Басё. Хайку 134. Таинственной тёмной ночью...

134*.

таинственной тёмной ночью
подкрадывается лис
к прекрасной дыне

-------------------------------------------
ями но ё то сугоку / кицунэ сита бау / тама макува (8-7-5)
странная тёмная ночь / лис подкрадывается / прекрасная дыня
(IB-134, HS-145, JR-138) 1681, лето
------------------------------------------

Размер первой строки нарушен: в ней 8 слогов всместо 5. В чем же дело? Как нетрудно заметить, в большинстве случаев изменение формы у Басё диктуется содержанием. Любое нарушение строжайшей  формы хайку 5-7-5 слогов, привлекает к себе внимание читателя. Он удивлён: что же случилось! И тут, вчитываясь в текст, он понимает, что поэт хочет привлечь внимание к тому факту, что это не просто «тёмная ночь», но ещё «странная», «таинственная».  Поскольку речь идёт о том, что этой таинственной ночью к некой красавице, так сказать,  «прекрасной дыне» подкрадывается любовник, названный «лисой», важно, наверное, подчеркнуть, что лиса эта мужского рода.

Другие переводы:

«Во тьме безлунной ночи
Лисица стелется по земле
Крадётся к спелой дыне».
(© Вера Маркова)

Как и во многих других подобных случаях, Вера Маркова добавляет некоторые детали, отсутствующие в тексте:

1 строка: «Во тьме безлунной ночи». О луне или её отсутствии Басё не пишет ничего, так что слово «безлунная» – фантазия переводчицы.
2 строка: «Лисица стелется по земле» – о земле Басё тоже ничего не говорит, в этой строчке он пишет только: «лис подкрадывается».
3 строка: «Крадётся к спелой дыне» – поскольку переводчица уже писала, что «Лисица стелется по земле», то в слове «крадется»  уже нет большой необходимости, ибо получается тавтология – роскошь непозволительная в такой сжатой форме, как хайку. Слово «спелая» по отношению к дыне здесь неточное. В третьей строке Басё пишет просто: «тама макува» – «прекрасная дыня», или, если углубиться в дополнительные значения этих слов, то получится:  «драгоценная, воистину, словно шёлк прекрасная дыня».

В результате, кроме смысловых добавлений, изменились также структура, форма и объём стихотворения раздувшись в переводе до 23 (7-9-7) слогов там, где у автора их всего 20 (8-7-5).

--------------------------------------------------------
*Нумерация хайку Басё по книге: Сюндзё Накамура (ред.) «Басё хайку сю» (Собрание хайку Басё), Токио: Иванами-сётэн, 1970. [IB]
-------------------------------------------------
Илл. Утагава Куниёси (1797–1861): Принц Хандзоку. Деталь ксилографии.


Рецензии