Кому и зачем он нужен, этот авангард?

       Нужна ли и хороша ли авангардная музыка, лишённая гармонии, какофония? Высокообразованный, профессиональный музыкант объяснял мне, что человеку, воспитанному на классической музыке, для понимания  музыкального авангарда нужно это произведение  многократно прослушать. Но, помилуйте, а почему не нужно многократно прослушивать шедевры классической музыки, чтобы оценить их красоту и величие? И вовсе не обязательно это должна быть приятная, услаждающая слух музыка - она может быть и резкой, грозной, возбуждающей, но гармоничной.  Зачем же нужно уродовать, калечить свой вкус, своё восприятие музыки, под пресловутый авангард? Может быть после многократного прослушивания, наступает просто привыкание, а не понимание? Но ведь, как известно, привыкнуть можно почти ко всему – к нищете, к страху, к боли, и прочим гадостям и даже перестать их замечать…
И это относится, конечно, не только к авангарду в музыке, но и в живописи, в скульптуре, литературе. Считается, что авангард необходим, т.к. он раздвигает границы искусства, без него неминуем застой, а это всегда плохо.   Ну, хорошо, раздвинули границы и увидели, что на открывшихся новых полях вырос чертополох и другие сорняки.  И эти сорняки стали губить и уничтожать те растения, которые люди культивировали и облагораживали долгие тысячелетия. Но им говорят - "не волнуйтесь, просто вы ещё не понимаете всей прелести новых растений: лебеда лучше пшеницы, а кислые, маленькие яблочки-дички вкуснее садовых яблок". Какой же это авангард, какая же это новизна? Это же самое что ни на есть древность и дикость…


Рецензии
У меня есть статья "Кого можно называть русским национальным поэтом" (В моём сборнике Статьи и эссе). Я там этого вопроса касаюсь. Приведу цитату оттуда:
Мировое искусство находится сейчас в состоянии, которое иногда называют эпохой «заката культуры», характеризуемой общемировой тенденцией, которая началась с французского декаданса (в поэзии это творчество Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена). В мировой живописи эта тенденция развивалась от творчества импрессионистов, пост импрессионистов к абстракционистам (можно вспомнить как имена таких зарубежных художников, как Пабло Пикассо, Фернана Леже, Сальвадора Дали; так и нашего Казимира Малевича). Аналогичные явления происходят и в музыке. Распад мелодики, распад сознания, творчество пограничных состояний. Об этой тенденции писали ещё Лев Толстой (в своей замечательной статье «Что такое искусство?) и Иван Бунин (в «Автобиографических заметках» и в целом ряде публицистических статей). Надо сказать, что Иосиф Бродский вполне вписывается в эту тенденцию. Приведём в этой связи следующую мысль Льва Толстого:

«Когда художник всенародный – такой, какими бывали художники греческие или еврейские пророки – сочинял своё произведение, то он, естественно, стремился сказать то, что имел сказать, так чтобы произведение его было понятно всеми людьми. Когда же художник сочинял для маленького кружка людей, находящихся в исключительных условиях,…то он, естественно, старался только о том, чтобы подействовать на этих знакомых ему…людей. И этот более лёгкий способ вызывания чувства невольно увлекал художника к тому, чтобы выражаться неясными для всех и понятными только для посвящённых намёками… В последнее время не только туманность, загадочность, темнота и недоступность для масс поставлены в достоинство и условие поэтичности предметов искусства, но и неточность, неопределённость и некрасноречивость». Кажется, что это сказано прямо про Бродского.

Александр Абрамов 1   27.06.2011 15:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и солидарность. Упомянутую Вашу статью я читал раньше. Сам Л.Толстой писал так доступно и так "разжёвывал" свою мысль, чтобы она была понятна любому читателю, включая такого, который едва научился читать. Стремление писать намёками для узкого круга читателей говорит ещё и об отношении ко всем прочим, не входящим в этот круг, как к "быдлу", не достойному внимания. Вообще-то говоря, пусть бы писали для "своих", но ведь теперь официальной критикой ТОЛЬКО они (я имею в виду все виды искусства)подняты на самую высокую ступень, а пишущие доступным языком отнесены к "третьему сорту". Между прочим, в советские времена, какое бы ни было к нему сейчас отношение, была генеральная цель поднятия общего уровня образования и поэтому авторы писали для всех, а не для кучки "избранных".

Лев Овсищер   27.06.2011 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.