Поэзия и поэты. Проза и поэзия
Это деление в некотором смысле условное, поскольку любой поэт обязательно включает чувства при написании своих стихов. Поэты первого типа пишут достаточно сложные тексты, изобилующие изощрённой лексикой и сложными историческими и научными аллюзиями. Поэты второго типа обычно пользуются достаточно небогатым лексическим и историческим арсеналом, но, благодаря яркой эмоциональной окраске, силе чувств, вложенных ими в свои стихи, их произведения иногда вызывают большой положительный резонанс у читателей. У меня есть небольшое эссе http://www.stihi.ru/2009/10/28/1670, в котором я, разбирая стихотворение Смелякова "Хорошая девочка Лида", показываю, что даже простые на вид стихи таят в своей глубине большой заряд, который и делает такие стихи большой поэзией. Есть универсальный поэт - Пушкин, который уверенно себя чувствовал на всём поэтическом поле. Есть поэты в той или иной степени промежуточного типа. Я назвал некоторых очень хороших поэтов обоих типов. Есть поэты существенно слабее названных и всё-таки с преобладанием в стихотворениях либо чувств, либо мысли. Например, Эдуард Асадов, является кумиром огромного количества дам, которым нравятся примитивные стихи о любви. Т.е. спектр поэтов очень велик. И разным людям греют души разные поэты. И хорошо было бы, если бы все поэты жили дружно. Но это далеко не так. Некоторые наши поэты, увлекаясь пародиями, явно перегибают палку, переходя на оскобления личности пародируемого. Я посвятил этике, которой необходимо следовать при написании пародий, небольшую заметку http://www.stihi.ru/2010/08/28/7030. В моей статье, опубликованной в журнале "Аврора": "Кого можно называть русским национальным поэтом" http://www.stihi.ru/2009/09/09/4931 я привожу примеры очень резких высказываний даже великих поэтов друг о друге. В советские времена были случаи, когда взаимоотношения некоторых даже очень известных поэтов выливались уже в совсем страшные вещи. Так в трагической судьбе Павла Васильева сыграли роль прямые доносы некоторых его «братьев»-поэтов. Можно вспомнить также травлю Бориса Пастернака советскими писателями. Так что наша Стихира отражает и эту сторону взаимоотношений поэтов. Надо это понимать и как-то всё-таки жить мирно.
Проза и поэзия
Многие авторы Стихиры наряду со стихами пишут также прозу. Надо сказать, что очень редко у кого обе эти ипостаси удаются одинаково хорошо. В этой связи возможно будут интересны следующие мои наблюдения.
Когда-то я почти одновременно прочитал Вл. Солоухина "Мать-мачеха" и Вл. Тендрякова "Свидание с Нефертити". Солоухин главным образом поэт, Тендряков - прозаик. Я тогда ещё подумал: насколько проза Тендрякова сильнее прозы Солоухина. Т.е. обычно у пишущего человека что-то получается лучше, что-то хуже. Или поэзия, или проза. Исключения есть. Это гении: Пушкин, Лермонтов, Гейне. У них и проза, и поэзия на высочайшем уровне. Почему я об этом вспомнил. Я сейчас читаю дневник Юрия Нагибина. Нагибин, когда были сняты цензурные рогатки, написал несколько замечательных вещей и, в том числе, опубликовал свой дневник. Из него видно насколько уже в очень молодом возрасте Нагибин прекрасно понимал всё происходящее вокруг него. Но сейчас я о другом.
Белла Ахмадулина сначала была женой Евтушенко, а с 1959 г. по 1967 г. у неё был роман и замужество с Нагибиным. Так вот и Евтушенко в книге "Не умирай после смерти", и Нагибин в своём дневнике описывают свои романы с Ахмадулиной. Так вот насколько описание Нагибина выше в художественном отношении по сравнению с описанием Евтушенко. У Нагибина это описание на мой взгляд на уровне гениальности. А у Евтушенко это всего лишь не плохо. По крайней мере, даже не приближается по уровню к его лучшим стихам.
25 марта 2010 г.
У нас с Анатолием Косенко развернулась интересная дискуссия. Он очень высоко ставит прозу Владимира Солоухина, ставя его, как рассказчика, выше Зощенко, Довлатова. И даже будто бы кто-то утверждал, что его рассказы стоят на уровне Бунина и Чехова. Я с этим мнением совершенно не согласен, считая Солоухина хорошим публицистом, борцом за русские ценности, но весьма средним художником. Но меня заинтересовал вопрос: кого я бы поставил, как самых лучших рассказчиков на русском языке за последние 150 лет. Вот мой ряд таких писателей: Лев Толстой, Лесков, Чехов, Куприн, Алексей Толстой, Бунин, Булгаков, Шолохов, Леонид Андреев, Борис Зайцев, Горький, Зощенко, Платонов, Шукшин, Довлатов, Казаков, Паустовский, Распутин, Астафьев, Нагибин, Фазиль Искандер. Вот где-то за этим рядом можно поставить Тендрякова, Нилина, Солоухина и других.
4 августа 2011 г.
Свидетельство о публикации №111061704612
Но,конечно, не как к просто рассказчику.
Интересно...
Литвинов Сергей Семенович 07.08.2011 19:11 Заявить о нарушении
Александр Абрамов 1 07.08.2011 20:30 Заявить о нарушении
Режиссёр -Бортко.
В главной роли - Евг.Миронов.
Я уж на что не любитель фильмов связанных с классикой,
но посмотрите и будет всё наглядней.
А так, на самом, деле -Глыба.
Голову расшибёшь...
Литвинов Сергей Семенович 07.08.2011 22:59 Заявить о нарушении