепнки приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток» на котором были написаны песни «Илиады» п «Одиссеи». Разместившись вокруг него на низеньких скамеечках, мальчики внпма-тельпо слушали чтение. Прочитав какой-нибудь отрывок, учитель разъяснял его ученикам, рассказывал о богах и героях, упомянутых в стихах, о политических учреждениях и битвах. На примерах героев гомеровских по:ш он старался показать учащимся, каким должен быть хороший гражданин, свободный грек, не раб. Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты, воевали со сменившими их богами — олпмпинпамп. А в другой поэме Гесиода («Труды и дтш» рассказывалось, как надо вести сельское хозяйство, как выбирать корабль для плавания, как разбогатеть от торговли. Поэмы Геспода считались очень полезными для детей. Онп давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; опи учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. Изучали в школе произведения п других поэтов, особенно таких, которые в своих стихах давали нужные советы. Прочитав стихи, учитель вызывал ученика и заставлял его читать, требуя, чтобы он произносил слона правильно и с выражением. Затем стихи заучивали наизусть. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера п других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.
С уважением,
Елена Грислис 02.11.2013 01:56 Заявить о нарушении