Рождественская меланхолия - одним файлом

вечер поэзии – парк в ноябре – пряничный городок – сумасшедшее стихотворение – зимний этюд – рождественская меланхолия – точка доступа – один в доме – ошибочный выбор рейса – оптическое эхо – декабрь – Кристап по колено в воде – город – пустырь – на перекрестке – оттепель – рижские бармены – одиночество на Центральном рынке

=========================================

ВЕЧЕР ПОЭЗИИ

двери были открыты

кто-то входил с улицы проходил через кафе
и выходил во двор

кто-то входил со двора проходил через кафе
и выходил на улицу

некоторые сидели на диванах и пуфах
попивая пиво вино коктейли

другие стояли возле сцены на которой поэты
читали свои стихи сопровождая их
аудио- и видеорядом

на противоположной стене в это время
на двух экранах сменялись кадры
из «Койанискацци»
под онемевшую музыку
Филиппа Гласса
чтения продолжались около часа


ПАРК В НОЯБРЕ

городской парк в ноябре пуст
серое небо серый асфальт и черные ветви деревьев
пустые скамьи пустой деревянный настил
на котором летом стоит пивная палатка
фонтан не работает
четыре бронзовые девушки по его краям опустили головы
два бронзовых карапуза на чаше ухватились
за металлическую трубу
словно не замечая что она бездействует
вода если и льется то внутрь
во время дождя
в чаше фонтана ни одного листка
все чисто прибрано
неподалеку на постаменте Михаил Таль
то ли бронзовый то ли каменный
давно уже перестал
рассчитывать варианты
и рассеянно смотрит вдаль
он понимает
у этой зимы все равно не выиграть
и даже сыграть вничью будет большой удачей


ПРЯНИЧНЫЙ ГОРОДОК

в Центральном универмаге
построили пряничный городок
в нем есть здания и улицы
из печенья и пряников

скоро наступит две тысячи
десятое Рождество
но я знаю не придут ко мне
в этот праздничный день
ни друзья ни волхвы
ни странники


СУМАСШЕДШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

сумасшедшее стихотворение
танцует на площади

другие стихотворения стоят и смотрят
некоторые проходят мимо
и таких больше
бросив взгляд они тут же отворачиваются
а те что смотрят иногда подают
танцору но чаще нет
и в обоих случаях испытывают
неловкое чувство
хотя им вроде бы не в чем раскаиваться

сумасшедшее стихотворение
танцует на площади

снег валит

две недели
до рождественских праздников


ЗИМНИЙ ЭТЮД

выглянув утром в окно я увидел
четырех ворон на белом снегу

все вокруг было засыпано снегом
и на этом белом снегу
неподвижно стояли четыре вороны

от окружавшей их белизны
они казались совсем черными


РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МЕЛАНХОЛИЯ

город завален снегом
у городской думы хватает средств
чтобы сгрести его в кучи
но не хватает на то
чтобы вывезти его из города
я брожу по улицам между сугробами
словно Скотт или Амундсен
моя жизнь похожа на экспедицию Нобиле

по словам историков
экспедиция была хорошо подготовлена
но плохие метеоусловия
и возможно технические неполадки
вроде повреждения оболочки
и утечки газа привели к крушению
неподалеку от берегов Земли Франца-Иосифа

оказавшись на льдине
вместе с восемью членами экспедиции
Нобиле по мнению некоторых
не всегда принимал правильные решения
самой последней его ошибкой было то
что он согласился улететь
на спасательном самолете первым

не знаю как бы я поступил на его месте
под Рождество много думаешь о спасении
и мечтаешь о встрече с кем-нибудь вроде ангела
иногда чувствуешь себя Амундсеном
вылетевшим на поиски Нобиле
а иногда Нобиле который вслушивается в метель
пытаясь уловить рокот гидроплана
Амундсена


ТОЧКА ДОСТУПА

в кафе «Депо» приоткрыта дверь войди и увидишь: из посетителей никого только друг барменши лохматый парень на потертом диване песочного цвета раскрыв нотубук работает в интернете

как написано в объявлении здесь свободная зона WiFi кофе дешевый и конечно невкусный за дверью позади стойки кухня внизу танцевальный зал

барменша выходит с другом покурить в «тамбур»

телеэкран под потолком повернут ко мне боком поэтому разглядеть на нем можно немного

до того как зайти сюда я долго бродил по городу хотел сделать себе подарок но ничего не выбрал и на обратном пути решил из любопытства посидеть в кафе где давно не был

воспоминания молодости добавляют декабрьской меланхолии дозу сентиментальности

выпив кофе я возвращаюсь в книжный магазин «Глобус» куда заходил чуть раньше но ушел  с пустыми руками

согретый воспоминаниями о юношеских проделках и поисках беру книги Эллиса Керуака и альбом Ван Гога

две недели до Рождества и три до Нового года
 

ОДИН В ДОМЕ

вещи неподвижны.
все происходит в тишине:

шаги, дыхание,
скрип настила и двери,
шум закипающей воды,
слова, сказанные самому себе,
шуршание бумажного
или пластикового пакета.

жизнь одинокого человека –
это триллер, полный
если не смысла, то саспенса,
рождающегося
из неподвижности предметов
и тишины.

по крайней мере, так это выглядит
со стороны.


ОШИБОЧНЫЙ ВЫБОР РЕЙСА

прогулочный пароходик прокатил меня
от площади Латышских cтрелков
вверх по Даугаве и обратно

я думал что на обратном пути
мы выйдем в залив
и я полюбуюсь морским простором
но мы повернули раньше

оказалось чтобы увидеть залив
нужно взять
билет на другой рейс
который занимает больше времени
и стоит дороже

есть рейсы длинные есть короткие
есть маршруты
на всем протяжении
ограниченные берегами
и есть другие
пролегающие в открытом море

не всегда хватает внимания
чтобы сделать правильный выбор
даже если знаешь что тебе нужно

я сошел с пароходика
и пошел на Домскую площадь
в кафе «13 стульев»
но все места были заняты

побродив по улочкам
я выбрал ресторан «1739»
на Скарню (название указывает
на год возведения здания)
с таким чувством будто мне
как и ресторану
без малого триста лет


ОПТИЧЕСКОЕ ЭХО

сугробы на улицах все больше похожи на камни и скалы испанского побережья которые так любил рисовать Сальвадор Дали

снег тает покрывается грязью и хотя иногда начинает снежить но сугробы тут же темнеют и кажется что видишь те же бурые скалы и камни что и знаменитый сюрреалист

глядя на каталонский пейзаж Дали видел в нем лошадей зверей автомобили рояли арфы а ты глядя на рижские сугробы постарайся увидеть в них испанский пейзаж тот самый который Дали видел на берегу Средиземного моря

главное задать работу воображению и тогда плохая погода не сумеет испортить тебе настроения ты увидишь вокруг не бурые сугробы а коней всадников тигров чудовищ выходящих из моря и почувствуешь себя не усталым обывателем а кем-то вроде знаменитого сюрреалиста или мифического героя

____________________________
     «Морфологическое эхо» – картина С. Дали.


ДЕКАБРЬ

декабрь в душе означает не столько погоду
или зимнее время года, сколько восстание
на центральной площади города: уже давно
там стоят, построившись в каре, декабристы,
и напрасно правительство посылает к ним
парламентеров – полковники, генералы, графы,
князья возвращаются ни с чем; восстание,
начавшееся в декабре, длится уже много лет,
и хотя оно не в силах остановить работу
государственной машины, но замедляет ее,
отвлекая энергию и ресурсы; большинство
правительственных проектов остаются
нереализованными, а если и реализуются,
то не полностью; самое странное, что
восставшие и желали бы договориться с
правительством, но это невозможно, потому
что они сами не знают своих требований;
ситуация нелепа настолько, что не
поддается никакому урегулированию.
декабрь в душе – это что-то вроде
бесконечного триллера, хотя  временами
и кажется ситкомом, вроде «Проблем
роста» и «Задержки в развитии».

–––––––––––––––––––––––––––
     «Проблемы роста» (1985–1992) и «Задержка в развитии» (2003–2006) – американские ситкомы.


КРИСТАП ПО КОЛЕНО В ВОДЕ

1

бывает что город внезапно уходит под воду
со всеми своими домами башнями колокольнями
словно сбывается древнее пророчество
«Рига уйдет под воду как только будет достроена»
никаких берегов река разливается будто море
пасмурное небо над головой будто море второе
одинокий Кристап стоишь по колено или
по грудь в воде и думаешь о своей нелепой судьбе
вернее о том что у тебя судьбы нет вовсе
никакого пророчества не было высказано в день
твоего рождения ты был предоставлен самому себе
жизнь без пророчества без предопределения
похожа на лаву вынужденную ползти
в отсутствие тяготения или на ветер в атмосфере
все части которой выравнены по температуре
жизнь предоставленная самой себе
похожа на мяч которым играет случай

2

если город ушел под воду вечером
дождись рассвета
если такое случилось на рассвете
дождись вечера
поверь все уладится
город поднимется из воды
жизнь войдет в обычное русло
по обе стороны встанут
зеленые берега
небо покажется не таким тусклым

–––––––––––––––––––––––––
     По легенде, Рига возникла благодаря великану Кристапу, построившему первый мост через Даугаву.
     На вопрос: «Достроена ли Рига?» всегда следует отвечать: «Нет» – согласно древнему пророчеству, как только рижане достроят город и объявят об этом, Рига тотчас уйдет под воду.


ГОРОД

город по которому можно бродить
вглядываясь в здания
всматриваясь в лица людей
задавая им вопросы
на которые они никогда не ответят

город чей пульс едва слышен
словно у оперируемого
под наркозом

но если ты в этом городе вырос
ты знаешь места где пульс
стучит словно сердце трубача
после долгого соло

город
в котором так удобно
тосковать по другим городам


ПУСТЫРЬ

зимний вид из окна уныл
пустырь в окружении пятиэтажек завален снегом
в начале января он был роскошно красив
а теперь грязен словно старуха-зима забытая
близкими и дальними родственниками
маленькие елки валяются тут и там
пластиковые пакеты бутылки
проездные талоны
между ними ходят вороны бегают кошки
справляют нужду собаки
жители соседних домов не обращают
на мусор и снег внимания
дворникам тоже нет до пустыря дела
районное домоуправление
лет десять как избавилось от этой территории
а тот кто ее купил
по-видимому не знает что с ней делать

есть в мире такие места
до которых никому нет дела
и есть в мире много людей
до которых никому нет дела

мы-то с тобой читатель не из их числа


НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

встань на одном из углов
перекрестка улиц Гертрудес и Бривибас
и взгляни на церковь Гертруды
на арку входа узкие окна
высокий шпиль
и многочисленные кресты
а потом посмотри на здание
где разместилась
коллекция Патрика Хеллмана

здание будто облицовано стеклом
снизу доверху
экая красота
магазин на первом этаже
а что находится выше не знаю
может быть офисы
когда-нибудь я рассмотрю коллекцию
Патрика повнимательнее
и прочитаю таблички у входа
тогда я расскажу тебе
что скрывается за стеклом

а теперь взгляни по диагонали
на розово-белый дом
он похож на торт
или пирожное
такой архитектурный десерт
я думаю это розовый неоклассицизм
с элементами белого рококо
или наоборот
будем считать что так оно и есть
все равно у меня нет лучшего определения
этого стиля

дом на третьем углу примечателен
своей башенкой
круглое окно-иллюминатор
делает ее похожей
на лодку капитана Немо
как она оказалась там наверху
будто ноев ковчег
на горе Арарат
ты ведь знаешь эту историю с ковчегом
и еще она похожа на шлем

есть в ней что-то сходное и со знаменитым
красным куполом Брунеллески
на флорентийском соборе
или зеленым куполом на картине Дали
той где пять длинноногих слонов
несут на своих спинах разные штуковины
чашу обелиск
и постройки в духе Палладио
а впереди них конь
поднявшийся на дыбы
а перед конем
святой Антоний с крестом в руке
и нимбом над головой
обнаженный бородатый решительный

ты конечно заметила
что мы вернулись к тому с чего начали
к церкви Гертруды и ее крестам

возможно ты думаешь
что пока мы переводили взгляд
от дома к дому
по часовой стрелке
я забыл о своем обещании
выяснить кто платит за аренду
верхних этажей здания
на углу Бривибас и Гертрудес
того самого где
располагается магазин PHC
и чей сплошь остекленный фасад
похож на фотоэлементы
солнечной батареи
или брюшко какого-то фантастического
насекомого

ты ошибаешься

––––––––––––––––––––––––––––
     PHC (Patrick Hellmann Collection) – модное дизайн-ателье (Германия).


ОТТЕПЕЛЬ

после обильных снегопадов
которые шли
с перерывами целый месяц
началась оттепель
снег принялся таять
город стал похож на солдата
в камуфляжной форме
ползущего весной по болоту
где-то на Среднем Севере
то ли он дезертировал
то ли его рота
была разбита в бою
с превосходящим по силе
противником

настроение в такое погоду портится
жизнь как бы никнет

в такую погоду не выбраться за город
точнее выбраться можно
да незачем
никакого удовольствия не получишь
от загородной прогулки
потому что за городом
все выглядит приблизительно так же

нечего делать
в привычных местах уик-эндов
в Юрмале Сигулде
разве что сидеть в барах
придумывая новые коктейли

на этих широтах точнее
в этих местах
время иногда останавливается
страна как бы дезертирует
из истории
хотя время вроде бы должно
везде двигаться одинаково
независимо
от географических координат
и погодных условий


РИЖСКИЕ БАРМЕНЫ

в Риге почему-то не попадаются
общительные бармены
вроде тех, каких часто видишь
в голливудских фильмах.
рижские бармены неразговорчивы,
хотя и безупречно вежливы.

может, это и к лучшему.
все равно я не стал бы обсуждать
с барменом результаты
футбольных матчей,
жаловаться на низкую зарплату
или характер своей подруги,
не стал бы выспрашивать у него
имя какого-нибудь посетителя,
как это часто делают сыщики
в голливудских фильмах.

обычно я выбираю место
за маленьким столиком у окна
и смотрю на прохожих,
а если кафе размещается в подвале,
то сажусь где-нибудь в углу,
пью коньяк и смотрю в никуда
или на бармена
и других посетителей.

мне не то чтобы хорошо,
а как-то спокойно.
такой уж у меня характер –
я люблю одиночество.

приглядитесь – и поймете:
рядом со мной никого,
но я не похож
на человека с картины
Эдварда Хоппера.

–––––––––––––––––––––––––––
     Эдвард Хоппер (1882 – 1967) – американский художник. «Герои картин Эдварда Хоппера — это разочарованные, одинокие, опустошенные, застывшие люди, изображенные в барах, кафе, гостиницах». – Википедия.


ОДИНОЧЕСТВО НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ

поздним вечером
около двадцати двух часов
зимой
на Центральном рынке
безлюдно
как в Ракун-сити

пустые прилавки вроде
каталок в морге

торговые павильоны лежат
на земле огромными
дирижаблями подбитыми
в каком-то давнем
сражении

у входа на рынок чернеют
трамвайные рельсы ведущие
в никуда

в канале блестит
ледяная вода

и одиноко светится
будка
с автоматом
по обмену валюты

_________________________
     1. Павильоны Рижского центрального рынка представляют собой реконструированные ангары для хранения дирижаблей.
     2. Ракун-сити – вымышленный город в фильме «Обитель зла: Апокалипсис» (2004), подвергшийся заражению опасным вирусом.


Рецензии