Провода
То, что все нереально, он придумал сам. Придумал в начале мая, чтобы не обращать внимания на постоянно идущий снег, на орущих вечерами соседей и в очередной раз забывших про него друзей. Самыми ненастоящими были немногочисленный общественный транспорт, набитый под завязку, и многочисленные набитые идиоты, локтями пытающиеся отвоевать себе лучшее место в нелучшей жизни.
Он сам прекрасно вписался в эту картину. И стало удивительно легко. Теперь не надо было никому хамить, не надо было раздражаться, торопиться и думать, что сказать. Отстраненность – великая вещь! И он стал почти счастлив. Единственным, что никак не хотело упроститься до плоского восприятия, была Она. Как он ни пытался, как ни бился, она одним смешком рвала все на мелкие кусочки и отправляла куда-нибудь в форточку на радость ветру, который в благодарность за развлечение целовал ей волосы на висках.
Она была настоящая. Настоящая, хотя сама этого не осознавала. Она даже не могла четко отделить реальности от своих снов – длинных, подробных, бессмысленных и интересных. Разговаривать и иногда ходить во сне – было для нее нормой. И выспаться никогда не могла. И просыпаться не хотела. А он скучал, обижался, ходил неприкаянный по своей нарисованной квартире, или лежа смотрел в окно на кляксы облаков и начерченные по линейке провода.
Никто не поспорит, что жить на девятом этаже гораздо интересней, чем на первом. Ко многим земным радостям прибавляются ожидание лифта и прыжки по ступенькам вверх-вниз, когда он сломан; вероятность опоздать на самую важную встречу, оказавшись в этом лифте во время поломки; право не закрывать на ночь окна и, конечно, возможность без всяких материальных затрат легко свести счеты со своим надоевшим телом. Наблюдать неизменные линии проводов, уверенно пересекающих небо, – тоже преимущество жизни на девятом.
Ему захотелось спуститься вниз и идти куда-нибудь совершенно бесцельно, но быстро, почти бежать. Он сам себе напоминал курсор, который стоит в нерешительном ожидании в середине предложения и не знает, что будет дальше и нужно ли это дальше, но если зажать пробел, он побежит, исчезая и снова появляясь на странице. А куда прибежит, вовсе неважно… Где-то далеко еле слышно зашумел поезд, и идти уже никуда не хотелось. Его настоящее тихонько сопело под одеялом, свернувшись в клубочек, но при этом умудрившись занять все диванное пространство. Незаметно лечь рядом не получилось. Настоящее огорченно вздохнуло, как вздыхают дети, если отвлечь их от какого-нибудь сиюминутно важного дела, но он знал, что сон продолжается.
Поймав себя на том, что опять смотрит в окно на провода, он подумал, что если бы жил на юге, то был бы избавлен от этой надоевшей картины. Тогда ночи круглый год были бы одинаково темными и он не мог бы различить этих раздражающих линий. И мир стал бы чуть менее целеустремленным. Он отвернулся. Провода не исчезли. Они наполняли всю комнату, но выглядели уже не так бескомпромиссно; они лежали на полу, висели между столами и стульями, переплетаясь, извиваясь и путаясь. Благодаря им компьютеры-колонки-зарядники, принтеры-сканеры-джойстики подмигивали друг другу красными и желтыми лампочками.
Он давно привык к этим естественным преградам на его пути. И казалось, что даже убери их прочь, он все равно продолжал бы перешагивать через несуществующие нити, тянущиеся от розетки к столу, тумбочке, полу, дивану. Шум работающих устройств тоже вошел в норму, и даже внезапное сообщение посреди ночи об «успешном обновлении вирусной базы данных» не могло разбудить его. «It is… my… life…» – подумал он и тут же вспомнил, как эту же фразу пытался произнести некий дядя Толя, заводчик собак, который держал на вытянутых руках несчастного, ничего не понимающего пса, и четко, по-русски объяснял такому же непонимающему иностранцу: «It is my wife!» Он непроизвольно улыбнулся, но только сейчас вдруг понял, что все, что говорил дядя Толя или кто-либо другой, тогда или когда-либо еще, в сущности, неважно. Провода перечеркивали любой смысл любой фразы, разрезали каждое слово, путали местами знаки препинания, меняли язык и… смеялись, нещадно смеялись…
В его нарисованной картине все было прекрасно. Она, если захотеть, могла становиться черно-белой, могла быть яркой и даже немного выпуклой, превращаться в негатив и покрываться чуть заметными старыми трещинами. Но провода были всегда. На любой картинке, фотографии, в любом клипе и фильме тянулись бесконечные росчерки, постоянно напоминающие, что это лишь черновик. Они нарушали ход самой безмятежной нарисованной жизни, словно кто-то все время пытался исправить привычный порядок вещей, перечеркнуть наконец найденный покой или хоть какое-нибудь успокоение. Провода тянулись, плелись, заплетались, иногда обрывались, но даже в местах их разрыва мерцали неугомонные искорки чьей-то злой воли. «Как это глупо!» – подумал он и закрыл глаза. Если заснуть, то все исчезнет. Исчезнет на несколько часов, которых он не будет помнить, не будет воспринимать, которых просто не будет для него. Да… но с утра все начнется сначала…
Сны он видел редко, да и те только под утро, когда спать в общем-то и не хочется, но она еще мирно досматривает очередную серию своего кино (или чего?) и просыпаться не собирается. Он захотел разбудить ее и спросить о бесконечности проводов, но подумал, что вряд ли она вообще их замечает, как, например, не обращает внимания на скопившийся за зиму мусор в оттаявшем карьере, восхищенная простенькой расцветшей мать-и-мачехой. Или поглощена единственной ценной строчкой в неровном стихотворении какого-нибудь неизвестного автора.
Нет, она не была оптимисткой. Она одинаково упивалась и радостями и расстройствами, которые нес окружающий мир. Она была самое настоящее Настоящее. По-другому и не скажешь. И она вроде бы понимала его. Или делала вид, что понимает. Хотя скорее, делала вид, что делает вид… В общем, все сложно. Он как-то рассказал ей про нарисованный мир, и она согласилась. Согласилась, будто никогда и не сомневалась, что все именно так, а не иначе. Но с другой стороны, для нее и все картины и фотографии были настоящими. Так же как и сны. Так же как мысли. Как мечты.
Он не раз просил научить его видеть окружающее так же ярко и полно, и она зачитывала ему любимые и просто новые для нее рассказы, звала на кухню смотреть на двойное отражение солнца в стеклах открытого окна, а потом все равно как-то сникала (уставала что ли?) и при первой возможности устремлялась в неизведанность своих снов, где она могла быть другой, совсем другой. А ему не нужно было другой, и он опять не мог заснуть, опять неотрывно глядел на неподвижные, истязающие душу провода, потом – на стену, потом – в себя, и постепенно начинал понимать, что даже нарисованная картина не спасает, никак не может спасти. В ней столько лишнего, ненужного… Дурацкая картинка или фотография, на которую нет больше сил смотреть. Он вспомнил отрывок рассказа (она когда-то читала), в котором двое подростков, не хотевших мириться с обыденностью и законсервированностью их мирка, швыряли в стенку комнатки стеклянные банки с вареньем. Варенье стекало по вылинявшим обоям, преображая видимый мир так, как хотелось кидавшему. Он представил, как летит большая трехлитровая банка в окно с неизменного девятого, как окрашиваются стены домов напротив в красновато-коричневый цвет, как капли густого варенья продавливают листья деревьев на уровне четвертого этажа, а после тяжелым урожаем сыплются вниз на асфальт. Но… бесполезно! Покрыть еще одним слоем?.. А не лучше ли содрать, соскрести, уничтожить обои этой реальности? Усыпать обрывками старой бумаги давно надоевшую землю? Почему нет? Может, тогда будет свобода? Может, там, за этой картиной нет обвивающих и душащих проводов? Может, там – неизведанное Ничего???...
«Не надо!» – пробормотало во сне Настоящее. Он прислушался. Несколько секунд он будто бы возвращался непонятно откуда, потом переспросил, хотя знал, что разговор во сне – обычное для нее дело и вряд ли она вспомнит, что только что имела в виду. «Не надо! – повторила она и села на диване, совершенно проснувшись, – Там же только бетон или еще какая-нибудь фигня. А любые скучные обои все-таки лучше серой безысходной стены.» Он помолчал, а потом указал в окно на протянутые неизвестно куда и зачем провода: «А если они надоели?..» «Да ну их… – пробормотала она, сворачиваясь в клубочек и опять засыпая, – Сотри!»
Может быть, она сказала «смотри» и хотела показать ему свой новый нереальный (или как раз реальный?) сон. Но он почувствовал в руке неведомо откуда взявшийся ластик и уверенно провел им по таким, как оказалось, легко стирающимся проводам…
Свидетельство о публикации №111062901067
Николай Попов 7 21.07.2012 10:58 Заявить о нарушении
Николай Попов 7 21.07.2012 17:18 Заявить о нарушении
Анюта Колесникова 21.07.2012 17:43 Заявить о нарушении
Николай Попов 7 21.07.2012 19:21 Заявить о нарушении