Формула счастья

                «Счастливее всех шуты, дураки, сущеглупые
                и нерадивые, ибо укоров совести  они не зна-
                ют, призраков и прочей нежити  не  страшат-
                ся, боязнью грядущих  бедствий  не терзают-
                ся,  надеждой   будущих  благ  не обольщаю-
                тся.»
                А. и Б. Стругацкие. «Из коллекции Редькина,
                ПНВС»

Вопросом задамся я вечным,
Что скрыт в исторической мгле
(В сравненье с житьём скоротечным):
«Что счастие есть на Земле?»
    Да, множество в мире поэтов
    О счастье писали не раз.
    И сколько о счастье пропето –
    Потерян и счёт уж у нас.
И каждый почти что философ
(Не важно, заумен иль прост)
Искал средь научных вопросов
Ответ и на этот вопрос.
    Приняв в этой теме участье,
    Таинственный НИИЧАВО
    На суть тех вопросов о счастье
    Направил своё волшебство.
Вопрос Корифеи «лизали»
Тот каверзный множество лет,
Но даже они б не сказали,
Что ведом им точный ответ.
    И сколько там ни было мнений
    С претензиями на ответ,
    То столько и определений
    Имел этот тёмный предмет.
И Редькин, терпения гений,
Что с счастием «в прятки играл»,
Коллекцию определений
Понятию «счастья» собрал.
    И я теперь, в качестве пробы,
    Напрягши наличный талант,
    Пополнить коллекцию чтобы,
    Хочу предложить вариант.

Нам про человека сказали:
«Давая вам божию стать,
Для счастия вас создавали,
Как птицу создали летать».
    Должны это тонкое дело
    Вершиной творенья признать:
    Слияние духа и тела
    В одну нераздельную стать.
«Предмета» сего содержанье
И суть – человеческий дух.
Одна часть души – это знанье,
Светильник, что в ней не потух.
    Другая же часть – для отдельной
    Души в её жизни важней:
    То комплекс потребностей цельный, 
    Что в жизни накоплен у ней.
Является дух тот – «пилотом»,
Что определяет «полёт».
Он правит своим «самолётом»,
Чтоб в жизни достигнуть высот.
    А тело – удовлетворенья
    Желаний души ИНСТРУМЕНТ.
    «Машины» такой рассужденье –
    Высоцкий создал прецедент.
Его «самолёт» рассуждает,
Покуда он в небе летит:
«Летать», мол, свободно мешает,
Который «во мне там сидит».
    Но «жизнью» процесс называем,
    Посредством которого мы
    Потребность удовлетворяем,
    Что вспыхнет в сознанье из тьмы.
А тело само лишь желудок
Потребность имеет набить.
И можем сказать мы без шуток,
Что это – и есть его «жить».
    Но коль мы удовлетворенье
    Потребностей духа возьмём,
    То в этом уж мы, без сомненья,
    Жизнь духа-«пилота» найдём.

Потребность конкретная тела
Когда б удовлетворена –
То нет до неё больше дела,
Сознанью она не нужна.
    Еда лишь голодному мнится,
    Ему вожделенна она.
    А сытый – к еде не стремится
    И дума о пище – скучна.
Сознанию НЕ ИНТЕРЕСНО
Сей мыслью себя утруждать:
Потребность исчезла чудесно.
Возникла чтоб – надо пождать.
    «Почувствовал Шарик вдруг милый:
    Противна и мысль о еде,
    В сон клонит со страшною силой.
    Поплыли круги по воде –
И думает пёс, засыпая:
«Как странно: не хочется есть!
Да разве такое бывает?
Да, странного в доме не счесть!»
    Потребность – как некая чаша:
    Заполнишь её до краёв –
    Не будет потребности вашей
    И новой искать ты готов.

Вот так же и в области духа:
Сознанию важен ПРОЦЕСС
Питания глаза и уха,
Иль чувства таинственный лес.
    Сам важен процесс насыщенья,
    Чтоб несовершенный глагол
    Всегда выражал отношенья
    В процессе, который бы шёл.
К примеру – с хорошею песней,
Что слышна у всех на устах.
Нам с ней до тех пор интересней,
Пока «не навязла в зубах» –
    Пока мы её не усвоим:
    Мелодию выучим всю,
    Слова наизусть мы освоим
    И в душу впитаем свою.
И только тогда насыщенье
Потребности этой придёт.
И больше та песня волненья
К нам в душу уж не принесёт.
    И каждый потребность-желанье
    Стремится удовлетворить,
    Усвоить духовное знанье
    И душу свою нарастить.
И вот, коль нам встретить случится
Такой вот душевный разбег,
То скажем: «Он к счастью стремится,
С голодной душой человек».

Но выполненное желанье
Есть статика факта (я – сыт,
Имею машину, дом, званье,
А может быть – и знаменит),
    А жизнь – это форма движенья
    И статика жизни претит,
    На краткий лишь миг совпаденье
    Движения с фактом стоит.
И мысль этих БЫВШИХ желаний
В процессах коснётся едва ль –
Ну, в форме лишь воспоминаний,
Умчавшихся в дальнюю даль.
    И острое переживанье
    Уже не затронет чело:
    Да, было такое желанье,
    Исполнилось всё – и прошло.
Поэтому и говорится,
Что счастие – краткий лишь миг
В душе у счастливого длится,
Но – после томленья вериг.
    И после удовлетворенья
    Дух ищет всё новый предлог
    В алканье такого ж мгновенья,
    Где цели достичь бы ты смог.

Но если меня огорчает
Набор обстоятельств извне
И что-то меня угнетает –
То дух мой ЖИВЁТ НЕ ВПОЛНЕ.
    Мой дух как бы мёртв в это время –
    Пассивен, страдателен он,
    Коль тащит страданий он бремя
    И воле чужой подчинён.
И мой «инструмент» в это время
Работает не на меня:
К спине мне приладили стремя,
Меня превративши в коня.
    И должен когда я ЧУЖУЮ
    Потребность удовлетворять,
    То мучаюсь я и горюю
    И впору порой помирать.
Я мыкаю горе впустую
И так говорю на яву:
«Да, я на Земле существую,
Но только совсем НЕ ЖИВУ».
    В отличие от состоянья,
    Когда дух действителен мой,
    Когда исполняю желанья,
    Рождены СВОЕЮ душой.

Отсюда и вывод, что СЧАСТЬЕ –
И есть СПОСОБ ЖИЗНИ ДУШИ,
Активное в жизни участье,
Когда все дела – хороши.
    И вот потому Чародеи
    В одном из своих интервью
    Сказали такую идею,
    Так мысль заключили свою:
«О счастье мы думаем мало.
Конечно, оно хорошо,
Но ценим мы больше, пожалуй,
Труд творческий, важный, большой,
    Когда постоянно я ЗАНЯТ,
    Когда я дела тороплю,
    Когда перспектива нас манит –
    Вот это я больше люблю.»
Да, для человека большого
Процесс важен творческий сам,
Когда интересного много
И ПИЩА ДУХОВНАЯ там.
    И сказано, знать, не напрасно,
    Коль пищи взалкает ДУША:
    «Жевать» – это тоже прекрасно,
    Лишь «пища» была б хороша».
Ведь так же, как пища для тела
Бывает дурна иль вкусна –
Горчит, или жжёт не по делу,
Иль вовсе безвкусно-пресна, –
    Так пищи духовной отрада
    Имеет свой диапазон:
    От пресно-безвкусного «надо»
    До страсти, чем дух возбуждён.
И счастье – и есть наслажденье
От жизни своей полноты
В процессе труда воплощенья
Своей незабвенной мечты.

01.10.02г.


Рецензии
И счастье – и есть наслажденье
От жизни своей полноты
В процессе труда воплощенья
Своей незабвенной мечты.

Пожалуй, это самое точное определение счастья из читанных здесь мною)
А то, что "пресно-безвкусно", еще и бессмысленно, его не "надо".
Очень понравилось)

Камил Руж   05.09.2011 18:23     Заявить о нарушении
Я рад, что Вам понравилось, рад доставить удовольствие.

Владимир Подкидыш   07.09.2011 16:26   Заявить о нарушении