Антигерой
1.
Литература очень долгое время была огромной сагой о преодолении человеком негативных явлений или о формах его поражения в столкновении с действительностью, средой, людьми и с противоречиями собственной души. Вот почему противостоящие человеку силы изначально были чрезвычайно важны во всех своих смыслах. Произведение в котором нет конфликта ужасно скучное произведение, чистое графоманство, нечто,что хорошо только в малых дозах. Эту особенность хорошо выражает уже фольклор, например сказка. Она подводит слушателя или читателя к финалу - благополучному разрешению конфликта - и сразу же наступает конец исто рии. Стало быть,антигерой в литературе намного важнее героя, положительного персонажа,-он стимулирует и определяет действия персонажа, в ответ на причинённое ему зло, выявляет особенности положительного персонажа и силу добра или зла в мире и жизни людей. Антигерой - символ, представитель вселенского зла, принципа разрушения и тем самым он выявляет характер, природу, особенности, силу зла в мире. Чем сильнее и умнее противник, тем больше почёта отдаётся тому, кто его победит.
Антигерой есть система принципов зла, отталкиваясь от которой мы более лучшим образом познаём и противоположное -принципы добра. Только поняв особенности врага, мы познаём и особенности друга.
В силу всего вышесказанного, литературу можно определить, как теорию конфликта и его разрешения, в худшем случае - истории поражения человека, в его столкновении с тьмой. Если в жизни такое поражение однозначно негативно, то в литературе гибель личности может быть её триумфом, моральной победой, символом мужества,стойкости Добра, одним словом - прославлением героики Духа. Трагедия всегда оптимистична, поскольку через гибель лично- сти утверждает её величие,значимость добра в мире.
Как современники представляют себе негативного персонажа, выявляет их менталитет, особенности психологии и систему ценностей.
Особый случай изображения отрицательного персонажа его превращения, под влияниям всяких причин, в персонажа положительного; преображение, раскаяние, противоречивость характера не только делают литературную личность "живой", но и показывают силу добра в мире и душе человека. Сквозь тернии к звёздам -разве это не возвеличивает сам путь человека к Добру ?
Итак,в литературных сюжетах Добро не может обойтись без Зла, только в борьбе со злом оно становится Добром истинным. Пессимистическая литература оптимистична, так как гибель личности рассматривает как духовный подвиг и моральную победу Добра в мире. Разумеется, существует и литература ужастиков,литература Эдгара По, в которой сам человек лишь игрушка злых сил, жертва, изначально слабое и ничтожное существо. Но мощь сил Зла не означает их одобрения. Жертва возбуждает сочувствие и тем самым способствует увеличению Добра в мире.
Ранее роль антигероя в литературе была положительной- Антигерой учил человека бороться с ним в мире.Познание Зла усиливает мощь Добра.
Поскольку литературе интересны разные типы сознания, то возможен постепенный переход от чисто отрицательной личности к положительной. Разнообразие характеров и типов людей как раз и делает литературу интересной. В этом аспекте интересен тип персонажа-чудака. С одной стороны это отрицательный персонаж, с другой - положительный. Если закоренелый Злодей однозначно стремится разрушить всё позитивное, то чудак - символ приоритета Души над Материей, духовности над бытом. Вот почему такие песонажи наиболее симпатичны для нас, хотя в жизни мы им подражать бы не стали. Юмор здесь соединён с серьёзностью, а издева тельство с почитанием. Напомню, что изначально на Руси юродивые считались чуть ли не святыми,людьми Бога. А наиболее положительный персонаж уходящей эпохи - "Идиот" у Достоевского.
Другой тип негативного персонажа - марионетка злых сил, человек со слабой силой воли или слабым умом. Он часто хочет добра, а получается зло. Добродетельная Глупость много хуже зла. Ничтожный человек - предел человеческой трагедии. Когда улитка имеет качества улитки, это понятно.Но когда человек имеет характер улитки, это отвратительно. Вот почему персонажи-рабы /рабы духовно, морально!/- это самые отвратительные персонажи во всей литературе.
2.
Итак, примерно до половины 20 в. не смотря ни на что преобладала положительная тенден ция психологического влияния литературного антигероя на читателей.
В новое время в искусстве, и особенно в киноискусстве, сложился особый тип персонажа - негативно-положительный. Здесь уже преобладает негативная тенденция. На потребителей искусства оказывается негативное влияние. Обычно это персонаж комедий, обыватель, в огромной степени тупой и ничтожный, в большой степени аморальный, и вместе с тем такой, который развлекает зрителя, к которому возникает у зрителей положительное отношение. Достаточно упомянуть телесериалы "Моя прекрасная няня","Моя любимая ведьма"/ муж ведьмы /, "Джинн дома", "Папины дочки" | Главные героини этого, последнего из перечисленных, талантливого по своему сериала не только чрезвычайно тупы, но и абсолютно циничны; например, там имеет место такой диалог: "Маша, что тебе важнее папины чувства или работа?" - "Работа. За папины чувства мне никто не платит". С развлекаловкой, тем эффективней внедряется в подсознание зрителя кодекс современного Потребителя /.
Мир становится диалектичнее, полностью осознан факт, что человек в душе смесь добра и зла. Вместе с тем грани добра-зла размываются, уже хочется подражать в жизни этим тупым-симпатичным. Зло кажется не таким могучим, когда над ним потешаются, когда оно возникает в потешном и глупом виде. Современные комедии,в отличии от старых, отличаются тем, что формируют у зрителя положительное, добродушное,отношение ко Злу, к мещанству и пошлости. Я далёк от мысли что-либо запрещать.Я лишь констатирую изменение менталитета современных людей, их особенное отношения к действительности. Психология порока, выгоды, мещанства не только не исчезла в новом веке, а напротив - усилилась. Когда жить трудно или скучно эгоцентризм и эмпиризм приобретают особенное значение,становятся способом выживания и благополучия. В такой ситуации литература, искусство, телевидение уже не в силах сохра- нить высоту Духа и нравственность.Они уже призваны выработать у их потребителей психоло-гическое привыкание к корысти, пошлости и глупости. И это осуществляется прежде всего в жанре комедии. Развлекая, современная комедия незаметно создаёт у зрителей склонность и привычку к циничныму и пошлому отношению к людям, даже к близким. Образцы даны. Искусство влияет на жизнь, точно также, как жизнь на искусство. Комедии могли повлиять таким образом на людей и раньше. Но психология зрителей была иной, получше, чем сейчас. И акцент ставили всё же на положительном. Антигерой ещё не выдаваллся за героя, им не любовались. Сатира была существеннее "просто развлечения". Пока психология масс не изме нится к лучшему, эта негативная тяга к антигерою и антигероическому не иссякнет - на телевиденье, в литературе, в театре. Имеются в виду, конечно, не классические, а совре менные сочинения. Запреты и коррекции не помогут. Всё это вместе можно назвать современ ной деградацией искусства, которая есть следствие моральной деградации человека вообще. Чем талантливее продукция творчества, тем более оно оказывает тёмное влияние на темную душу потребителя, если в центре этих "шедевров" ставится положительное отношение к антигерою, а сатира вдруг приобретает значение добродушного юмора. Это необходимое следствие всеобщей усталости от "морали".
Свидетельство о публикации №111062305819