По достоинствам ценим людей
Указать нужно, что миллионы людей ждут открытия Врат. Узы тягости не замените оковами боязни. Сравнить можно боязнь с проказою, обе покрывают человека инеем отвратительности.
Серые сумерки приниженности сложили лохматое понимание жизни. Теперь оно должно кончиться в грозе и буре.
Учение Живой Этики: Озарение, 2.3.4.6.
(Гуру – Н.К.Рерих). Не по недостаткам их мы ценим людей, но по достоинствам и положительным качествам духа. Недостатки можно изжить, а положительные качества приумножить. Поэтому Учитель Указует устремляться вперед, не останавливаясь и не смущаясь своими несовершенствами. Если не следовать этому Указанию, то окажется, что и двигаться дальше нельзя никому, так как совершенных людей нет. Знаете, что Учителя Приближали к Себе несовершенных, и знаете, что, несмотря на это обстоятельство, многие из них устремлялись вперед и многого достигали. Только невежество может остановить свое продвижение из-за того, что считает себя недостойным обратиться к Свету.
Грани Агни Йоги, 1968 г. 251. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.
ПО ДОСТОИНСТВАМ ЦЕНИМ ЛЮДЕЙ (1) *
(Из Посланий Высокого Источника)
Сын Мой, нужно пересмотреть понятие любви к Учителю. Бывает преданность условная, бывает ученичество условное, и бывает условной любовь. Никто не хочет быть названным условным учеником. Так же, и любовь условная не многого стоит. Если знаки даются, если все хорошо, если сердце полно мыслями, посланными Учителем, и пылает любовь к Нему, то это – одно.
Но если нет знаков, если условия тяжки невыносимо и не чувствуется Близость Учителя, но та же пылает любовь, то это заслуга большая и несравнимая с первой. Но если при всех неблагоприятных условиях любовь потухает, и сердце Учителем не наполнено, и мысли от Него далеки, и Дело Его не творится, то такая любовь, находящаяся в зависимости от внешних меняющихся и случайных условий, и будет любовью условной. Немного стоит условный ученик, и немного стоит условная любовь. Надо сурово проверить себя, взвесить чувства свои нелицеприятно и определить степень и качество любви своей к Учителю, и если она захромала, сурово и немедля возжечь степень нужных огней. Без любви к Учителю нет продвижения. Любовь эта проявляется не на словах, а на деле. При честном самоанализе качество ее можно легко и быстро определить. Но по созвучию получаете, ибо какою мерою мерите, такой и отмерится вам.
Мерою любви идет получение и в полной согласованности с ее силой и качеством. Скудна любовь – скудно и получение. Засохла любовь – поникает и приемник восприятия. Через сердце идет восприятие, и не электричеством, как в радио, но любовью приводится оно в готовность. Испытания тем хороши, что позволяют вдумчивому ученику познать самого себя и определить те данные, которые ему нужны для продвижения и достижений. Силы свои, способности свои, качества свои надо точно учесть и не самообольщаться воображаемыми свойствами и достоинствами. Лучше сурово перечислить свои недостатки и приняться за исправление их, чем утопать в обладании воображаемых качеств, которых нет. Недостающее качество можно восполнить, но воображаемое – никогда. Оно, как запущенное бельмо на глазу, не позволит увидеть пути. Нет печальнее зрелища, нежели самообман, самообольщение воображаемыми качествами, которых в действительности нет. Но тогда испытания могут помочь увидеть себя в действительном свете и, увидев, приняться за утверждение захромавших качеств. Так каждое испытание может принести пользу большую.
Сказано возлюбить Господа твоего всем сердцем, всем разумением твоим. Но Господь не есть неведомый Абсолют без формы и образа, но Владыка, Отец и Защитник, живой и реальный, ощущаемый в сердце и не раз Свидетельствовавший о Близости Своей. Вот о любви к Нему и говорилось. Спаситель Своего Владыку Называл Отцом и о Любви к Нему Говорил людям. Цепь Иерархии неразрывна. Его Отец будет Отцом и Владыкой каждого, кто признал и принял Сына, то есть принял Христа и свидетельство Его о Себе и об Отце, который в Нем. Следовательно, формула любви к Отцу Небесному, то есть Владыке, остается незыблемой. Нужно лишь неясное и туманное представление об Отце свести к живому и конкретному жизненному Облику Учителя, Владыки, Заступника и Предстателя перед Высшим. Нужно вдуматься в понятие Космического Отца, утверждаемого по принадлежности к Лучу и Светилу. Нужно понять, что никто не свидетельствовал по предстоянии Высшему Началу Начал. Нужно принять, что за Самым Высшим, что только может представить себе человек называть Богом, следует еще более Высочайшее и Несказуемое. Но реален Облик Владыки и является Вратами к Высшим Ступеням Иерархическим. Само слово Господь означает Господин, то есть Владыка. Нет такой звезды, на которой бы восседал Бог Вседержитель, Творец Космоса, но есть звезды – обиталища Планетных Духов, Дхиани, Логосов сияющих, которых знающие Зовут Владыками Света. Говорим о том, что есть и что Видим, и путь к Высшему Указуем.
«Разрешается смысл пониманий разных взаимоотношений Учителя и ученика. Именно, не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях, и столько ответственности на последующих.
Замечено в астральном мире, что обладающие средним сознанием не стремятся в высоту. Среднее состояние избавляет их от мучений, но в то же время не накладывает обязательства самоотверженной работы. То же самое наблюдается в росте духа. Первые зовы и приятны и благостны, и состояние опекаемого дитяти неответственно, но сознание растет, и дух становится достоин особых поручений. Каждое поручение противоречит ветхому земному разуму и потому сопряжено с трудностями и опасностями.
Истинно, мало кто научается радоваться преодолению препятствий! И многие готовы даже пожалеть о прошлом среднем сознании. Указы становятся кратки, и работа зависит от самодеятельности. Друзья становятся редки, и препятствия громоздятся, как неприступные горы, между тем как завоевания как будто неощутимы; воздействия тончайших энергий неочевидны, преходящи; так называемые священные боли мучительны; разделение и посылки духа необъяснимы, но выше всего поднимается исполнение желания общей полезности. Расширяется духовное сотрудничество, не ограниченное пространством; как подражание дальним мирам, изменяется отношение к окружающему, и пространственная работа перестает быть пустым звуком; начертания поручений становятся радостью и как бы своею неотъемлемой работой. Иначе и быть не может. Конечно, эта радость не козлиные прыжки. Оценка окружающего делает лица строгими, но жизнь преображается, и с вышины наблюдаются кольца земного дракона. Неустрашимость, посланная еще в первом зове, приближает к новым волнам света» Учение Живой Этики: Агни Йога, 273.
Наше суждение о людях и людские суждения различаются резко. У людей суждение заменяется осуждением и становится вследствие этого ядовитым. Но различие не только в этом. Мы Видим и Знаем скрытые потенциальные возможности человека и потому суждение Наше учитывает не то, что представляет собою человек в настоящее время, но то, чем может он стать. Жемчужина может быть покрыта грязью, но ценность ее остается высокой, ибо грязь можно отмыть. Но люди, не видя скрытой сущности человека, судят по внешности, и потому суждение их, будучи верным, является в корне ошибочным. Так слепо можно пройти мимо больших ценностей духа и просто хорошего человека, но возможностей не имеющего принять за достойного в ученики. Наши мерки иные.
Мы Можем пройти мимо человека, с точки зрения людской, обладающего всеми достоинствами, а остановить взор Свой на разбойнике и блуднице. Когда очищена будет внешняя грязь, сокровище засияет всеми огнями, но под слоями внешней хорошести обычных людей может оказаться пустота и ничтожество. Сказано о холодных и горячих, но не тепленьких и, быть может, хороших. Не для них Царство Небесное. Не для слабых Сферы Высших напряжений энергий огненных. Потому обычные суждения о людях следует заменить пониманием их внутренней сущности, чтобы слепо не пройти мимо ценности скрытой. К тому и заповедана зоркость и распознавание. Смотрите в сто глаз, не сверкнет ли где из-под внешних наслоений грань адаманта скрытых возможностей ценного духа. А суждения обычные и осуждения можно оставить людям: они ничего не знают. Немногих, пришедших к вам, удержите и дешевым суждениям не предавайтесь. Эти немногие среди огромных масс безумствующих толп могут оказаться настоящими жемчужинами и явить истинные ценности духа. Удержите не осуждением, но суровым пониманием и оценкой каждого, принесшего вам сокровище свое для омытия, очистки и шлифовки его граней. И как в работе над вами, отмывая наросты духа, Учитель Проявляет бесконечное терпение, любовь и заботливость, так и вы явите ту же степень терпения к тем, кто пришел к вам. Явите снисхождение мудрости и понимания.
Когда будете взвешивать достоинства человека и ценность его для эволюции, помните, что самоудовлетворенная добродетель и общепринятая хорошесть не будут иметь значения, которое им приписывают люди. Часто люди, имеющие те или иные слабости и недостатки, более годны, чем так называемые хорошие. Как думаете, кто более ценен: признающий и устремленный к Учителю грешник или румяно-добродетельный обыватель, сидящий на месте и собою удовлетворенный и гордый достоинствами своими. Потому не отгоните тех, кто еще далек от совершенства, если в них есть устремление. Главное, чтобы равнодействующая всех энергий все же выражалась в явном поступательном движении. При всех условиях старая формула остается в силе: «многий вместити да вместит». При достаточной устремленности, то есть при равнодействующей определенной силы и напряжения, наросты начинают отваливаться и терять свою плотность. Терпимость следует проявить, прежде чем пытаться отмыть грязь с жемчужины духа, которая у каждого. Указать на недостатки или слабости можно, но любящей и заботливой рукою. Суровость нужна там, где упорное нежелание замечать свои недостатки или самооправдание.
Хуже всего, когда человек, совершая безнравственный поступок, считает себя вправе это делать или считает безнравственность правильной. Половая распущенность для продвижения духа вредна чрезвычайно. Центры не могут раскрыться при ее наличии. Нельзя строить проводники духа, разрушая их. Нельзя очищать оболочки, внося в них элементы низшего порядка. Нельзя утверждать власть над астралом, потворствуя его беснованиям. Именно, на тугих вожжах следует всегда держать эту буйную оболочку. Привыкшая вибрировать на определенном ключе, она усиливается в своей сущности и усиливает уявление активности низших центров. Половое безумие, наблюдаемое среди людей, есть логическое завершение половой распущенности. Оно заканчивается иногда пожаром соответствующего центра и смертью. Много ужасов среди человечества. Половая распущенность страшна своими следствиями. С одной стороны, аскетизм есть нарушение законов жизни, с другой – нравственная распущенность. Решение надо искать посреди и в условиях полного контроля над своими эмоциями.
Цель – дать жизнь. Возможность вместить – завет для немногих. Для идущих срединным путем – совет овладения собою. Есть два положения, или выражения страстей в человеке: первое – когда страсть владеет сознанием и порабощает его; второе – когда воля владеет страстью и держит ее под своим полным и властным контролем. Можно любить драгоценные камни, можно любоваться их красотою и игрой огней, можно даже иметь их, но не быть алчным скрягой, трясущимся над ними и поглощенным этою страстью. И так во всем. Рабство во всех видах разрушает, и особенно внутренний вид рабства, рабства у своих страстей. Только овладевшему собою и победившему себя дозволено все, но рабу – ничего. Мера овладения собою и обуздания себя есть мера вседозволения. Астральное рабство – это рабство самое горшее из горчайших. Учитесь в свободе совершать свои дела, но не в рабстве. Соломон был царем. Это был, воистину, царь духа. Дух мощный, свободный и мудрый. Он явил миру пример того, как среди всех богатств мира и возможностей иметь все, что только человек ни пожелает, можно сохранить свободу духа и быть действительно победителем прельщений земных, ибо он победил мир. Победа над миром в нужде, бедности и горе достигается, но как трудна она, когда карма дает все, нес блага земные, всю земную власть и богатства. Многие совершали подвиги в затворе и отшельничестве и победили, но немного тех, кто во главе царств земных совершили его. Царь Соломон и Император Акбар Великий дали пример человечеству того, что дух, воистину, непобеждаем ничем, даже царскою властью.
«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений утверждаются основы прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников ее. Мир живет движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении.
Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина Едина! Новые данные и новое восприятие их будет лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познаванию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство не уместны на путях знания. Кто может нарушить познавание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорняков» Учение Живой Этики: Братство, 188.
Каждое семя дает всходы по роду своему и достоинствам. По плодам можно судить о качестве и природе семени. Не всегда возможно безошибочно определить качество зерна. Но зато по плодам, или следствиям это делается уже без ошибок, ибо худое семя не даст доброго всхода. Испытания часто даются, чтобы человек мог по результатам определить характер зерна, давшего те или иные следствия. Так зерно сомнения, согласно опыта, всегда дает скверные результаты, результаты разрушительные, ведущие к разложению и смерти того организма или сознания, в которое оно проникло. Сомнение подобно трусости, есть явление абсолютно отрицательное или плохое. И опыт жизни это всегда подтверждает. Потому зерно сомнения, или трусости, в сознании всегда приносит разложение. Потому выбрасывается это ядовитое семя из сознания при всех условиях незамедлительно. Для того и давались испытания, ибо по виду зерна не всегда можно увидеть следствия, но если опыт их подтверждает, значит, вывод только один: сомнение недопустимо и наличие его никакими соображениями оправдано быть не может. К этой же категории относится и страх, и злоба, и раздражение, и зависть, и многие другие качества. Какое бы то ни было общение с ними недопустимо. Уныние из этого же гнезда. Учитель Указывает на качества духа, ведущие в жизнь, и на качества духа, ведущие к смерти его, и Подтверждает Указ даваемыми испытаниями. Не избежать следствий посева ядовитых семян, но посева избежать можно, отбирая доброе семя.
Пусть каждое столкновение с тьмою приближает ко Мне. Почему и так надолго забывается Учитель и Образ Его оставляет сознание? Можно ли удивляться, что тьма наседает. Если не хочешь тьмы, окружись Светом. Если хочешь, чтобы близкие устояли, стой крепко сам. Ощущение беспросветности будущего тьма насылает. Но разорвать сросшиеся ауры очень болезненно. Лебедь умирает, и страдает ведущий подобно. Трудно представить всю остроту боли, испытываемой как ведущим, так и оторвавшимся звеном в случае разрыва. Лучше удержаться и удержать.
Даже дни сочтены до Прихода. Сочтены дни до Суда. Ведь Суд есть последний отбор, или выбор последний пути. И судья каждый сам, ибо каждый имеет в себе судью. Хорошесть или плохость не препятствие, ибо даже блудницу и разбойника Допустил. Но надо, чтобы обратились и – всем сердцем, всем сознанием. И вы, подошедшие, почему так часто и так подолгу без Меня остаетесь? Ведь о предстоянии постоянном Говорится в Учении Света. Все, что не от Света, – от тьмы. Я – Свет. Со Мной и будьте во всем и всегда, как бы во Мне, ибо Я – в вас. Мать любит и считает своим своего ребенка со всеми его недостатками и достоинствами. Не смущайтесь нехорошестью своею, когда близки ко Мне, ибо Светом Своим Покрою немощность вашу, и станет плохое хорошим. Но, отходя, становитесь хуже, и тьма покрывает дела, и мысли, и чувства, и все, что исходит от вас и вас наполняет, ибо Свет или тьма борются в сознании вашем за превосходство. И надо решить, кого или что предпочтете. В свободном решении вашем – ключ от всего: от врат Света и тьмы. Выбор свободен и зависит от вас. Угрожаемому тьмою Скажу: "Ты только твердо реши, а Я Помогу. И не бойся, ибо Сам Помогу. Ты помни о наполнении себя Мною".
«Урусвати знает, насколько бесполезно заниматься астрономией без понимания психической энергии и тонкого тела. При рассуждениях о дальних мирах нужно, прежде всего, отрешиться от земных мерил.
Можно потонуть в астрономических цифрах, но они не приблизят к сотрудничеству с дальними мирами. Даже спектральный анализ окружен многими условностями. Все механические приборы не могут приблизить сотрудничества с дальними мирами. Из миллиардов небесных тел могут быть усмотрены еще сотни, но самый мощный телескоп будет ничтожен сравнительно с действительностью Беспредельности.
Но будем относиться с уважением к каждому научному заданию. К шагам познания следует добавить и психическую мощь. В обсерватории пусть будут допущены честные ясновидящие. Пусть механика и психика соединятся. Всякий опыт требует подтверждения. Не будем удивляться, если указанное сотрудничество потребует много координаций и проверок. Каждое сопоставление дает новые мысли и тем само по себе уже полезно. Вавилон и Египет уже пользовались такими сопоставлениями. К сожалению, механика тогда не могла способствовать психической энергии, и настоящей координации нельзя было достичь. В Нашей Башне работа производится на соответствии двух основ. Только так можно взаимно корректировать выводы. Трудно представить себе всю сложность междупланетных условий. Даже при начальном воздухоплавании люди наталкивались на необъяснимые препятствия. Продолжим это соображение в Беспредельность. Так, существуют эксперименты, в которых ясновидящие могут быть весьма полезны.
При разрежении атмосферы особенно могут проявляться незримые силы, и получится очень сильный химизм. Лучи планет могут соединиться с таким химизмом, отсюда происходят неисчислимые вариации сочетаний. Какое широкое поле для исследований, если испытатели отбросят предрассудки! Мыслитель не однажды указывал на сочетание рассудка с сердцем. Познающий не может быть бессердечным. Если ученый жесток, значит, он не будет близок к Истине. Если ученый упрям, он не достоин познания. Если ученый уныл, значит, он лишен глаза на сокровища природы. Если ученый не может преступить ограничения вчерашнего дня, лучше ему не заниматься наукой.
Говорю много о Мыслителе, ибо нужно помнить о Его неустанной работе. Вековой труд был положен на углубление мысли. Без такого самопожертвования невозможно достичь передачи мысли на такое огромное расстояние. Потому смешны те, кто думает в течение трех лет постичь и достичь. Суть не во времени, но в степени устремления» Учение Живой Этики: Надземное, 235.
______________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 26 июня 2011 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №111062601254