Двухнедельное ревью 48. Обзор Ирины Зиновьевны
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.
***** Обозреватель Ирина Зиновьевна http://www.stihi.ru/avtor/irapek
Ну вот - что смогла, не обессудьте))
«мои» пять стихотворений:
1. Михаил Микаэль ИОСИФ http://www.stihi.ru/2011/04/18/391
Это именно полотно. И, повторюсь, полотно замечательное!
Поскольку возможноть «группировки» строф уже обсуждалась под стихом, здесь я позволила себе разделить этот текст на пять частей, чтобы удобнее было говорить, возможно, автор разделил бы чуть иначе, но думаю, что я не очень ошиблась.
1.
Нет граней – запада, востока,
Сторон у пирамиды нет,
Когда под утро, одиноко,
Жрец поднимает к небу свет:
Шар солнечный замкнув в ладони,
Он тайные поет слова,
И тьму до вечера хоронит,
И день зовет – повелевать…
Еще заря, еще пустынны
Миры, пространства, времена,
Планет изогнутые спины
В садах цветущего огня
Видны – как будто бы улитки,
Зеленой лиственной тропой,
Ползут под голос желтой скрипки
И метрономов разнобой…
2.
Но только в крае мертвой глины,
Над морем сонным у песка,
Дадут движенье птицы… клином
Умчатся в дальние века –
И сразу, как по мановенью,
Очнутся люди в городах,
На рынках и в глухих селеньях
Для варки закипит вода,
И наползая, крик гортанный
Слой нижний воздуха займет,
И радостью от речи ранней
Светила поторопят ход,
3.
Диск высветит в песках дорогу,
Где цепью замысла идет
Иакова семейство… боги,
Чужие, в ненавистный год,
Смеются – лики их зверины,
И проступают в пустоте,
Так сквозь стеклянные витрины
Заходит в штопоре метель –
На высоте раскинув руки,
И во вращенье сверху вниз,
Она высверливает кругом
Лаз в защищенность, то есть в жизнь,
В те недра, где бывал Иосиф,
Соединяя сны в слова…
Ветвь плодоносная, что в росах
Из слез растит свои права…
4.
Дорога и песчаный пепел,
И раскаленная метель,
Сны фараоновы нелепы,
Но в лаз уходят, в немоте.
Слепой тюремной тьмой Иосиф,
За снами бога, в глубину
Спускается. Повсюду осень –
«Найду ли истину одну?»
И облака над облаками,
Как подсознанья этажи –
Вот башня Вавилона, с нами,
Недолговечная как жизнь.
Ныряет слово - в каждом слое
Другие тянутся к нему,
И лазом вверх идут по двое,
Скорей, к сияющему дню,
К блистающим на солнце зданьям
По интуиции тропе…
Тая магическое знанье
Иосиф выдает ответ…
5.
Тропою долгою Иаков
Ведет усталых сыновей,
Но раньше, чем Иосиф плакать
Начнет – вот истина,видней
Она чем сан и спесь вельможи –
Египетского мудреца:
"Мой сбылся сон". Мороз по коже,
Иосиф узнает отца,
И смотрит через сны Иаков,
Бормочет, шепчет он: «Рахиль!
Наш сын в Египте. Выше магов.
И это правда»… Через пыль
Времен, расщелины, продленья,
Сквозь откровений облака,
Промчатся птицы, сядут мерно
На ветках – будущих веках.
Теперь небольшой комментарий – как я его воспринимаю (но даже и только мое восприятие здесь отражено неполно – на то и стихи, собственно :).
1. Это я бы условно назвала просто «начало», ну или, может быть «творение». Еще ничего не определено: «Нет граней – запада, востока, Сторон у пирамиды нет», «Еще заря, еще пустынны Миры, пространства, времена». И, конечно, образ настраивающегося оркестра «Под метрономов разнобой». (Здесь можно было бы еще поговорить про поклонение солнцу в Египте, но думаю, что автор сделает это лучше меня).
2. Импульс. Взмах дирижерской палочки – «Дадут движенье птицы… клином Умчатся в дальние века» – музыка началась (заметим птиц), «Светила поторопят ход» и вступит основная тема –
3. Путь. Сюжетно – это путь Иакова с семейством к Иосифу. Внутренне – конечно, путь зерна, а потом – ростка. И это уже путь и Иакова, и самого Иосифа, а точнее Израиля в целом («Ветвь плодоносная, что в росах Из слез растит свои права…»). Путь зерна идет через смерть, и смерть – причиняется чем-то, например, атакой метели чужих богов, пробивающей «лаз в защищенность, то есть в жизнь», да и много найдется такого, что ее причинит. Но превратиться в ветку иначе невозможно.
4. «Лаз» составляет личный «сюжетный» путь Иосифа, путь вещих снов. Эту часть я бы назвала «поиск», «тайное». Композиционно – это центр и «главный смысл» стиха. Ты ныряешь в лаз, под землю, под-сознанье... И – выныриваешь
5. с ответом – который поверяется только «явным». Тем, что ветка (ветки) выросли, и не просто выросли, а давшие движенье птицы расселись на них.
Тут я не могу не вспомнить притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает больше всех злаков – дерево, такое что птицы прилетают и укрываются в его ветвях.
Но вдруг автор о ней не думал? – ну, значит, не думая попал, «по интуиции», как Иосиф :)
.
2. Сергей Богомолов Причастие http://stihi.ru/2008/04/20/1365
Всё проходит : тоска по стихам и растерянность
от того, что не пишешь стихи.
Отдаляешься,
или касаешься берега
для других сокровенной реки —
понимаешь :
волна её — это движенье,
причащаешься, — как ? — Бог весть.
Но везде — в волосах, на губах, в коленях —
ощущаешь : ты здесь.
Ты есть.
Даже не буду ничего комментировать – по-моему отличное, очень живое, точное стихотворение. Абсолютная простота средств и абсолютная достоверность главного – финала. Спасибо, Сергей!
.
3. Джоу Вен Бо. "Каллиграфия" http://www.stihi.ru/2011/06/28/8196
Приведу здесь текст в первоначальной редакции, поскольку с тушечницей я все же не согласна.
1.
ночь
на улице такое небо
что впору брать лучшую кисточку
стакан тепловатой воды
и пару листов плотной белой бумаги
ибо плохо ложится такая тушь
абы как да абы на что
2.
странно слушать этот ветер
влажный словно кашель гриппующего
но я всё равно держу открытой форточку
мне нравится этот кашель
и я не боюсь заболеть
уже какой вечер я не слушаю музыку
читаю разные книги
молчу
и порой
на старых своих фотографиях
пишу иероглиф "зеркало"
когда становится грустно
3.
возможно так жить нельзя
но не человек ли пишет свою историю?
он напишет счастье - и будет счастье
он напишет любовь - и придёт любовь
и стихи и проза на всех языках
написаны в ожидании
ожидание смерти - самое страшное
человек написавший смерть
в своём мятом блокнотике
на грани отчаяния
смутно догадывается о том
что не будет смерти
будут слова
осыпающиеся словно пудра
.
Несмотря на название, у меня этот стих ассоциируется с высыхающей акварелью.
Автор постепенно его (стих) «дорабатывает», но, мне кажется, главное – ощущение процесса высыхания влажного, которое в конце настолько высыхает, что даже осыпается – уже в первой редакции случилось, и вот как бы его за редактированием не потерять))
.
4. Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2011/01/04/2065
золотая птица
от реки белой
до горы белой
один шаг
и не сделать
от горы черной
до реки черной
один шаг
на ладонь садится
птица золотая
говорит
разучилась
летать
Ну, что называется, почувствуйте разницу. Если там была высыхающая акварель, то тут – клинопись, выбитая на скале (как бехистунская надпись - 25 веков уже не осыпается и при том на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском:)).
.
.
.
И, наконец, текст, который стоит несколько особняком
5. Майя Некрасова ЧАПАЕВ http://www.stihi.ru/2011/06/18/6057
посмотришь в даль однажды из окна
и ты уже убит и ты в ней на-
всегда прописан не пытаясь даже
ногой нащупать что-то вроде дна
в тебе урал опорный и густой
плеснувший как из кружки пустотой
и вашу связь навязанную свыше
нельзя назвать ни легкой ни простой
и потому не ведая зачем
твой взгляд блуждает в ельнике морфем
где ты давно без сна и аппетита
завис меж этим берегом и тем
глубоководный корчится урал
лизнув лица бессмысленный овал
в который смерть как в зеркальце гляделась
пока ее ты в губы целовал
а все вокруг кино и домино
слепая рыба тычется в окно
и передернув зябкими плечами
ты медленно планируешь на дно
.
Особняком он у меня стоит потому, что все-таки он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». Но если это и пародия, то, повторюсь, хорошая. А вот если не пародия, тогда хотелось бы чуть большей глубины. Возможно, именно об этом говорил под стихом Георг. Я понимаю, что совет расплывчатый, но к сожалению, вряд ли смогу его сформулировать четче.
.
Всем – огромное спасибо!
Свидетельство о публикации №111062305099
«мои» пять стихотворений:
1. Михаил Микаэль ИОСИФ http://www.stihi.ru/2011/04/18/391
Это именно полотно. И, повторюсь, полотно замечательное!
Поскольку возможноть «группировки» строф уже обсуждалась под стихом, здесь я позволила себе разделить этот текст на пять частей, чтобы удобнее было говорить, возможно, автор разделил бы чуть иначе, но думаю, что я не очень ошиблась.
1.
Нет граней – запада, востока,
Сторон у пирамиды нет,
Когда под утро, одиноко,
Жрец поднимает к небу свет:
Шар солнечный замкнув в ладони,
Он тайные поет слова,
И тьму до вечера хоронит,
И день зовет – повелевать…
Еще заря, еще пустынны
Миры, пространства, времена,
Планет изогнутые спины
В садах цветущего огня
Видны – как будто бы улитки,
Зеленой лиственной тропой,
Ползут под голос желтой скрипки
И метрономов разнобой…
2.
Но только в крае мертвой глины,
Над морем сонным у песка,
Дадут движенье птицы… клином
Умчатся в дальние века –
И сразу, как по мановенью,
Очнутся люди в городах,
На рынках и в глухих селеньях
Для варки закипит вода,
И наползая, крик гортанный
Слой нижний воздуха займет,
И радостью от речи ранней
Светила поторопят ход,
3.
Диск высветит в песках дорогу,
Где цепью замысла идет
Иакова семейство… боги,
Чужие, в ненавистный год,
Смеются – лики их зверины,
И проступают в пустоте,
Так сквозь стеклянные витрины
Заходит в штопоре метель –
На высоте раскинув руки,
И во вращенье сверху вниз,
Она высверливает кругом
Лаз в защищенность, то есть в жизнь,
В те недра, где бывал Иосиф,
Соединяя сны в слова…
Ветвь плодоносная, что в росах
Из слез растит свои права…
4.
Дорога и песчаный пепел,
И раскаленная метель,
Сны фараоновы нелепы,
Но в лаз уходят, в немоте.
Слепой тюремной тьмой Иосиф,
За снами бога, в глубину
Спускается. Повсюду осень –
«Найду ли истину одну?»
И облака над облаками,
Как подсознанья этажи –
Вот башня Вавилона, с нами,
Недолговечная как жизнь.
Ныряет слово - в каждом слое
Другие тянутся к нему,
И лазом вверх идут по двое,
Скорей, к сияющему дню,
К блистающим на солнце зданьям
По интуиции тропе…
Тая магическое знанье
Иосиф выдает ответ…
5.
Тропою долгою Иаков
Ведет усталых сыновей,
Но раньше, чем Иосиф плакать
Начнет – вот истина,видней
Она чем сан и спесь вельможи –
Египетского мудреца:
"Мой сбылся сон". Мороз по коже,
Иосиф узнает отца,
И смотрит через сны Иаков,
Бормочет, шепчет он: «Рахиль!
Наш сын в Египте. Выше магов.
И это правда»… Через пыль
Времен, расщелины, продленья,
Сквозь откровений облака,
Промчатся птицы, сядут мерно
На ветках – будущих веках.
Теперь небольшой комментарий – как я его воспринимаю (но даже и только мое восприятие здесь отражено неполно – на то и стихи, собственно :).
1. Это я бы условно назвала просто «начало», ну или, может быть «творение». Еще ничего не определено: «Нет граней – запада, востока, Сторон у пирамиды нет», «Еще заря, еще пустынны Миры, пространства, времена». И, конечно, образ настраивающегося оркестра «Под метрономов разнобой». (Здесь можно было бы еще поговорить про поклонение солнцу в Египте, но думаю, что автор сделает это лучше меня).
2. Импульс. Взмах дирижерской палочки – «Дадут движенье птицы… клином Умчатся в дальние века» – музыка началась (заметим птиц), «Светила поторопят ход» и вступит основная тема –
3. Путь. Сюжетно – это путь Иакова с семейством к Иосифу. Внутренне – конечно, путь зерна, а потом – ростка. И это уже путь и Иакова, и самого Иосифа, а точнее Израиля в целом («Ветвь плодоносная, что в росах Из слез растит свои права…»). Путь зерна идет через смерть, и смерть – причиняется чем-то, например, атакой метели чужих богов, пробивающей «лаз в защищенность, то есть в жизнь», да и много найдется такого, что ее причинит. Но превратиться в ветку иначе невозможно.
4. «Лаз» составляет личный «сюжетный» путь Иосифа, путь вещих снов. Эту часть я бы назвала «поиск», «тайное». Композиционно – это центр и «главный смысл» стиха. Ты ныряешь в лаз, под землю, под-сознанье... И – выныриваешь
5. с ответом – который поверяется только «явным». Тем, что ветка (ветки) выросли, и не просто выросли, а давшие движенье птицы расселись на них.
Тут я не могу не вспомнить притчу о горчичном зерне, которое меньше всех семян, а когда вырастет, бывает больше всех злаков – дерево, такое что птицы прилетают и укрываются в его ветвях.
Но вдруг автор о ней не думал? – ну, значит, не думая попал, «по интуиции», как Иосиф :)
.
2. Сергей Богомолов Причастие http://stihi.ru/2008/04/20/1365
Всё проходит : тоска по стихам и растерянность
от того, что не пишешь стихи.
Отдаляешься,
или касаешься берега
для других сокровенной реки —
понимаешь :
волна её — это движенье,
причащаешься, — как ? — Бог весть.
Но везде — в волосах, на губах, в коленях —
ощущаешь : ты здесь.
Ты есть.
Даже не буду ничего комментировать – по-моему отличное, очень живое, точное стихотворение. Абсолютная простота средств и абсолютная достоверность главного – финала. Спасибо, Сергей!
.
3. Джоу Вен Бо. "Каллиграфия" http://www.stihi.ru/2011/06/28/8196
Приведу здесь текст в первоначальной редакции, поскольку с тушечницей я все же не согласна.
1.
ночь
на улице такое небо
что впору брать лучшую кисточку
стакан тепловатой воды
и пару листов плотной белой бумаги
ибо плохо ложится такая тушь
абы как да абы на что
2.
странно слушать этот ветер
влажный словно кашель гриппующего
но я всё равно держу открытой форточку
мне нравится этот кашель
и я не боюсь заболеть
уже какой вечер я не слушаю музыку
читаю разные книги
молчу
и порой
на старых своих фотографиях
пишу иероглиф "зеркало"
когда становится грустно
3.
возможно так жить нельзя
но не человек ли пишет свою историю?
он напишет счастье - и будет счастье
он напишет любовь - и придёт любовь
и стихи и проза на всех языках
написаны в ожидании
ожидание смерти - самое страшное
человек написавший смерть
в своём мятом блокнотике
на грани отчаяния
смутно догадывается о том
что не будет смерти
будут слова
осыпающиеся словно пудра
.
Несмотря на название, у меня этот стих ассоциируется с высыхающей акварелью.
Автор постепенно его (стих) «дорабатывает», но, мне кажется, главное – ощущение процесса высыхания влажного, которое в конце настолько высыхает, что даже осыпается – уже в первой редакции случилось, и вот как бы его за редактированием не потерять))
.
4. Аюна Аюна http://www.stihi.ru/2011/01/04/2065
золотая птица
от реки белой
до горы белой
один шаг
и не сделать
от горы черной
до реки черной
один шаг
на ладонь садится
птица золотая
говорит
разучилась
летать
Ну, что называется, почувствуйте разницу. Если там была высыхающая акварель, то тут – клинопись, выбитая на скале (как бехистунская надпись - 25 веков уже не осыпается и при том на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском:)).
.
.
.
И, наконец, текст, который стоит несколько особняком
5. Майя Некрасова ЧАПАЕВ http://www.stihi.ru/2011/06/18/6057
посмотришь в даль однажды из окна
и ты уже убит и ты в ней на-
всегда прописан не пытаясь даже
ногой нащупать что-то вроде дна
в тебе урал опорный и густой
плеснувший как из кружки пустотой
и вашу связь навязанную свыше
нельзя назвать ни легкой ни простой
и потому не ведая зачем
твой взгляд блуждает в ельнике морфем
где ты давно без сна и аппетита
завис меж этим берегом и тем
глубоководный корчится урал
лизнув лица бессмысленный овал
в который смерть как в зеркальце гляделась
пока ее ты в губы целовал
а все вокруг кино и домино
слепая рыба тычется в окно
и передернув зябкими плечами
ты медленно планируешь на дно
.
Особняком он у меня стоит потому, что все-таки он сильно напоминает хорошую пародию на некий «мейнстрим». Но если это и пародия, то, повторюсь, хорошая. А вот если не пародия, тогда хотелось бы чуть большей глубины. Возможно, именно об этом говорил под стихом Георг. Я понимаю, что совет расплывчатый, но к сожалению, вряд ли смогу его сформулировать четче.
.
Всем – огромное спасибо!
Ириназиновьевна Рецензии 05.07.2011 00:22 Заявить о нарушении
Отдельно - мерси за поздравления мне. Это приятно, что скрывать...))
Михаил Книжный 05.07.2011 06:58 Заявить о нарушении
и - в свою очередь - СпасиБо вам : с вами классно было
(особенно на контрасте с предыдущим ревьюером).
Свой личный опыт общения выразил бы так : очень немногословно
и продуктивно ;-). Я вот как-то без дурашливости не умею,
полагая, что в этаком стиле всегда можно доброе отношение к
собеседнику выказать, а вам удаётся то жеж самое, но - всерьёз :
хорошо, глубоко и по-доброму.
***по поводу же Чапаева, то - нет, это не стёб и не пародия,
это вполне экзистецы... сейчас выговорю только - экзистенциальное стихо : ну, не всегда жеж хватает сил жызненных существовать между этими постоянными "кино и домино".
По-моему, об этом автор нам здесь хотел рассказать.***
Сергей Богомолов 05.07.2011 07:08 Заявить о нарушении
Cпасибо, Ирина, за) За все то есть)
"Некий мейнстрим" сегодня, на мой мало просвещенный взгляд - это что-то близкое к рифмованной прозе. Мне же больше по душе что-нибудь помелодичнее)
Про глубину сказать ничего не могу, на сегодняшний день это одно из лучших моих стихов, а значит, другие глубины мне, увы и ах, неведомы (
Майя Некрасова 05.07.2011 15:04 Заявить о нарушении
Сергей, Михаил, спасибо за добрые слова! :)
Ирина Зиновьевна 05.07.2011 18:36 Заявить о нарушении
Аюна Аюна 05.07.2011 20:54 Заявить о нарушении
И всем авторам!
Ирина Зиновьевна 05.07.2011 22:05 Заявить о нарушении
Ирина Зиновьевна 05.07.2011 22:17 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 05.07.2011 23:40 Заявить о нарушении
Чёрный Георг Трудно Быть Богом 06.07.2011 00:43 Заявить о нарушении
вообще я давно заметила, что обсуждать чужие стихи гораздо интереснее, чем свои собственные.
Микаэль, с днем рождения))
с вами очень здорово. особенно я обожаю, когда вы в разговорах всякие сценки разыгрываете. и мысли подкидываете. я уже на блк рассказывала, что представляю многих авторов в виде сущностей.
так вот вы у меня Истопник.
с вязанкой дров,да-да.. проходите к печке.. ворчите немножко - вооот.. весь дом выстудили.. ишь!!
подкидываете дровишек - глядишь и опять всё ярко разгорелось.
Анука 06.07.2011 01:16 Заявить о нарушении
Георг - у меня на твое стихотворение свой взгляд, я его высказал. Превосходные стихи! Но - таково мнение ведущего, это его право... Главное в ревю - сам разговор, ты верно говорил мне, и, основное стихи, их читают, обсуждают. Когда общая интонация дружественная, то просто отлично.
Михаил Микаэль 06.07.2011 09:20 Заявить о нарушении