Кому и зачем он нужен, этот авангард?
И это относится, конечно, не только к авангарду в музыке, но и в живописи, в скульптуре, литературе. Считается, что авангард необходим, т.к. он раздвигает границы искусства, без него неминуем застой, а это всегда плохо. Ну, хорошо, раздвинули границы и увидели, что на открывшихся новых полях вырос чертополох и другие сорняки. И эти сорняки стали губить и уничтожать те растения, которые люди культивировали и облагораживали долгие тысячелетия. Но им говорят - "не волнуйтесь, просто вы ещё не понимаете всей прелести новых растений: лебеда лучше пшеницы, а кислые, маленькие яблочки-дички вкуснее садовых яблок". Какой же это авангард, какая же это новизна? Это же самое что ни на есть древность и дикость…
Свидетельство о публикации №111062203924
Мировое искусство находится сейчас в состоянии, которое иногда называют эпохой «заката культуры», характеризуемой общемировой тенденцией, которая началась с французского декаданса (в поэзии это творчество Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена). В мировой живописи эта тенденция развивалась от творчества импрессионистов, пост импрессионистов к абстракционистам (можно вспомнить как имена таких зарубежных художников, как Пабло Пикассо, Фернана Леже, Сальвадора Дали; так и нашего Казимира Малевича). Аналогичные явления происходят и в музыке. Распад мелодики, распад сознания, творчество пограничных состояний. Об этой тенденции писали ещё Лев Толстой (в своей замечательной статье «Что такое искусство?) и Иван Бунин (в «Автобиографических заметках» и в целом ряде публицистических статей). Надо сказать, что Иосиф Бродский вполне вписывается в эту тенденцию. Приведём в этой связи следующую мысль Льва Толстого:
«Когда художник всенародный – такой, какими бывали художники греческие или еврейские пророки – сочинял своё произведение, то он, естественно, стремился сказать то, что имел сказать, так чтобы произведение его было понятно всеми людьми. Когда же художник сочинял для маленького кружка людей, находящихся в исключительных условиях,…то он, естественно, старался только о том, чтобы подействовать на этих знакомых ему…людей. И этот более лёгкий способ вызывания чувства невольно увлекал художника к тому, чтобы выражаться неясными для всех и понятными только для посвящённых намёками… В последнее время не только туманность, загадочность, темнота и недоступность для масс поставлены в достоинство и условие поэтичности предметов искусства, но и неточность, неопределённость и некрасноречивость». Кажется, что это сказано прямо про Бродского.
Александр Абрамов 1 27.06.2011 15:27 Заявить о нарушении
Лев Овсищер 27.06.2011 16:18 Заявить о нарушении