2011 - 5 конкурс. Итоги. Стран-Ник
Так уж получилось, что сегодня я выступаю в роли судьи, хотя я – один из вас, такой же искатель и ловец неуловимого и трудноопределимого, имеющего множество обличий и воплощений, и именуемого словом «поэзия».
Вначале хочу немного обозначить свою концепцию поэтического для того, чтобы было понятно, из каких соображений я исходил, ранжируя финальные стихотворения.
Считаю, что любой вид искусства (и поэзия в том числе) преследует целью создание некого обобщенного художественного образа – маленького метафизического мирка, где личное резонирует с окружающей нас действительностью посредством метафор, аналогий, ассоциаций и аллюзий. Это первое и главное. Если нет этого, остальное бессмысленно! Остальное – то, чем иногда измеряют стихи на конкурсах, немаловажно, но вторично и по сути является инструментом создания худ. образа!
В любой оценке стиха много спорного и субъективного, поэтому прошу уважаемых авторов не обижаться, если наши точки зрения на конкурсный стих сегодня не совпали. Очень может быть, что ошибаюсь именно я.
Попытаюсь честно сформулировать свои ощущения от прочитанного, вылившиеся в конечном итоге в проставленное мною количество баллов.
Итак:
1. Цивильное счастье.
Интересно задуманный стих. Как я понимаю, о неразделимости добра и зла, подчас живущих в одном человеке. Где та особая отметина, отличающая злодея от любого из нас, легко перешагивающего через чужие проблемы ради собственного простого цивильного счастья?
Однако, кривовато построенная фраза «...с ветчиной и сыром, но без сахара строго», неточные рифмы, а так же смысловая путаница с «палисадом» (палисад – частокол, палисадник – участок земли, огороженный частоколом) не дают, на мой взгляд, худ. образу до конца гармонично существовать в текстовом пространстве.
8 баллов
2. Нынче молчалив и светел сад...
Очень хорош и потенциален первый катрен, но потом авторская мысль вязнет в логических и стилистических нестыковках, неточностях (откуда-то абстрактные «добро» и «зло» появились в сюрреалистическом этюде) и мёртвых в ассоциативном плане образах, таких как:
«холода сплошной неразберихи», «земля, не зарыдав навзрыд» и пр. Из-за всего этого худ. образ складывается излишне гротесковым для заявленной первым катреном тональности!
6 баллов
3. ПОЭТ НИКОЛАЙ БЕСПАЛОВ
Прямолинейный, описательный стих, к тому же затянутый, принёс мне только знание того, что был такой поэт – Николай Беспалов, который любил выпить и мог в таком состоянии еще и что-то сочинить...
Хотя, «миг непередаваем
и невосстановим» - неплохо!
2 балла
4. тропинка
Я бы назвал этот текст многообещающим наброском. Автор, по моему мнению, талантливый, но очень ленивый человек.
Интересно замысленные, кружащиеся в фантасмагорическом танце, сюрреалистические образы, вкупе с интересной мыслью, нивелируются логическими внутритекстовыми нестыковками и откровенными смысловыми небрежностями.
5 баллов
5. Два ангела
Хороший стих – метафоричный и многослойный, сложившийся в цельный худ. образ. Видно, что автор сказал то - что хотел, и так - как хотел, а это говорит о его мастерстве и о зрелости его философских настроек. Остальное - вещи субъективные и вкусовые.
По мне, так карточная линия утяжеляет стих так же, как и предпоследнее двустрочие (пресловутый баланс необходимого и достаточного) и отвлекает читателя на посторонние ассоциации.
9 баллов
6. млечный шабаш
Очень подходящее название. Шабаш образов - сочных и ассоциативно многослойных. Весьма симпатичный и живой фантасмагорический мирок нарисовался, но цель его создания так и осталась для меня загадкой. Что хотел автор сказать? На чём акцентировать внимание читателя? На какие размышления натолкнуть?
7 баллов
7. Пока горит надежда
Пусть автор меня простит, но надежда сгорела уже в самом начале - в названии стиха. Сколько не напрягал извилины и не отпускал на волю подсознание, образ горящей надежды представить не смог... Остальное в стихотворении тоже всё очень спорно.
1 балл
8. В ноябре
Хороший стих. Можно конечно попридираться к отдельным деталям, но это будут чисто субъективные придирки! Художественный образ живёт и резонирует! Открытый финал открыт изящно и продолжает стих уже после финальной точки.
12 баллов
9. песенка ни о чём
Хороший стих. Образы связаны между собой непрямой логикой и выстраивают некое цельное настроение-состояние, врастающее ассоциациями и аллюзиями в нашу жизнь.
При всём том, что «песенка ни о чем» - она получилась о многом!
11 баллов
10. Неправды маленький глоток
В общем-то, достаточно цельная и технически грамотно оформленная в стих мысль представляется мне слишком уж очевидной и умозрительной.
4 балла
11. Старое, старое лето
Мог бы стать лучшим стихом в этой подборке, если бы не некоторые нюансы во внутренней логике и в конструкции текста. Потенциально очень сильный стих!
Респект автору! Однако, по совокупности плюсов и минусов,
10 баллов
12. Песня о кленовом листке
Почему-то возникло ощущение того, что нечто похожее уже кто-то писал на берёзовом листке, или на смородиновом...
3 балла
Напоследок хочется сказать, что оценивал конкретные тексты, которые у каждого из нас бывают удачными и не очень...
Уверен, что все авторы талантливы, умны и одержимы поэзией, а значит, смогут извлечь крупицы полезного для себя из любого непредвзятого взгляда со стороны!
С пожеланием доброго здоровья и обязательного творческого драйва,
Стран-Ник
Свидетельство о публикации №111062502554
но ииии...неужели в тропинке не почувствовал аллюзию на "а зори здесь тихи" хех
мне кажется его не нужно больше дорабатывать
цивье-раны от гранат- старый человек)))) все-зачем более?
это как задний план-
и концовка по контексту совершенно точная
дорога и луна к Богу
если там усложнить конец, то не получится эффекта размытости по времени.
то есть просто тонко намекнул, что лес помнит
а за восприятие спасибо.
да и вообще за труд обзориста
Алекс Рудов 27.06.2011 09:47 Заявить о нарушении
Насчёт аллюзий у тебя всегда всё хорошо было! :) Для меня их тут даже многовато на такой небольшой текст. Но меня они увели скорее к Бредбери, чем к Васильеву.
Я, кстати, не знал, что "тропинка" твоя.
Но у меня разговор о другом.
О внутренней логике мирка (текста) Почему тропинка у тебя плывет, а цевьё лежит? Почему именно цевьё? Время бы в первую очередь не пощадило эту деревянную деталь оружия. Почему пространство именно "преломляет" кино из дальнейшего текста не понятно. Почему тропинка времени видна именно тогда, когда луна уходит к богу? И т.д.
Т.е. метафизический мирок в целом оконтурился и закрутился, но в деталях мозг всё время спотыкается о неточно и не до конца проработанные образы! Об этом хотел сказать!
Стран-Ник 27.06.2011 10:57 Заявить о нарушении
понимаешь хмм как бы тоже спецом - тропинка плывет через-что угодно, века, войны, судьбы, она именно нереальный кусок текста, а лежит и цивье-возврат к прошлому. так как цивье может быть и со времен войны 812 года..кстати что интересно и поэтому остановился на этом образе, видел в музее дуэльный пистолет войны с Наполеоном Ник(прародитель винтовки)- ствол наполовину сгнил, проржавел, весь в дырках, а цивье - этой полувинтовки-полудуэльной громадины целое-новехонькое..как будто только вчера олифой пропитали-залачили-нонсенс
Вроде никчемная деталь, металла нет, а дерево живо. поэтому так и написал
Цевьё
ЦЕВЬЁ, я́, ср. (спец.).
1. Стержень, стержневая часть чего-н. Ц. якоря. Ц. безмена. 2. Верхняя часть ружейного ложа, на к-рой укрепляется ствол с механизмом.
и именно лежит, так как цевье есть и у якоря тоже))то есть именно эта фраза и отсыл)(лежит цевье)) а времена(русского языка))я очень часто размываю намеренно) хотелось передать картинку-и связь времен.
но твои замечания очень ценны по считыванию текста, я вообще в последнее время стараюсь упрощать многое, так как вижу по восприятию несостыковки часто, ну а мне просто так нравится что-ли, или так вернее при тонком намеке на смыслы..мм но обязательно подумаю
Алекс Рудов 27.06.2011 12:10 Заявить о нарушении
Но, по большому счету, это общая проблема стихосложения!
Кто из нас без греха - пусть кинет в тебя камень! :)))
(люди не самокритичные, положьте камень на место!):)))
Стран-Ник 27.06.2011 15:24 Заявить о нарушении