Удары каблуков прогресса

Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

Киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.

ХХ век, паровые двигатели заменяются электромоторами, или двигателями внутреннего сгорания. Театр и живопись вместе с клубами угольного дыма отходят в сторону. В воздухе теперь пахнет парами различных фракций нефти, слышен гул трансформаторов. Мы смотрим на новые чудеса: цветную фотографию и движущиеся картинки. Никогда все не было так ясно и понятно. Нет никаких условностей декораций, нет ограниченного места, нет блестящих масляных красок и искусственных художественных форм! Все как в реальной жизни, она, словно тот, первый снятый поезд, грозиться въехать с экрана. Почти живые люди смотрят с портретных фотографий. Они того и гляди начнут давать комментарии тому что ты делаешь. Поэтому их почти хочется завесить покрывалом, которое опускают на клетку с попугаями. И все это в любом городе, районе города, в любой квартире. Можно размножить, дать каждому в руки. Чудесно, иначе действительно не скажешь.
А актеры и актрисы? Они же прекрасны! Их видел каждый их знает каждый, что они творят в кадре, как же они храбры, как обворожительны, как умеют перевоплощаться. Они почти больше чем люди. И уж точно больше чем люди когда они в кадре.
Не отстает и фотография. Пойманные, остановленные мгновения на фотобумаге. Игра выдержки и освещения. Каждый может стать творцом своей реальности, только возьми фотокамеру по вкусу и лови, лови мгновения. Не отстают и прекрасные модели для снимков. Как же известна и как прекрасна склонность слабого пола к тому что бы сильный пол созерцал их на фотографии и восторгался ими! И эта модель может быть обычной женщиной, соседкой напротив, вашей подругой детства, первой встречной и даже вашей женой. Не это ли прекрасно?
В ушах отдается летящая поступь прогресса, а фото и видео словно два стучащих о свежий асфальт каблука на лакированных туфлях этого ходока. Массовое искусство на сцене и у руля. Телевизор в каждом доме, журналы с фотографиями в каждой лавке. Реальность через линзы объективов, она так прекрасна, так хороша.

Вот только часто бывает, что за лакированной формой скрывается бедность содержания. Несомненно, это большое искусство выбрать композицию, правильный свет, настроить своё оборудование и правильно нажать кнопку открытия диафрагмы. Только это будет подобно нажатию пальца на спусковой крючок пистолета. Потому что фотоаппарат это не устройство, которое увековечивает мгновение. Он подобен холодному клинку, но он режет не людей, а реальность. Итог его работы подобен слепку посмертной маски с лица только что умершего человека. Такие маски несомненно хороши... как научные образцы залитые формалином, как рентгеновские снимки того, что не может увидеть глаз. И только. Дело не в том что за кадром остается движение, его ведь можно поймать в кадре, на худой конец снять на камеру. За кадром остаются тревожащие запахи, холод пронизывающий фотографа, или, наоборот, жара выбивающая капли пота из тела. В пустоту уходит пульс бьющий в его виски из-за красивой женщины, или замирающее сердце от взгляда в пропасть, прихватывающее дыхание под ударами прибоя. Все это за кадром. Примите и распишитесь: фотографируя, всегда что-то невозможно. Эта невозможность всего лишь плата, за простоту и четкость передачи реальности. За квазиаутентичность реальности. Не случайно, женщину невозможно увидеть лишь по фотографиям, сколько бы фотосессий не было сделано, сколько часов не смотри ты на эту, особенно пахнущую бумагу, ничто не заменит реальной встречи. И взглянуть в фотоальбомы не значит побывать в тех местах, которые отпечатаны на страницах, можно лишь увидеть посмертные маски мгновений. Не сняв лакированный ботинок, нельзя почувствовать теплую землю, холодную росу, ожоги от крапивы. Увлечение простотой и формой фотографии притягательно, быть фотографом проще, чем живописцем, быстрее. Увы... Вот только страстный пульс в висках отдается лишь на холсте, а не на фотобумаге.
Как женщину нельзя оценить по фотографии, так и актер на самом деле не существует в фильме как актер. Фильм - это набор из разорванных эпизодов. Каждый эпизод это выборка из лучших дублей. Эмоциональные перестроения, доказательство таланта актера, так захватывающие наше внимание на сцене театра, сыгранная любовь отдающаяся в висках зрителя, а через минуту такая же но ненависть, словно волны качающие нас, сводящие с ума. Где все это? В кино - не нужно. Актер кино - лишь проводник воли режиссера, проводник потерявший нить повествования, съемки идут в разные дни в разных местах из дубля в дубль, пока программа режиссера, неясная и неявная, не будет исполнена. Как можно вытащить на всеобщее обозрение душу, если зритель за кадром, да ещё и в далеком будущем? Могут ли известные на весь мир киноактер или киноактриса сыграть целое, если всё что они демонстрируют - лишь разорванные во времени и месте отрывки не видной им картины, если они действуют лишь по данной программе? Не сняв второй лакированный ботинок, не поймать магию сцены и зала, смотрящего на сцену. Кинотеатр это новый храм общества потребления. Чертов храм, если позволите. Кола, сладкий поп-корн, жующий сосед, жара, никакого антракта, власть киноленты. Не нужно фантазии. Все предельно четко и ясно показано на экране. Сиди и смотри, расслабляйся.
Выпустите меня с киносеанса, сожгите фотографии... лучше отброшу эти лакированные ботинки. Пойду босым, пойду в галерею, пусть там даже и будут одни абстракционисты, пойду в театр, даже если там режиссером будет самый-самый падший ангел, а показывать будут что-то не слишком классическое, что то выворачивающее наизнанку, страстное. Хочу видеть отражение бьющего в виски пульса художника, что бы оказаться вместе с ним там, в мире холста. Хочу видеть вытащенную на всеобщее обозрение душу актера, что бы вытащить навстречу свою, проявить её заключительных аплодисментах. Я хочу настоящего. А вы?


Рецензии