Двухнедельное ревью 48. Обзор Ирины Зиновьевны

_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

 день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
 день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
 день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
 день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
 день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.




 ***** Обозреватель  Ирина Зиновьевна   http://www.stihi.ru/avtor/irapek



Ну вот - что смогла, не обессудьте))

 «мои» пять стихотворений:

 1. Михаил Микаэль ИОСИФ http://www.stihi.ru/2011/04/18/391

 Это именно полотно. И, повторюсь, полотно замечательное!

 Поскольку возможноть «группировки» строф уже обсуждалась под стихом, здесь я позволила себе разделить этот текст на пять частей, чтобы удобнее было говорить, возможно, автор разделил бы чуть иначе, но думаю, что я не очень ошиблась.

 1.
 Нет граней – запада, востока,
 Сторон у пирамиды нет,
 Когда под утро, одиноко,
 Жрец поднимает к небу свет:

 Шар солнечный замкнув в ладони,
 Он тайные поет слова,
 И тьму до вечера хоронит,
 И день зовет – повелевать…

 Еще заря, еще пустынны
 Миры, пространства, времена,
 Планет изогнутые спины
 В садах цветущего огня

 Видны – как будто бы улитки,
 Зеленой лиственной тропой,
 Ползут под голос желтой скрипки
 И метрономов разнобой…

 2.
 Но только в крае мертвой глины,
 Над морем сонным у песка,
 Дадут движенье птицы… клином
 Умчатся в дальние века –

 И сразу, как по мановенью,
 Очнутся люди в городах,
 На рынках и в глухих селеньях
 Для варки закипит вода,

 И наползая, крик гортанный
 Слой нижний воздуха займет,
 И радостью от речи ранней
 Светила поторопят ход,

 3.
 Диск высветит в песках дорогу,
 Где цепью замысла идет
 Иакова семейство… боги,
 Чужие, в ненавистный год,

 Смеются – лики их зверины,
 И проступают в пустоте,
 Так сквозь стеклянные витрины
 Заходит в штопоре метель –

 На высоте раскинув руки,
 И во вращенье сверху вниз,
 Она высверливает кругом
 Лаз в защищенность, то есть в жизнь,

 В те недра, где бывал Иосиф,
 Соединяя сны в слова…
 Ветвь плодоносная, что в росах
 Из слез растит свои права…

 4.
 Дорога и песчаный пепел,
 И раскаленная метель,
 Сны фараоновы нелепы,
 Но в лаз уходят, в немоте.

 Слепой тюремной тьмой Иосиф,
 За снами бога, в глубину
 Спускается. Повсюду осень –
 «Найду ли истину одну?»

 И облака над облаками,
 Как подсознанья этажи –
 Вот башня Вавилона, с нами,
 Недолговечная как жизнь.

 Ныряет слово - в каждом слое
 Другие тянутся к нему,
 И лазом вверх идут по двое,
 Скорей, к сияющему дню,

 К блистающим на солнце зданьям
 По интуиции тропе…
 Тая магическое знанье
 Иосиф выдает ответ…

 5.
 Тропою долгою Иаков
 Ведет усталых сыновей,
 Но раньше, чем Иосиф плакать
 Начнет – вот истина,видней

 Она чем сан и спесь вельможи –
 Египетского мудреца:
 "Мой сбылся сон". Мороз по коже,
 Иосиф узнает отца,

 И смотрит через сны Иаков,
 Бормочет, шепчет он: «Рахиль!
 Наш сын в Египте. Выше магов.
 И это правда»… Через пыль

 Времен, расщелины, продленья,
 Сквозь откровений облака,
 Промчатся птицы, сядут мерно
 На ветках – будущих веках.

 Теперь небольшой комментарий – как я его воспринимаю (но даже и только мое восприятие здесь отражено неполно – на то и стихи, собственно :).
 1. Это я бы условно назвала просто «начало», ну или, может быть «творение». Еще ничего не определено: «Нет граней – запада, востока, Сторон у пирамиды нет», «Еще заря, еще пустынны Миры, пространства, времена». И, конечно, образ настраивающегося оркестра «Под метрономов разнобой». (Здесь можно было бы еще поговорить про поклонение солнцу в Египте, но думаю, что автор сделает это лучше меня).
 2. Импульс. Взмах дирижерской палочки – «Дадут движенье птицы… клином Умчатся в дальние века» – музыка началась (заметим птиц), «Светила поторопят ход» и вступит основная тема –
 3. Путь. Сюжетно – это путь Иакова с семейством к Иосифу. Внутренне – конечно, путь зерна, а потом – ростка. И это уже путь и Иакова, и самого Иосифа, а точнее Израиля в целом («Ветвь плодоносная, что в росах Из слез растит свои права…»). Путь зерна идет через смерть, и смерть – причиняется чем-то, например, атакой метели чужих богов, пробивающей «лаз в защищенность, то есть в жизнь», да и много найдется такого, что ее причинит. Но превратиться в ветку иначе невозможно.
 4. «Лаз» составляет личный «сюжетный» путь Иосифа, путь вещих снов. Эту часть я бы назвала «поиск», «тайное». Композиционно – это центр и «главный смысл» стиха. Ты ныряешь в лаз, под землю, под-сознанье... И – выныриваешь
 5. с ответом – который поверяется только «явным». Тем, что ветка (ветки) выросли, и не просто выросли, а давшие движенье птицы расселись на них.

 Тут я не могу не вспомнить притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает больше всех злаков – дерево, такое что птицы прилетают и укрываются в его ветвях.
 Но вдруг автор о ней не думал? – ну, значит, не думая попал, «по интуиции», как Иосиф :)
 .

 2. Сергей Богомолов Причастие http://stihi.ru/2008/04/20/1365

 Всё проходит : тоска по стихам и растерянность
 от того, что не пишешь стихи.
 Отдаляешься,
 или касаешься берега
 для других сокровенной реки —
 понимаешь :
 волна её — это движенье,
 причащаешься, — как ? — Бог весть.
 Но везде — в волосах, на губах, в коленях —
 ощущаешь : ты здесь.
 Ты есть.

 Даже не буду ничего комментировать – по-моему отличное, очень живое, точное стихотворение. Абсолютная простота средств и абсолютная достоверность главного – финала. Спасибо, Сергей!
 .

 3. Джоу Вен Бо. "Каллиграфия" http://www.stihi.ru/2011/06/28/8196

 Приведу здесь текст в первоначальной редакции, поскольку с тушечницей я все же не согласна.

 1.
 ночь
 на улице такое небо
 что впору брать лучшую кисточку
 стакан тепловатой воды
 и пару листов плотной белой бумаги
 ибо плохо ложится такая тушь
 абы как да абы на что

 2.
 странно слушать этот ветер
 влажный словно кашель гриппующего
 но я всё равно держу открытой форточку
 мне нравится этот кашель
 и я не боюсь заболеть

 уже какой вечер я не слушаю музыку
 читаю разные книги
 молчу
 и порой
 на старых своих фотографиях
 пишу иероглиф "зеркало"
 когда становится грустно

 3.
 возможно так жить нельзя
 но не человек ли пишет свою историю?
 он напишет счастье - и будет счастье
 он напишет любовь - и придёт любовь
 и стихи и проза на всех языках
 написаны в ожидании

 ожидание смерти - самое страшное
 человек написавший смерть
 в своём мятом блокнотике
 на грани отчаяния
 смутно догадывается о том
 что не будет смерти

 будут слова
 осыпающиеся словно пудра
 .

 Несмотря на название, у меня этот стих ассоциируется с высыхающей акварелью.
 Автор постепенно его (стих) «дорабатывает», но, мне кажется, главное – ощущение процесса высыхания влажного, которое в конце настолько высыхает, что даже осыпается – уже в первой редакции случилось, и вот как бы его за редактированием не потерять))
 .
 4. Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2011/01/04/2065

 золотая птица

 от реки белой
 до горы белой
 один шаг
 и не сделать

 от горы черной
 до реки черной
 один шаг

 на ладонь садится
 птица золотая
 говорит
 разучилась
 летать

 Ну, что называется, почувствуйте разницу. Если там была высыхающая акварель, то тут – клинопись, выбитая на скале (как бехистунская надпись - 25 веков уже не осыпается и при том на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском:)).
 .
 .
 .

 И, наконец, текст, который стоит несколько особняком

 5. Майя Некрасова ЧАПАЕВ http://www.stihi.ru/2011/06/18/6057

 посмотришь в даль однажды из окна
 и ты уже убит и ты в ней на-
 всегда прописан не пытаясь даже
 ногой нащупать что-то вроде дна

 в тебе урал опорный и густой
 плеснувший как из кружки пустотой
 и вашу связь навязанную свыше
 нельзя назвать ни легкой ни простой

 и потому не ведая зачем
 твой взгляд блуждает в ельнике морфем
 где ты давно без сна и аппетита
 завис меж этим берегом и тем

 глубоководный корчится урал
 лизнув лица бессмысленный овал
 в который смерть как в зеркальце гляделась
 пока ее ты в губы целовал

 а все вокруг кино и домино
 слепая рыба тычется в окно
 и передернув зябкими плечами
 ты медленно планируешь на дно
 .

 Особняком он у меня стоит потому, что все-таки он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». Но если это и пародия, то, повторюсь, хорошая. А вот если не пародия, тогда хотелось бы чуть большей глубины. Возможно, именно об этом говорил под стихом Георг. Я понимаю, что совет расплывчатый, но к сожалению, вряд ли смогу его сформулировать четче.
 .

 Всем – огромное спасибо!


Рецензии
Ну вот - что смогла, не обессудьте))

«мои» пять стихотворений:

1. Михаил Микаэль ИОСИФ http://www.stihi.ru/2011/04/18/391

Это именно полотно. И, повторюсь, полотно замечательное!

Поскольку возможноть «группировки» строф уже обсуждалась под стихом, здесь я позволила себе разделить этот текст на пять частей, чтобы удобнее было говорить, возможно, автор разделил бы чуть иначе, но думаю, что я не очень ошиблась.

1.
Нет граней – запада, востока,
Сторон у пирамиды нет,
Когда под утро, одиноко,
Жрец поднимает к небу свет:

Шар солнечный замкнув в ладони,
Он тайные поет слова,
И тьму до вечера хоронит,
И день зовет – повелевать…

Еще заря, еще пустынны
Миры, пространства, времена,
Планет изогнутые спины
В садах цветущего огня

Видны – как будто бы улитки,
Зеленой лиственной тропой,
Ползут под голос желтой скрипки
И метрономов разнобой…

2.
Но только в крае мертвой глины,
Над морем сонным у песка,
Дадут движенье птицы… клином
Умчатся в дальние века –

И сразу, как по мановенью,
Очнутся люди в городах,
На рынках и в глухих селеньях
Для варки закипит вода,

И наползая, крик гортанный
Слой нижний воздуха займет,
И радостью от речи ранней
Светила поторопят ход,

3.
Диск высветит в песках дорогу,
Где цепью замысла идет
Иакова семейство… боги,
Чужие, в ненавистный год,

Смеются – лики их зверины,
И проступают в пустоте,
Так сквозь стеклянные витрины
Заходит в штопоре метель –

На высоте раскинув руки,
И во вращенье сверху вниз,
Она высверливает кругом
Лаз в защищенность, то есть в жизнь,

В те недра, где бывал Иосиф,
Соединяя сны в слова…
Ветвь плодоносная, что в росах
Из слез растит свои права…

4.
Дорога и песчаный пепел,
И раскаленная метель,
Сны фараоновы нелепы,
Но в лаз уходят, в немоте.

Слепой тюремной тьмой Иосиф,
За снами бога, в глубину
Спускается. Повсюду осень –
«Найду ли истину одну?»

И облака над облаками,
Как подсознанья этажи –
Вот башня Вавилона, с нами,
Недолговечная как жизнь.

Ныряет слово - в каждом слое
Другие тянутся к нему,
И лазом вверх идут по двое,
Скорей, к сияющему дню,

К блистающим на солнце зданьям
По интуиции тропе…
Тая магическое знанье
Иосиф выдает ответ…

5.
Тропою долгою Иаков
Ведет усталых сыновей,
Но раньше, чем Иосиф плакать
Начнет – вот истина,видней

Она чем сан и спесь вельможи –
Египетского мудреца:
"Мой сбылся сон". Мороз по коже,
Иосиф узнает отца,

И смотрит через сны Иаков,
Бормочет, шепчет он: «Рахиль!
Наш сын в Египте. Выше магов.
И это правда»… Через пыль

Времен, расщелины, продленья,
Сквозь откровений облака,
Промчатся птицы, сядут мерно
На ветках – будущих веках.

Теперь небольшой комментарий – как я его воспринимаю (но даже и только мое восприятие здесь отражено неполно – на то и стихи, собственно :).
1. Это я бы условно назвала просто «начало», ну или, может быть «творение». Еще ничего не определено: «Нет граней – запада, востока, Сторон у пирамиды нет», «Еще заря, еще пустынны Миры, пространства, времена». И, конечно, образ настраивающегося оркестра «Под метрономов разнобой». (Здесь можно было бы еще поговорить про поклонение солнцу в Египте, но думаю, что автор сделает это лучше меня).
2. Импульс. Взмах дирижерской палочки – «Дадут движенье птицы… клином Умчатся в дальние века» – музыка началась (заметим птиц), «Светила поторопят ход» и вступит основная тема –
3. Путь. Сюжетно – это путь Иакова с семейством к Иосифу. Внутренне – конечно, путь зерна, а потом – ростка. И это уже путь и Иакова, и самого Иосифа, а точнее Израиля в целом («Ветвь плодоносная, что в росах Из слез растит свои права…»). Путь зерна идет через смерть, и смерть – причиняется чем-то, например, атакой метели чужих богов, пробивающей «лаз в защищенность, то есть в жизнь», да и много найдется такого, что ее причинит. Но превратиться в ветку иначе невозможно.
4. «Лаз» составляет личный «сюжетный» путь Иосифа, путь вещих снов. Эту часть я бы назвала «поиск», «тайное». Композиционно – это центр и «главный смысл» стиха. Ты ныряешь в лаз, под землю, под-сознанье... И – выныриваешь
5. с ответом – который поверяется только «явным». Тем, что ветка (ветки) выросли, и не просто выросли, а давшие движенье птицы расселись на них.

Тут я не могу не вспомнить притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает больше всех злаков – дерево, такое что птицы прилетают и укрываются в его ветвях.
Но вдруг автор о ней не думал? – ну, значит, не думая попал, «по интуиции», как Иосиф :)
.

2. Сергей Богомолов Причастие http://stihi.ru/2008/04/20/1365

Всё проходит : тоска по стихам и растерянность
от того, что не пишешь стихи.
Отдаляешься,
или касаешься берега
для других сокровенной реки —
понимаешь :
волна её — это движенье,
причащаешься, — как ? — Бог весть.
Но везде — в волосах, на губах, в коленях —
ощущаешь : ты здесь.
Ты есть.

Даже не буду ничего комментировать – по-моему отличное, очень живое, точное стихотворение. Абсолютная простота средств и абсолютная достоверность главного – финала. Спасибо, Сергей!
.

3. Джоу Вен Бо. "Каллиграфия" http://www.stihi.ru/2011/06/28/8196

Приведу здесь текст в первоначальной редакции, поскольку с тушечницей я все же не согласна.

1.
ночь
на улице такое небо
что впору брать лучшую кисточку
стакан тепловатой воды
и пару листов плотной белой бумаги
ибо плохо ложится такая тушь
абы как да абы на что

2.
странно слушать этот ветер
влажный словно кашель гриппующего
но я всё равно держу открытой форточку
мне нравится этот кашель
и я не боюсь заболеть

уже какой вечер я не слушаю музыку
читаю разные книги
молчу
и порой
на старых своих фотографиях
пишу иероглиф "зеркало"
когда становится грустно

3.
возможно так жить нельзя
но не человек ли пишет свою историю?
он напишет счастье - и будет счастье
он напишет любовь - и придёт любовь
и стихи и проза на всех языках
написаны в ожидании

ожидание смерти - самое страшное
человек написавший смерть
в своём мятом блокнотике
на грани отчаяния
смутно догадывается о том
что не будет смерти

будут слова
осыпающиеся словно пудра
.

Несмотря на название, у меня этот стих ассоциируется с высыхающей акварелью.
Автор постепенно его (стих) «дорабатывает», но, мне кажется, главное – ощущение процесса высыхания влажного, которое в конце настолько высыхает, что даже осыпается – уже в первой редакции случилось, и вот как бы его за редактированием не потерять))
.
4. Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2011/01/04/2065

золотая птица

от реки белой
до горы белой
один шаг
и не сделать

от горы черной
до реки черной
один шаг

на ладонь садится
птица золотая
говорит
разучилась
летать

Ну, что называется, почувствуйте разницу. Если там была высыхающая акварель, то тут – клинопись, выбитая на скале (как бехистунская надпись - 25 веков уже не осыпается и при том на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском:)).
.
.
.

И, наконец, текст, который стоит несколько особняком

5. Майя Некрасова ЧАПАЕВ http://www.stihi.ru/2011/06/18/6057

посмотришь в даль однажды из окна
и ты уже убит и ты в ней на-
всегда прописан не пытаясь даже
ногой нащупать что-то вроде дна

в тебе урал опорный и густой
плеснувший как из кружки пустотой
и вашу связь навязанную свыше
нельзя назвать ни легкой ни простой

и потому не ведая зачем
твой взгляд блуждает в ельнике морфем
где ты давно без сна и аппетита
завис меж этим берегом и тем

глубоководный корчится урал
лизнув лица бессмысленный овал
в который смерть как в зеркальце гляделась
пока ее ты в губы целовал

а все вокруг кино и домино
слепая рыба тычется в окно
и передернув зябкими плечами
ты медленно планируешь на дно
.

Особняком он у меня стоит потому, что все-таки он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». Но если это и пародия, то, повторюсь, хорошая. А вот если не пародия, тогда хотелось бы чуть большей глубины. Возможно, именно об этом говорил под стихом Георг. Я понимаю, что совет расплывчатый, но к сожалению, вряд ли смогу его сформулировать четче.
.

Всем – огромное спасибо!

Ириназиновьевна Рецензии   05.07.2011 00:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Такой полный разбор не может не радовать, и членения по частям совпадает с моими представлениями. Сравнение с оркестром - я рад тому, что это замечено... Благодарю вас и за проведение ревю, очень хорошее, вы вложили много труда, возможно, что и вам нечто оказалось полезным или интересным...

Отдельно - мерси за поздравления мне. Это приятно, что скрывать...))

Михаил Книжный   05.07.2011 06:58   Заявить о нарушении
пожаллста, Ирина :-),
и - в свою очередь - СпасиБо вам : с вами классно было
(особенно на контрасте с предыдущим ревьюером).

Свой личный опыт общения выразил бы так : очень немногословно
и продуктивно ;-). Я вот как-то без дурашливости не умею,
полагая, что в этаком стиле всегда можно доброе отношение к
собеседнику выказать, а вам удаётся то жеж самое, но - всерьёз :
хорошо, глубоко и по-доброму.

***по поводу же Чапаева, то - нет, это не стёб и не пародия,
это вполне экзистецы... сейчас выговорю только - экзистенциальное стихо : ну, не всегда жеж хватает сил жызненных существовать между этими постоянными "кино и домино".
По-моему, об этом автор нам здесь хотел рассказать.***

Сергей Богомолов   05.07.2011 07:08   Заявить о нарушении
он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». (c)
Cпасибо, Ирина, за) За все то есть)
"Некий мейнстрим" сегодня, на мой мало просвещенный взгляд - это что-то близкое к рифмованной прозе. Мне же больше по душе что-нибудь помелодичнее)
Про глубину сказать ничего не могу, на сегодняшний день это одно из лучших моих стихов, а значит, другие глубины мне, увы и ах, неведомы (

Майя Некрасова   05.07.2011 15:04   Заявить о нарушении
Майя, ну, возможно, это исключительно мои проблемы, что оно мне кажется пародийным, так что не принимайте особо близко к сердцу))
Сергей, Михаил, спасибо за добрые слова! :)

Ирина Зиновьевна   05.07.2011 18:36   Заявить о нарушении
Ирина! Спасибо Вам огромное :))) Чудесное ревью, было очень интересно. На мой взгляд, одно из лучших. Надеюсь, когда -нибудь потом Вас еще раз заманить :))))

Аюна Аюна   05.07.2011 20:54   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Аюн (и отдельное за клинописную птичку) :))
И всем авторам!

Ирина Зиновьевна   05.07.2011 22:05   Заявить о нарушении
Нет, не только авторам)) - еще Ануке спасибо, без ее голоса наш оркестрик был бы весьма не полон :))

Ирина Зиновьевна   05.07.2011 22:17   Заявить о нарушении
Да, Ане отдельное мерси))Замечательные мысли и отличный она полемист...

Михаил Микаэль   05.07.2011 23:40   Заявить о нарушении
ага, спасибо всем за критику и моего стишка, - я тоже её учёл и одно слово поменял (возможно, как-нибудь позже поменяю и ещё что-нибудь в нём, когда дозрею :)

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   06.07.2011 00:43   Заявить о нарушении
и мне все очень понравилось))
вообще я давно заметила, что обсуждать чужие стихи гораздо интереснее, чем свои собственные.

Микаэль, с днем рождения))
с вами очень здорово. особенно я обожаю, когда вы в разговорах всякие сценки разыгрываете. и мысли подкидываете. я уже на блк рассказывала, что представляю многих авторов в виде сущностей.
так вот вы у меня Истопник.
с вязанкой дров,да-да.. проходите к печке.. ворчите немножко - вооот.. весь дом выстудили.. ишь!!
подкидываете дровишек - глядишь и опять всё ярко разгорелось.

Анука   06.07.2011 01:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Аня. Истопник и есть - точно)) У нас старый дом был, в самом центре, но с печкой. И я вечно таскал поленья, потом печку разжигал... и диван был напротив печной дверцы, я и смотрел на огонь. Так что очень вы вкрно. Конечно, если чуток не разыграть сценку, то всем будет скучно))

Георг - у меня на твое стихотворение свой взгляд, я его высказал. Превосходные стихи! Но - таково мнение ведущего, это его право... Главное в ревю - сам разговор, ты верно говорил мне, и, основное стихи, их читают, обсуждают. Когда общая интонация дружественная, то просто отлично.

Михаил Микаэль   06.07.2011 09:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.