И с миром укрепилась связь...
Богатые соки земли,
Пропитаны чистою истиной
Бумажные дум корабли.
И вроде бы лавры ненужные
Отброшены, как шелуха...
Но Сердце - оно непослушное,
Взовьется по коде стиха.
Ведь есть же, ведь есть что-то большее,
Вы сами сказали, что есть.
Пусть запахи осени с горечью,
И пусть это холода весть.
Свидетельство о публикации №111061506456
Можно цитировать и это четверостишие, как образцовое, и остальные два:
Прикрыты иссохшими листьями
Богатые соки земли,
Пропитаны чистою истиной
Бумажные дум корабли.
У земли остаются богатые соки жизни, они лишь прикрыты иссохшими листьями преходящей печальной поры.
А вторые две строки о чистой истине кораблей бумажных дум и разбирать невозможно: это чистая поэзия, а её нельзя разделять на детали.
Лишь в последнем четверостишии при блестящем содержании есть небольшое звуковое "спотыкание", а именно: два ударных слога рядом в середине строки. Это не допускается, по крайней мере, в русской поэзии, так как нарушает объективный закон гармонии нашего языка. Допустимы два ударения рядом лишь в начале строки, так как там они "проскальзывают", например, у Пушкина в "Полтаве":
ШвЕД,_РУсский, КОлет, РУбит, РЕжет..."
А у Вас:
И ПУСТЬ_ЗАпах осени с горечью,
"ПУСТЬ_ЗАпах" - это уже второй и третий слоги строки, так как первым является "И". И гармония звука нарушается. Прочитайте это вслух - тогда Вы это особенно почувствуете.
Если бы не это "И", тогда бы эти два ударных слога позволительно оказались рядом В НАЧАЛЕ строки. Но как её слегка переделать? Переделать можно, но трудней сохранить эмоциональный накал. Можно написать, например так:
Пусть запахи осени с горечью,
И пусть это холода весть.
Здесь "спотыкания" нет. Но не знаю, устроит ли Вас такой вариант.
Вы очень сильный поэт, что отражается даже в самой "стержневой" интонации Ваших стихотворений.
С теплом души,
Ваш Константин.
Константин Фёдорович Ковалёв 18.06.2011 17:01 Заявить о нарушении
Спасибо, Константин!!! Мне очень приятна Ваша оценка!!! :)
С уважением,
Ваша Настя!
Анастасия Беркова 18.06.2011 17:29 Заявить о нарушении
Удачи Вам!
Константин.
Константин Фёдорович Ковалёв 18.06.2011 17:35 Заявить о нарушении
ПрикрЫты иссОхшими лИстьями .-./.-./.-./.
БогАтые сОки землИ, .-./.-./.-
ПропИтаны чИстою Истиной .-./.-./.-./.
БумАжные дУм кораблИ. .-./.-./.-
И врОде бы лАвры ненУжные .-./.-./.-./.
ОтбрОшены, кАк шелухА... .-./.-./.-
Но СЕрдце - онО непослУшное, .-./.-./.-./.
ВзовьЕтся по кОде стихА. .-./.-./.-
Ведь Есть же, ведь Есть что-то бОльшее, .-./.-./.-./.
Вы сАми сказАли, что Есть. .-./.-./.-
И пУсть запах Осени с гОречью, .-./.-./.-./.
И пУсть это хОлода вЕсть. .-./.-./.-
Чистый амфибрахий с чередованием женской и мужской рифмой. Недостаток предпоследней строчки в том, что я использовала не чистое слоговое ударение, а логическое... Еще, наверное, на трудном прочтении сказывается обилие глухих согласных... А еще то, что я в безударное положение поставила слово знаменательной части речи. Чтобы исправить такое положение дел, Ваш вариант подходит идеально!
Уф, я наконец разобралась, в чем тут ошибка :) По-дурости думала, как исправить строки под двусложный размер)))
Спасибо Вам!!!
Анастасия Беркова 24.06.2011 12:22 Заявить о нарушении
Анастасия Беркова 24.06.2011 12:24 Заявить о нарушении
Прочитав Ваш ответ, я было испугался: как это я мог трёхсложный амфибрахий спутать с двусложным ямбом?!
Но я Вас не понял: я перечитал свою рецензию и не нашёл ни слова о том, что Ваше стихотворение написано ямбом. Я также не утверждал там, что оно написано амфибрахием, так как об этом - ямбе или амфибрахии речь не шла. Правда, я привёл Вам в качестве образца строку Пушкина, написанную ямбом. Но это в данном случае не важно, ямб или амфибрахий это.
Речь идёт о другом - о том, что в русском стихосложении не по прихоти основоположников русской поэзии, а по объективным законам русской фонетики, включая интонацию, НЕДОПУСТИМЫ ДВА УДАРНЫХ СЛОГА В СЕРЕДИНЕ СТРОКИ. Допустимы он только в самом начале строки, то есть первый и второй слоги в строке могут быть оба ударными: это в силу особенности русского произношения "проходит", не слышится дефектом, хотя и не является идеальным.
Например, в той же пушкинской строке стоят два ударения рядом, то есть ШВЕД, РУСский не режут слуха только потому, что после слова "швед" стоит запятая, заставляющая читающего сделать краткую паузу. А без паузы получилось бы какое-то "ШведрУсский", то есть швед с русским гражданством(!).
У Вас же в последней строке четверостишия:
"И пУсть это хОлода вЕсть"
всё гармонично потому, что после ударного слога (он второй в строке) "пУсть" следует БЕЗударный слог "э" в слове "это". Почему - безударный? Ведь если мы произнесём отдельно слово "Это", то будет явно слышно, что "э" находится под ударенем. ОДНАКО в строке это слово является не главным, а вспомогательным, так называемой энклитикой, не имеющей своего ударения или имеющей еле заметное ударение, и становится как бы частью соседнего слова (предыдущего или последующего):
"ИпУстьэто хОлода вЕсть" или:
"ИпУсть этохОлода вЕсть".
А вот в предпоследней строке дело обстоит иначе:
"И пУсть зАпах Осени с гОречью".
Слово "пусть" стоит под ударением уже потому, что оно занимает второе место в трёхсложной стопе амфибрахия. А слово "зАпах" - это не безударное слово "это" из последней строки, и в строке оно не теряет ударения.
Вот и получается столкновение двух "автомобилей" - "пУсть" и "ЗА(пах): задний мчится, а передний тормозит!..
Так что предпоследняя строка должна была быть в звуковом отношении организована по типу последней, Вы это, к моему удовольствию сделали!
Стихотворение теперь звучит идеально.
Благодарю!
С симпатией,
Ваш Константин.
Константин Фёдорович Ковалёв 24.06.2011 17:23 Заявить о нарушении
С горячей благодарностью и искренним теплом, Настя
Анастасия Беркова 24.06.2011 17:30 Заявить о нарушении
Константин Фёдорович Ковалёв 25.06.2011 00:48 Заявить о нарушении