Сказание о прапредках-каджах
На пороге Мирозданья,
Но развеяло туман
Эхо звучное Сознанья.
Слова вещего сего
Глас, раздавшийся не всуе,
Породит и дух всего,
Что Природу образует.
Оболочку «ка» (иль «та»)
Люд в этнониме удвоит,
И под именем «ката»
(Или «каджи») мир освоит.
С древнекаменной эпохи
К нам дошёл сей этимон;
Тот язык - весьма убогий -
В изоглоссах с тех времён.
У неситов каджи - каски,
У славян они - касоги;
Мифы ведают и сказки
Об одноимённом боге.
Он - Создатель и Верховник,
Причём - самый архаичный,
Что взрастил живой питомник
Среди бездны хаотичной.
В теофорных именах
Каджей слышится этноним;
Многих языков в словах
Этот морф - уже эпоним.
Корень «ход» у кроманьонцев
В Палестине бытовал,
И движение не Солнца
Изначально означал.
Тот воротами на Небо,
Был для Матери Земной -
Птицы кроны Древа-хеба -
В денотате основной.
А ворот сих ф;тиш - кедр:
В промежутке нави с правью
Перводревом спудных недр
Он путь духам открывает.
Жертвы к Древу принося,
Обращались люди к Птице, -
Той, что души вознося,
Вдруг Луною воплотится.
Будучи «детьми природы»,
Наподобие гуанчей,
В духов верили те сроду,
Не познав, как мир обманчив,
И охотой промышляли,
Собирательством, рыбалкой,
Снадобья в горах искали,
С им присущею смекалкой.
Кодекс с кредо, ритуалом
Неразрывен был в то время,
Но ещё не почитало
Духов предков это племя.
Возводя из камня храмы,
Дичи посвятив тотем,
Анимизм оно упрямо
Защищало, вместе с тем.
В «стоге» иль «стволе» едино
Было каджей этнодрево,
Но в тогдашней Палестине
Стало тесно их «посеву».
Разбредутся те повсюду
По просторам ойкумены;
Культуртрегерами будут
Эти каджи несомненно.
На исходе мезолита
У подножия гор Тавра
Применили микролиты
В Гёбекли-тепе и Гавра
Те охотники, построив
Для кумиров сооруженья:
Знаки-письмена порою -
На рельефах в сих твореньях.
Среди фауны обычной
Там - изображенья птиц,
Ящериц, зверей-добычи:
Зайцев, вепрей и лисиц.
Этих скаутов-стрелков
Яркие картины актов
Нападений на быков
Видим в ранних артефактах.
Действ охотничьих сакральность
Каджей вдохновит в искусствах:
Альтамиры сцен реальность
Отразится хейти в чувствах.
Основной добычей буйвол,
Вслед за мамонтами, станет;
Пастухом козлиным Пуйлом
Уже позже Кудш предстанет.
Птица белая - кад-чета -
И в скитаниях-охоте,
В Хебе-Седе, боге Сете,
К;то, хате и погоде,
В избах русских мастериц,
В их кудели и беседах,
И у северных границ,
Где - обитель духов-сейдов.
Дух гипербореев свят
Остаётся и доныне, -
Где чудесный Китеж-град -
В Светлояра глуби синей,
Где - следы от Китовраса,
И традиционна каша,
Валаама сад прекрасный,
И Кижи - твердыня наша.
Суздаль, Устюг, Кострома,
Псков и Новгород Великий -
Там Кириллова письма
Зык восходит к Дажа лику.
А исток сего форманта,
Как и образ Праяйца,
На святых холмах Леванта
Осенит венец Творца.
Там - у стен Ерусалима, -
Появившись с древних лет, -
Над землёй теперь не зримо
Поселенье-град Ахет.
Полумесяц благородный"
Сохранил тот след в потомках:
Средь гутеев в Загре горном
И у сутиев в котомках.
Общего «гнезда птенцы» -
«Коготь» и «костёр», и «кость»,
«Духа» одного «гонцы» -
И «дыхание», и «гость».
Переходность консонантов
И велярных, и дентальных, -
До лемуров и атлантов -
В языке том изначальна.
В нём едины люд и речь,
Положительность эмоций,
И потоков водных течь,
И Луна, как чадо Солнца,
Долгожданных капель влага
И орбиты лунной хвост,
Доблесть, слава и отвага,
И к небесным духам мост,
И огонь, и гор вершины,
Гусь, дорога, лес и чёлн,
С ветром, селевой лавиной,
Морем, тучей, гребнем волн.
В нём падение и взлёт,
И жестокость, доброта,
Ясный солнечный восход
И вселенская беда.
Гармоничности причины
Шли от сущности дуальной
В языке, где гидр личины
Почитаемы сакрально.
Но лексема бога «god»
Символично, в добрых знаках,
Вольным духом оживёт
И в гайдуках, и каз;ках.
Как добра и зла боренье -
Человечьей суть натуры,
Так и каджи - вне сомненья -
Общий компонент культуры.
Список литературы
1. Гуськов А.В. К вопросу формирования славянского общества // Проблемы формирования университетского комплекса на базе технического вуза: матер. междунар. межвуз. науч.-метод. конф. (Оренбург, 14 – 15 ноября 2007 г.).– Оренбург: филиал СамГУПС в г. Оренбурге, 2007. – С. 164 – 166.
2. Яковлев Виктор М., Сускина С.И., Сускин И.Н. От праностратической общности – к протославянам // Там же. – С. 160 – 164.
3. Яковлев Виктор М. Опыт одомифоэпической реконструкции исторических событий появления мореходства, зарождения этнолингвистической общности индоевропейцев и возникновения очага цивилизации // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ‘2008: матер. междунар. науч.-практ. конф. (Одесса, Одесский национальный морской университет Украины, 15 – 25 дек. 2008 г.)/ Т. 22 История, искусствоведение, архитектура и строительство, государственное управление. – Одесса: Черноморье, 2008. – С. 3 – 13.
4. Яковлев Виктор М. Вступив в год Тигра // Водолей. – 28 января. 2010. – №3 (637). – С. 3.
5. Яковлев Виктор М. Исходные следы корневой основы праязыка и мифологических представлений евразийцев // Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2010: матер. междунар. науч.-практ. интернет-конф.(Одесса, Одесский национальный морской университет Украины, 15 – 26 марта 2010 г.)/ сайт: www.sworld.com.ua, секция «Философия и филология». 6. Языковедение и иностранные языки в современном мире. – Одесса: Черноморье, 2010.
* Опубликовано в еженедельнике "Водолей" (г. Самара). -2010. -№ 18(652)/13 мая 2010г. - С.6.
Свидетельство о публикации №111062806499