Ирина Каменская. Психоделика-pi как антиконцепт...

              ПСИХОДЕЛИКА-PI КАК АНТИКОНЦЕПТ В ПОСТМОДЕРНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
               
                Каменская Ирина Борисовна

(И.Б. Каменская. Психоделика-pi как антиконцепт в постмодернистской парадигме: постановка проблемы. Комунiкативно-когнiтивний пiдхiд до викладання фiлологiчних та психолого-педагогiчних дисциплiн. Матерiали мiжвузiвської науково-практичної конференцiї, Євпаторiя: Кримський Гуманiтарний Унiверситет (м. Ялта), 25 лютого 2011, с. 156-158.)



В виртуальном пространстве объективно существующей и все более активно заявляющей о себе сетевой литературе, или сетературы [5] одним из наиболее активно дискутируемых и неоднозначных явлений современного литературного процесса выступает психоделическая поэзия [3].

Термин «психоделическая литература» является так называемым umbrella term, охватывающим ряд достаточно разнородных явлений: 1) литература, восходящая к лизергиново-псилоциново-мескалиновой субкультуре 1960-70-х гг. и включающая произведения, описывающие процесс и эффект потребления психотропных препаратов, а также тексты, написанные под воздействием этих препаратов; 2) «… тексты, несущие особо извращённую эстетику, проявляемую в различных изощрённых формах социопатии и половых девиаций» [6]; 3) психоделика-pi – «… направление в поэзии (и шире – в литературе), построенное на интуитивном применении иерархически структурированной многоуровневой архитектоники в сочетании с кумулятивным эффектом прецизионно сбалансированной системы приёмов суггестивного воздействия литературными средствами на читателя, совокупность которых обусловливает образование единого интратекстуального континуума, актуализирующего себя через эффект нелинейного усиления взаимодействия текста с читателем» [ibid.].

За исключением широкого виртуального резонанса, вызванного поэтическим творчеством и критическими статьями британского русскоязычного поэта Черного Георга, впервые заявившего о существовании психоделики-pi и описавшего ее основные категориальные признаки в ряде статей, психоделика-pi не попала в поле исследования ни литературоведения, ни когнитивной поэтики.

Цель статьи – очертить проблематику исследования психоделики-pi в русле литературной теории и когнитивной лингвистики.

Исследование психоделики-pi как антиконцепта поэтики постмодернизма может быть обосновано двояко: 1) по Ю. С. Степанову [4], антиконцепт – это яркое, привлекательное или отталкивающее, актуальное явление культуры, не подвергавшееся или не поддающееся концептуализации; 2) рассмотрение психоделики-pi в контексте постмодернистической поэтики оправдано наличием в эстетике обоих явлений сопоставимых и контрастных категорий.

Согласно Черному Георгу [6], принадлежность поэтического произведения к психоделике-pi определяется следующими чертами: многоуровневой прецизионной архитектоникой текста; взаимодействием и наложением нескольких параллельных эстетических и семантических матриц; поливалентным модусом текста; эффектом нарушенного ожидания; сфокусированной динамической экспрессией; трансфиксией высокой напряжённости; эффектом нелинейного уплотнения текста; парадоксальной логикой; привлечением трансцендентальных концепций, выходящих за рамки конвенционального строя языка.

Налицо корреляция перечисленных категориальных свойств психоделики-pi с постулатами поэтики постмодернизма, но корреляция оппозиционная. Так, взаимодействие параллельных эстетических и семантических матриц коррелирует с плюралистической ризоматикой постмодернизма [1; 2]. Но если в последнем «художественный фристайл» [1] ассоциируется с асимметрией, диспропорцией и, в конечном итоге, дисгармонией, то психоделика-pi создает свою гармонию, так называемый «интратекстуальный континуум» (термин Черного Георга [6]), в свою очередь являющейся оппозицией к интертекстуальности постмодерна [1; 2].

Многоуровневая архитектоника психоделического текста [6] находится в оппозиции с принципом нон-селекции и игровым хаосом [2] постмодернизма.

Поливалентность эмоционально-оценочного поля текста, его нелинейное уплотнение, специфичность хронотопа, языковое творчество – черты, которые, на первый взгляд, являются общими для обоих сопоставляемых культурных явлений. Для определения специфики проявления этих категорий в психоделике-pi необходим тезаурусный анализ произведений этого направления, представленных текстами как классических, так и современных авторов (проблема объективизации принадлежности каковых к психоделике-pi также ждет своих исследователей).

С точки зрения когнитивной поэтики, безусловный интерес представляют языковые средства достижения эффекта нарушенного ожидания, используемые в психоделических текстах. Внимательный исследователь непременно обнаружит их сопротивляемость концептуальному фреймовому анализу, нестандарность полевой структуры эксплицируемых концептов и другие явления, позволяющие Черному Георгу говорить о «когнитивном волчке» [6] как о системе сублиминальной подачи читателю авторских концептов.

Следовательно, определение психоделики-pi как антиконцепта в постмодернистической парадигме обосновано, с одной стороны, отсутствием концептуализации этого объективно существующего в современной культуре явления, с другой стороны – оппозиционным характером многих категориальных свойств поэтики психоделики-pi сопоставимым с ними свойствам поэтики постмодернизма. Концептуализация психоделики-pi как в контексте изучения сетературы, так и вне такового, выявление и описание ее художественного кода в терминологической системе теории литературы и когнитивной поэтики, возможно, приблизит свет в конце тоннеля постмодерна и откроет новые горизонты для современного читателя.



                Литература

1. Ермилова Г. И. Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации : дис. ... канд. филос. наук : спец. 24.00.01. – М., 2006. – 164 с.
2. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996. – 256 с.
3. Литературное сообщество «Психоделика» [электронный ресурс] // Стихи.ру : [сайт]. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/avtor/psychedelics. – Название с титул. экрана.
4. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. – М. : Языки славянской культуры, 2007. – 248 с.
5. Теория сетературы [электронный ресурс] // Сетевая словесность : [сайт]. – Режим доступа : http://www.netslova.ru/teoriya/. – Название с титул. экрана.
6. Черный Георг. Введение в теорию психоделики [электронный ресурс] // Стихи.ру : [сайт]. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/2010/10/14/1304. – Название с титул. экрана.


Рецензии
как хорошо что
я живу и не знаю
Психоделики)))

Опять Семь Пятниц   04.09.2011 19:42     Заявить о нарушении
Разрешите пожелать Вам и дальше неутомимо расширять область Вашего незнания пока не достигнете райского блаженства!

Марина Ратнер   04.09.2011 21:03   Заявить о нарушении
спасиб Марина
не с психоделикой
его достигну)))

Опять Семь Пятниц   04.09.2011 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.