Слово о Годовых кольцах
Олег Демченко
июнь, 2011 г.
Слово о «Годовых кольцах»
В далёкие шестидесятые мне пришлось работать рецензентом в издательстве «Советский писатель». Я был молод, эмоционален и радовался каждому удачному стихотворению, каждой удачной строфе, метафоре, строчке. И этот восторг, естественно, высказывал в рецензиях. По этому поводу у меня неоднократно велись разговоры с Владимиром Солоухиным. Он говорил о том, как часто заводит в заблуждение первое впечатление от стихов молодых поэтов.
– Если тебе страсть как легло на душу стихотворение молодого поэта, не предавайся сиюминутному чувству, дай себе остыть и последи за его творчеством в течение пяти, ну трёх лет. Это очень важно. Никогда первая книга не говорит об истинных возможностях поэта. И если поэт идёт в последующих стихах по восходящей, – ты не обманулся.
Я вспомнил эти беседы с Солоухиным, прочтя рукопись книги Олега Демченко “Годовые кольца “. Действительно, с его творчеством я был знаком гораздо раньше и мне «страсть как легли на душу» его стихи, они поражали своей свежестью. Я открываю наугад книгу:
Промчалась осень, как татары по Руси:
обугленные черные деревья
и колесо тележное в грязи,
и птиц последних долгие кочевья ,
и запустенье русских деревень.
и заблудившийся в глухом тумане день ,
и безысходный тихий-тихий дождь -
везде тоска, везде одно и то ж ...
Уйди ! Умри под нищенской рогожей !
Все это вызывает дрожь,
как у коня ,идущего под нож,
когда он чует гибель всею кожей.
Под такими стихами даты не указываются - они «вечные», их с удовольствием можно спутать со стихами с Тютчевым, с Батюшковым, особенно, если читатель не достаточно искушен в поэзии, но доверчив.
Олег Демченко свободно владеет стихотворными размерами , как музыкант-профессионал различными инструментами, и это ласкает слух читателя - каждое стихотворение отличает свое настроение, свое дыхание.
Кстати, поэзия просто обязана быть красивой и тем самым будить в душах невостребованное чувство прекрасного, особливо теперь.
Вот идут прохожие,
тихие, хорошие,
с мельниками схожие,
я и сам такой -
все мы припорошены
снежною мукой.
А вокруг метелица
крутится, как мельница,
все-все переменится
позабудь тоску -
мука перемелется
в белую муку!
Веселей, метелица!
Веселее, мельница!
Пусть все перемелется -
не видать земли!
Пусть все переменится,
пропадет вдали!
Или «Вьётся вьюга, играя». Привожу стихотворение полностью:
Вьется вьюга, играя,
посредине двора,
а в потемках сарая -
сухие дрова.
Легких, звонких поленьев
в печь подкину - и дом
переполнится летним
позабытым теплом.
Печка жаром веселым
пышет - угли трещат,
а мне кажется, пчелы
над поляной жужжат.
Мне мерещится, снова
ты проходишь со мной...
Пахнет смолкой сосновой,
земляникой лесной!
И я, как усталый в долгой дороге путник, отдыхаю под сенью Поэзии . В его стихах легко привлекает лирическое начало. Нет, не сладкословие, не набивший оскомину сантимент, а именно не вымученная, не привлеченная со стороны лиричность:
Была больница, как пробел.
Безмолвье зимнее белело.
Я и заплакать не посмел,
пока любимая болела.
И тихо врач к ней подходил
в стерильном ангельском халате,
и долго капли в склянки лил,
и растворялся вновь в прохладе.
А снег бесшумно, как во сне,
летел сквозь мертвый сад больницы,
где в наступившей тишине
скликались весело синицы.
В этом же плане характерны стихи «Твой дом, как корабль, уходил по балконы…», «В этом хмуром лесу…» и многие другие.
Когда идёт разговор о поэте, читателю всегда интересно, - кто он, откуда родом. Олег Демченко - поэт открытый, ему чужд космополитизм. Он сын России, сын Северного Кавказа и, смею думать - казачий потомок.
В предгорье Кавказа
Давно устоялась
прозрачная осень.
Отчетливо дальних вершин
проступают косые штрихи.
Окликнешь ушедшее лето -
и гулкое эхо
твой голос разносит
по выцветшим склонам,
по руслу умолкшей реки.
В лесу облетевшем
просторно, прохладно и тихо ...
В раздумчивой грусти
прошел не одну я,
наверно, версту.
Боярышник выспел,
поспела давно облепиха,
а тёрен морозца заждался -
он вязнет во рту.
Тепло ускользает,
и листьев рассыпанных горстка,
как ласточек стайка,
взовьется на гаснущий свет,
летит торопливо
до синих вершин Пятигорска
и дальше, и дальше -
за летом растаявшим вслед ...
И еще хочется привести здесь такую мысль. Лирические или социальные обобщения - дело нешуточное. В стихотворении “Митинг на Тверском “ (и не только в этом стихотворении!)
поэту удается сделать такое обобщение, тем более в декларативном прямом обращении не к кому-нибудь, а к самому Пушкину:
Сквозь сон глухих веков, наверно,
ты слышишь нас на том краю
свистящей бездны, где навечно
закован в музыку свою.
Ты слышишь ропот одичанья?
Ты слышишь гром
грядущих дней?..
О, командор! Твое молчанье
все тяжелей и тяжелей.
А это говорит о зрелости автора. И вообще, что касается гражданственности поэзии Олега Демченко, то она присутствует постоянно, и при этом в самом высоком качестве.
Придёт пора
и новые побеги
Дуб вознесёт
И шире и шумней…
И грянет гром!
И праздновать победы
Вновь племя русских
Сядет у корней.
И страсть как хочется пожелать поэту продолжить свою восходящую линию - нелегкую и прекрасную, которая готовит ему неизбежную встречу с читателем в наше жуткое, изменчивое время.
Анатолий Заяц.
Ноябрь, 1997 г.
Свидетельство о публикации №111062003209