Незримые следы исходного архетипа
Я хвалу с хулой воздам;
Выход дав своим потугам,
Воспою Кавказ, где там
Гений Шота Руставели –
Месх известный из Рустави –
К гуманизму – ясной цели –
Человечество направил.
Мир он убедил поверить,
Что добро сильнее зла;
Сердца боль сумел нам вверить,
Как ложь души низвела.
Но не там поэт великий
Обнаружил корень зла –
Тот, как гидра, многоликий,
Что планету обожгла.
Он, подобно Эвгемеру,
В каджах видел злых людей,
А хатавов для примера
Выбрал как народ-злодей.
«Кад»-монемы раздробленье, –
В филиациях «каж»-«каз», –
«Кажет» каджей нахожденье:
То Казбек и весь Кавказ.
Кужух там, луноподобный,
Солнцу клятвы приносил:
Он, с Энкиду очень сходный,
Землю разом оживил.
Рядом же, Каттахцифури,
Что гнездо у хаттов свила,
Вопреки потопам, бурям,
Здесь сеидов вдохновила.
В век жестокости, нашествий,
Фанатизма и страстей
И в пороках и бесчестьи
Виноват стал чародей.
Ведьм клыкастых кудиани
И бесовских яг, кощеев
Образы живут в сказаньях,
Как кощунственных злодеев.
Так, в ментальности грузин,
Славный именем – Гудал
С антиподом стал един:
С духом тёмных сил – Гуда.
Но развеет миф о каджах
Свод поверий у соседей:
Светлый лик аварских кажей
И урартское наследье.
Демонизм был не присущ
Ни вождям, ни магам каджей,
Верой путь их стал могуч
В хиде – прототипе хаджа.
Каджи – те, по сути, хети
Из Кахети («ка»-земли);
Их этнонимы и хетты
В топонимах расцвели.
А кайтагцы – генс даргинцев –
Те – из каджей Дагестана, –
Так же, как годоберинцы, –
Закатлинцы из Ширвана.
Их черты – и в Амирани,
Чей вольнолюбивый дух
Приведёт его к изгнанью.
Но свет знаний не потух!
И сегодня очевидно,
Мы заявим это прямо,
Псатха с сути когнитивны
Академу с Гаутамой,
Гуде, Гудилу, Годею,
Кадму, Кодру и Аркаду,
Жезлу власти – кадуцею,
И Шеду, Бавкиде, Гаду.
В этих славных именах
Каджей слышится этноним;
Многих языков в словах
Этот слог – уже эпоним.
Будучи «детьми природы»,
Наподобие гуанчей,
В духов верили те сроду,
Не познав, как мир обманчив,
И охотой промышляли,
Собирательством, рыбалкой,
Снадобья в горах искали,
С им присущею смекалкой.
Кодекс с кредо, ритуалом
Неразрывен был в то время,
Но ещё не почитало
Духов предков это племя.
Возводя из камня храмы,
Дичи посвятив тотем,
Анимизм оно упрямо
Защищало, вместе с тем.
На исходе мезолита
У подножия гор Тавра
Применили микролиты
В Гёбекли-тепе и Гавра
Те охотники, построив
Для кумиров сооруженья:
Знаки-письмена порою –
На рельефах в сих твореньях.
Среди фауны обычной
Там – изображенья птиц,
Ящериц, зверей-добычи:
Зайцев, вепрей и лисиц.
Этих скаутов-стрелков
Яркие картины актов
Нападений на быков
Видим в ранних артефактах.
Действ охотничьих сакральность
Каджей вдохновит в искусствах:
Альтамиры сцен реальность
Отразится хейти в чувствах.
Подманить то стадо-gaud
В Кемет жители умели,
Хека применив к тем kaut;
У шумеров ngud – их цели.
Основной добычей буйвол,
Вслед за мамонтами, станет;
Пастухом козлиным Пуйлом
Уже позже Кудш предстанет.
Изменился мир однажды:
Землепашцы хиры-карты,
С пело-велами, тех каджей
Оттеснили, «стёрли с карты».
И в долинах гор Каджети
Автохтоны сей земли
В хитроумной Клио сети
Угодить, увы, смогли.
Имя это, – хети-хида, –
Как название страны, –
Проявилось и в Колхиде
Древом жизни основным.
И в Абхазии цветущей,
И в ущелии Кодори
Древо это с небом, тучей
Неразрывно, как и море.
Оно ярко проявилось
Кодеш культом, да и в Хайте,
И в Бечеде озарилось,
Словно блеск луча в агате.
У неситов каджи – каски,
У славян они – касоги;
Мифы ведают и сказки
Об одноимённом боге.
Он – Создатель и Верховник,
Причём – самый архаичный,
Что взрастил живой питомник
Среди бездны хаотичной.
С древнекаменной эпохи
К нам дошёл сей этимон;
Тот язык – весьма убогий –
В изоглоссах с тех времён.
Корень «ход» у кроманьонцев
В Палестине бытовал,
И движение не Солнца
Изначально означал.
Тот воротами на Небо,
Был для Матери Земной –
Птицы кроны Древа-хеба –
В денотате основной.
А ворот сих фетиш – кедр:
В промежутке нави с правью
Перводревом спудных недр
Он путь духам открывает.
Жертвы к Древу принося,
Обращались люди к Птице, –
Той, что души вознося,
Вдруг Луною воплотится.
Птица белая – кад-чета –
И в скитаниях-охоте,
В Хебе-Седе, боге Сете,
Кето, хате и погоде,
В избах русских мастериц,
В их кудели и беседах,
И у северных границ,
Где – обитель духов-сейдов.
Дух гипербореев свят
Остаётся и доныне, –
Где чудесный Китеж-град –
В Светлояра глуби синей,
Где – следы от Китовраса,
И традиционна каша,
Валаама сад прекрасный,
И Кижи – твердыня наша.
Суздаль, Устюг, Кострома,
Псков и Новгород Великий –
Там Кириллова письма
Зык восходит к Дажа лику.
А в Египте Хедихати,
Хека, Хекет, Хентихети,
Ипостась Исиды – Хати –
Встретим в парадигме этой.
А исток сего форманта,
Как и образ Праяйца,
На святых холмах Леванта
Осенит венец Творца.
Там - у стен Ерусалима, –
Появившись с древних лет, –
Над землёй теперь не зримо
Поселенье-град Ахет.
Табу тот топоэтноним
Был в кочевьях иудеев,
Но который стал, напомним,
Главным корнем у евреев.
Их божественным магнитом
Цид, Шадрапа и Кадеш,
Закодировав маггидом,
Освятили на каддеш.
Лишь позднее – в агада –
Стал хтоническим Шедим:
Сатана «упал» тогда,
Как возвысилось ситтим.
В свете скинии-кийота,
Беззаветная душа,
Чрез традиции суккота,
Чтима стала в кедуша.
Та фонема вездесуща.
На ойконимном просторе
Чадом будет в афрокущах
И Хиджазом в Красноморье,
Кету, Кадешем , Аккадом,
Тигром, звавшимся «Хидекель»,
И вратами gata-кадо,
Что откроют chat навеки.
Например, она являет
Кудри и кота, скот, скит;
Иль из моря выплывает,
Как Хотей и чудо-кит.
«Полумесяц благородный»
Сохранил тот след в потомках:
Средь гутеев в Загре горном
И у сутиев в котомках.
Из Зарзи Дахака вывел
Род касситов (или «кашша»),
И у каспиев свой символ
Он «обмоет» в винной чаше.
Даже сигн католицизма,
Означающий всеобщность,
До эпохи историзма
Тут накопит свою мощность,
Где богиня Гатумдуг
С древнегреческой Гекатой,
Средь египетских подруг,
Исцеляли мир когда-то.
На Балканах и в Карпатах
Имя то у дако-гетов,
Чуди, готов, как и в хаттах, –
Их германского соседа.
А на острове зелёном,
Что Ирландией зовётся,
В сидах, ярко возрождённым,
Скоттов племя отзовётся.
И Шотландию прославят
Те наследники гойделов;
Лепту им свою добавят
Скади и Форсети смело.
Роковой для асов Хёд
В ипостасях то Гудрун,
А то Хаддинга, пасёт
Сейды козочку Хейдрун.
В поселениях норманнов
Знанье то добудет Один,
Но его – наследье ванов –
Не учтёт несчастный Хёдин.
Суттунг – турсов порожденье –
Вместе с Суртом-великаном
Подожгут в одно мгновенье
Мир пороков и обмана.
Всё ж чете двух человек –
Оных – Лив и Ливтрасир –
От стихии Рагнарек
Даст спасенье Ходдмимир.
До Якутии и к кетам,
И в Китай сей архетип
Устремился, как ракета,
Свой внедряя креатив.
Он в Японии блестящим
Многоцветием вокабул,
Уже с синто, в настоящем,
Ветви широко расправил.
Тут природное начало
И микадо, Хатимана,
Корнесловом тем предстало
И в голубке, и туманом,
В наготе людской породы,
В нравах, воздуха пространстве,
И в семейных узах рода,
И в одежде, и в убранстве,
В очаге, пещере, пчёлах,
Удивленьи и цветеньи,
В праздниках и разносолах,
Фруктах и плодоношеньи.
А змея морская «кайда»,
Вместе с идолом «гудзо»
Возвратятся к рейду Сайды
Иль войдут в залив Гудзон.
Реки ж Хета и Хатанга,
И морфемы «гит», «кат»-«кас»,
Будто в Африку, к Катанге
Плавно переносят нас.
Там свои суто и сога,
И кота, катаб, саката
Хищной птицы острый коготь
Возвеличили когда-то.
На сибирском же просторе
Суть аналогичны корни
У Охотского ли моря,
В Сихотэ ль отрогах горных.
В хмурых сопках Магадана,
У вулканов ли Камчатки,
Близ Читы, иль у долганов
Всходы дали те посадки.
В перечне народов том
Негидальцы, теленгиты,
Ительмены, видят в ком
Предков хайда и тлинкитов.
Не чудесно разве, что
Хейд, как и Хатхор, кидани,
В общей семантеме той
Мост в Америку протянет?
А, вкусив кутью под шруты,
Та осядет в Катманду,
Там, где Котото, Котт, Хуту
Сварят с Коттравей еду.
Риши-мудреца Агастью,
Вместе с ним – Агаттияра –
Видим вестниками счастья
То на Поди, то в Гадара,
В Катне, Куше и Китее,
И везде, где остров-холм
В сайте-месте, по идее,
Станет хутором-селом.
Пурохита – жрец Декана –
Освятит письмо «кадамба»,
Что сродни с «гадоль – катана»,
Или даже – с «хамба - ламба».
Корни же Отцов-махатм
Зиждятся в матриархате,
И значение «ма-хатм»
Приведёт к жилищу-хате.
На далёких куд-брегах,
Где кеты улов – нескудный,
Каджей встретим в рыбаках,
Что уху сготовят чудно.
А в Европе упомянем
Каталонию с Катаньей,
К Каттегату курс протянем,
Несмотря на расстоянье.
Там с восхода до заката
Мы, закутавшись в бушлаты,
Поучаствуем в регате,
К Готланду направив яхту.
Сите с Буддой беспробудно
Мы молились, как поплыло
Наше парусное судно:
И на море не штормило!
Наконец, о Кришне вспомнив,
Посетим Катхиявар:
Там, провизию восполнив,
Мы разгрузим свой товар.
Общего «гнезда птенцы» –
«Коготь» и «костёр», и «кость»,
«Духа» одного «гонцы» –
И «дыхание», и «гость».
Переходность консонантов
И велярных, и дентальных, –
До лемуров и атлантов –
В языке том изначальна.
В нём едины люд и речь,
Положительность эмоций,
И потоков водных течь,
И Луна, как чадо Солнца,
Долгожданных капель влага
И орбиты лунной хвост,
Доблесть, слава и отвага,
И к небесным духам мост,
И огонь, и гор вершины,
Гусь, дорога, лес и чёлн,
С ветром, селевой лавиной,
Морем, тучей, гребнем волн.
В нём падение и взлёт,
И жестокость, доброта,
Ясный солнечный восход
И вселенская беда.
Как добра и зла боренье –
Человечьей суть натуры,
Так и каджи – без сомненья –
Общий компонент культуры.
Гармоничности причины
Шли от сущности дуальной
В языке, где гидр личины
Почитаемы сакрально.
Козни Куйго и Нидхегга,
C кичем Хухедей-Мергена, –
Кода одного побеги –
Кугу-Юмо – эти гены.
Шеша источит свой яд,
В коше исторгая пламя;
Коч казачий кож-обряд
Совершит, вздымая знамя.
Но лексема бога «god»
Символично, в добрых знаках,
Вольным духом оживёт
И в гайдуках-гайдамаках.
У арабов семы «куд»,
«Кад» и «хади» - это благо,
Путь и справедливый суд,
Честь и воинов отвага.
Все, – и взрослые, и дети, –
Где бы ни была страна, –
В Хатаети, иль Каджети, –
Знают, как любовь сильна.
Убедиться в том заставил
Рыцарь чести – Тариэл,
Подвиг жертвенный восславил
Этот Шота, как сумел.
Но сегодня, чтя заветы
Благородного миджнура,
Человечество в ответе
И за мир, и за культуру.
Жизни социумов в срезе –
Словно chaos-кутерьма,
Где иной к «кормушке» лезет,
Цель не ведая впотьмах.
Очень те напоминают
Гомон птиц на их «базаре»,
Где к сигналам не внимают
О стихийных сил ударе.
Хрупок ныне шар земной,
А проблемы нарастают;
Не герой, кто болтовнёй
Достиженья восхваляет,
Кто рядится в миротворца,
Маскою лицо скрывая,
И за геноцид берётся,
В сёла мирные стреляя.
Часто в ультрапатриотах
Ксенофобы проступают;
Лишь в своих они народах
Толерантность допускают.
Глобализм «сидит в печёнках»,
Олигарх – не по нутру,
Ждать нельзя, когда подонки
Генофонд с земли сотрут.
А извечные пороки –
Алчность, зависть, эгоизм, –
Хоть затрагивают многих,
Страшен ныне – терроризм!
Он, как порожденье ада,
Сеет язвы на планете;
Лучшею отрадой станет
Устраненье мерзи этой.
Дьяволов и монстров роль –
И у сатанистов-«готов»:
Подлость, экстремизм и боль –
Кредо их в младые годы.
Слыша благостность хадисов,
Иль вдыхая дым кадила,
Помните Каиды вызов –
Той, что тенью мир накрыла.
Пусть послужит всем уроком
Явь Гаити и Судана,
И не обернётся роком
Нам судьба Афганистана,
Так же как Содома ужас
И другие катастрофы,
И Старкада злая участь,
И о скоге висов строфы.
«Страшный суд», если наступит,
Оборвёт связь поколений,
А в «огне гиенны» сгубит
И плоды людских творений.
И пока родные веси
Дым пожара не окутал,
Имяреку нужно взвесить,
Ждать опасности откуда.
Не утратить связь времён
И восстановить потери,
А конфликтов всех сторон
Образумить в общей вере, –
Цель сию на «белом свете»
Людям нужно осознать,
Чтобы нынешней приметой
Стала божья благодать.
Если же в судьбе терпеть
Надо трёх драконов-гадов,
Не пора ли вновь запеть
Гимны из священных Гатов?
В гатхах равноправны люди,
Среди множества народов,
А деяниям их судьи –
И Всевышний, и Природа.
И невольно в смертный час,
Как бы путы ни довлели,
Может быть в последний раз,
Вспомним мы о Руставели.
Но останется надежда,
Что с поэзией воспрянет
Дух героев: он, как прежде,
На пути злодеев встанет.
Все внимайте вещим строкам,
Кои предкам посвящаю:
Вместе Западу с Востоком
Мир беречь я завещаю.
Аннотация: приведены трактовка исходного значения и представленный в поэтической форме взгляд автора относительно исторической роли и распространённости древнейшего архетипа. Последний отражаем лигатурой из сочетаний велярных и дентальных консонантов.
Примечание: курсивом выделены термины, информацию о которых легко найти в указанной ниже справочной литературе:
1. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре: Пер. с груз. Н. Заболоцкого/ Вступ. ст. И. Абашидзе. – М.: Правда, 1987. – 288 с.
2. Атлас мира.- М.: ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2006. – 320 с.
3. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник –М.: Наука. 1986. – 830 с.
4. Большой мифологический словарь / сост. А.М. Черницкий. – М.: Гелеос, 2008.- 496 с.
5. Гладкий В.Д. Древний мир: Энц. словарь. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.- 975 с.
6. Скандинавская мифология: Энциклопедия. – М.: Эксмо: СПБ.: Мидгард, 2007 – 592 с.
7. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: Около 30 000 слов / Под ред. В.И. Кальянова.- 3-е изд.- М.: Академ. Проект: Альма Матер, 2005. – 944 с.
8. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. История Древнего мира. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 352 с.
9. Аникович М.В. Повседневная жизнь охотников на мамонтов. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 349 с.
10. Ладынин И.А., Немировский А.А., Новиков С.В., Никишин В.О. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; изд-во Эксмо, 2004. – 576 с.
11. Грудинкин Александр. Отдыхать в каменном веке умели!// Знание-Сила. – 2006. - № 5(947). – С. 9 – 13; Когда началась неолитическая революция?// Там же. - № 4(946). – С. 11 – 16.
12. Волков Александр. В подземном храме Премудрой Лисы// Знание-Сила. – 2006. - № 9(951). – С. 41 – 45.
13. Яковлев Виктор М. Лик Японии в ракурсах этнической истории и мифологии // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ‘2009: Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (Одесский национальный морской университет, 21 - 28 дек. 2009 г.) / Т. 23. История, Физическое воспитание и спорт. – Одесса: Черноморье, 2009. – С. 11–14.
14. Яковлев Виктор М. Вступив в год Тигра // Водолей. – 28 января. 2010. – №3 (637). – С. 3.
_______________________________
*Опубликовано в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции "Современные направления теоретических и прикладных исследований'2010"/Т.25. Философия и филология. - Одесса: Черноморье, 2010. - С.88-94, а также частично в еженедельнике "Водолей" (г. Самара). - 2010. - № 34(668)/2 сентября 2010г. - С. 5.
Свидетельство о публикации №111062906537