Великий Историк Освальд Шпенглер 2009. 4

От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 15 Янв 2009 03:46:25
Тема: Освальд Шпенглер

Добрый вечер и с Новым Юлианским Годом!
Хочется верить, что 2008 год закончился.
А что дальше?
Если  поставить в Google - Освальд Шпенглер,
то первым же пунктом можно увидеть -  Википедия О.Шпенглер.
Там же есть копия двух томов Заката Европы.
 
К.Свасьян, автор предисловия, пишет :
"Чтение Шпенглера убийственно для определенного сорта библиотек,
как скажем, чтение Осипа Мандельштама для целых поколений поэзии".

Ну что ж? - Вперёд!

Масштаб личности Шпенглера может поразить самого
просвещенного читателя. Несомненно, что для  чтения
нужеы базовые знания, без которых читатель будет
чувствоать себя в мировом океане человеческой культуры
утлым судёнышком "без руля и ветрил".

И ещё - личность автора нельзя отделять от его произведения -
это однозначно: не зная этой личности - нельзя до конца
понять его труды.

Великий Пессимист, родившийся в семье провинциального
почтового служащего был истинным  Аристократом Духа.
Предметом его исследований была морфология мировой
истории.
Мировая история - это независимые друг от друга культуры.
Он выделяет восемь завершенных мировых культур: египетская,
индийская, вавилонская, магическая (арабско-византийская),
китайская, аполлоновская (греко-римская), фаустовская
(западно-европейская), культура майя.
Каждая культура - живой организм, имеющий  определённый
срок жизни, и этот срок определяется развитием цивилизации.
Согласно Шпенглеру, цивилизации  обречены на смерть
уже фактом своего возникновения  - Весна, затем идёт
Лето – время великих физических и интеллектуальных
достижений, затем Осень -  недолгая  «прощальная краса»
которой радует глаз и печалит сердце, потому что мы знаем:
Зима всё приберёт к своим рукам.
Иными словами, цивилизация - могильщик культуры.
Культура Древней Греции  умирает в объятих цивилизации
Древнего Рима. Западно-европейская культура, зародившаяся
в 9-м веке и пережившая свой расцвет в 15-18-м веках,
начинает свой закат с развитием цивилизации, т.е. с началом
индустриального периода. Постиндустриальный  же период,
с его стремительным развитием цивилизации -  начало конца
западно-европейской культуры. 
В своей  книге «Закат Европы»  Шпенглер предрекает гибель
западной цивилизации к началу 23 века, свидетелями чего мы,
к сожалению, и являемся. И если в начале 20-го века, время
выхода в свет "Заката Европы",  всё это выглядело, невероятным
эпатажем, то сейчас это уже никого не шокирует.
Вопрос только в том – а кто же придёт на смену?  - Китай?
- Россия?  Бразилия!
P.S.

А может быть неспроста товарищ О.Бендер так  рвался в Бразилию?
И дело тут совсем не в белых штанах.
А.

Дорогая Т!
Я не призываю вас немедленно припасть к "источнику знания",
то-есть к чтению Заката, да и вообще надо ли все читать?
Достачно знать о чем идет речь. И, что немаловажно, вопрос
- "Кто он, доктор Шпенглер?"  не должен повергнуть в отчаяние
отвечающего.

Отчаявшаяся
А.
Посылаю Вам цитату из заключительной главы  2-го тома.
Я не знаю  - как  это звучит   на языке оригинала,
но, смею надеяться, что русский перевод  выглядит не хуже.
Она несколько длинна, но думаю, что вам понравится. -
А иначе зачем бы я это сделала?

"Слово Бог звучит иначе под сводами готических соборов и в монастырских дворах Маульбронна и Санкт-Галлена,чем в базиликах Сирии и в храмах республиканского
Рима. В лесоподобных соборах, в могучем подъеме среднего корабля над боковыми,
в противоположность плоскому перекрытию  базилики, тип которой  послужил исходным пунктом западного церковного зодчества, в превращении колонн, поставленных в пространстве как законченных в себе посредством базы и капители отдельных предметов, в столбы и связки столбов, которые растут из пола, разветвления и  линии которых теряются и переплетаются в бесконечности над головой зрителя, в то время как неверный свет изливается в пространство через исполинские окна, упраздняющие стены, - во всем этом лежит архитектоническое осуществление мирочувствования, нашедшего свой первоначальный символ в высокоствольном лесе северных равнин. Притом в лиственном
лесе с таинственным переплетением и шепотом вечно двигающихся лиственных масс над головой зрителя, вознесенных высоко над  землей, от которой вершина старается освободиться посредством ствола.
Вспомним о романской орнаментике и ее глубокой связи с духом лесов. Бесконечный, уединенный, сумрачный лес навсегда остался тайным взысканием всех форм западного зодчества. Поэтому, как только энергия формы утомляется, как в поздней готике так и в приходящем к концу барокко послушный абстрактный язык линий тотчас же вновь растворяется в натуралистических ветвях, усиках и листьях.
Кипарис и пиния кажутся телесными, эвклидовскими; они никогда не могли бы стать символами бесконечного пространства. Дуб, бук, липа, со световыми бликами в их затененных пространствах, создают впечатление бестелесности, безграничности, духовности. Ствол кипариса в ясном столбе хвойной массы находит полное завершение своей вертикальной тенденции, ствол дуба действует как неосуществленное неутомимое стремление за пределы вершины. В ясене кажется, что стремящиеся ввысь ветви  торжествуют победу над связанностью древесной кроны. В его облике есть что-то растворенное, какая-то видимость свободного распространения в пространство, и, может быть, вследствие этого мировой ясень сделался символом северной мифологии.
Шелест леса, очарование которого не ощутил ни один античный поэт, который лежит по ту сторону возможностей аполлоновского чувства природы, со своими таинственными вопросами "откуда" и "куда", с погружением мгновения в вечность, имеет глубокую связь с судьбой, чувством истории и длительности, с фаустовским задумчивым, полным забот устремлением души в бесконечное, далекое будущее. Вот почему орган, глубокий звучный, шум которого наполняет наши церкви, тон которого имеет что-то безграничное и неизмеримое в противоположность ясному и вязкому тону античной  лиры и флейты, сделался выразителем западной набожности.
Собор и орган образуют такое же символическое целое, как храм и статуя. История строительства органов, эта одна из глубочайших прочувствованных и трогательных глав истории музыки, есть взыскание леса, взыскание голоса этого подлинного храма западного богопочитания. Это взыскание было неизменно плодотворным, начиная от звона стихов Вольфрама фон Эшенбаха до музыки "Тристана". Оркестр XVIII века неизменно стремился приблизиться к звуку органа. Слово "парящий", не имеющее смысла в приложении к античным вещам, одинаково значительно и применимо в теории музыки, архитектуре, физике и динамике барокко. Когда стоишь среди мощных стволов высокого леса и слышишь над головой рев бури, внезапно понимаешь смысл идеи силы, двигающей массу.Так из исконного чувства сознательного бытия возникает все более определенное представление о божественном принципе.
Познание есть ставшее. Сам же познающий в беспрерывной последовательности живых актов познания получает впечатление движения
во внешней природе".

От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 15 Янв 2009 11:49:23
Тема: Re: Освальд Шпенглер

              Спасибо, Алла, за присылку большой цитаты из Шпенглера.
              Вот сегодня и схожу в дом-учёновскую библиотеку и возьму
              его. С монитора плохо читается. Похоже, что  Томас Манн
              многим из него воспользовался.

                Т
From: Тамара
To: Алла Гозун
Date: Thu, 16 Jan 2009 19:48:05 +0600
Subject: Re: Освальд Шпенглер

                Вот! Взяла Шпенглера. Открыла "Содержание".
                Это же уже поэма! Погружаюсь...
                Т.
От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 16 Янв 2009 22:43:42
Тема: Re[2]: Освальд Шпенглер

Тамара!
Если это издание Москва "Мысль", 1993 г., то я почти
не сомневаюсь, что вы получите огромное удовольствие
от  статьи К. Свасьяна. 
Его предисловие вводит читателя в эпоху, выплеснувшую
из своих недр феномен Освальда Шпенглера.
Статья катализирует желание прочесть "Закат Европы"
и тем самым приобщиться к очарованию хода гениальной
мысли её автора.
Иногда  вдруг подумаешь: "А на фига мне это всё надо?"
Ответа нет. -  Просто надо и всё.
Что-то внутри - жаждет  Чего-то.
А.

Эдвард Мунк, «Крик».
 1892


Рецензии
Спасибо, Алла. В 90-х читал. Одновременно с Ницше. Да и сейчас иногда. Правда, всё чаще Библию ...

Исаков Алекс   10.09.2012 03:49     Заявить о нарушении
Ох уж эти мне интеллектуалы! - Шутка.
Не скрою - ваши замечания в "Книге Посетилей" приятны моему Высочеству. :))


Алла Гозун   10.09.2012 16:51   Заявить о нарушении
Всегда к Вашим услугам, Сударыня!

Исаков Алекс   10.09.2012 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.