Постчеловек приближается - одним файлом

время машин – бегом от человека – Постчеловек приближается

=====================================

ВРЕМЯ МАШИН

пришло время машин
время твердого жесткого металлического
а также мягкого бинарного виртуального
прежние ориентиры рухнули
повсюду стоят указательные столбы
с надписями «развлечение-хайтек»
«производство-хайтек»

в производстве много мягкого виртуального
а в развлечении жесткого металлического
для такого рода производства и развлечения
уже не подходят люди
здесь нужны гаджеты с огромной памятью
и большой скоростью передачи
и обработки данных

постепенно исполняются прогнозы фантастов
и авторов антиутопий
производство искусство общение
дегуманизированы
впереди
последний акт пьесы под названием «Человек»
который будет заключаться
в порабощении человека машинами
а может быть и полном его уничтожении

Матрица распространяется подобно раковой
опухоли или Всемирной паутине
протоколы уже написаны
пакеты данных несутся по миллионам маршрутов
может быть пьеса уже доиграна
и переворот совершился
а может быть это произойдет в скором будущем

если перемена свершилась
мы ее не заметили
и мы не заметим ее если она предстоит
мы будем по-прежнему работать
в своих цехах офисах учреждениях
получать зарплату
и тратить ее на развлечения
в уверенности что человек
самое главное существо на этой планете

мы не заметим последней решительной перемены
как не замечаем что делает с нами возраст
и когда пьеса закончится
когда наступит время  машин
мы не ударим в ладоши
но не потому что опечалимся произошедшим
а потому что не поймем случившегося
считая себя хозяевами Земли
мы будем надеяться
что представление продолжается
что самое главное
еще впереди
что самое интересное
нам еще предстоит увидеть


БЕГОМ ОТ ЧЕЛОВЕКА

и тогда появились отшельники от искусства
музыканты-пустынники и поэты-пустынники
художники-пустынники и скульпторы-пустынники
бежавшие от того что другой отшельник
философ из Сильс-Марии назвал «человеческим
слишком человеческим»

так возникло дегуманизированное искусство
искусство чистых форм красок звуков и слов

так возникло искусство разделяющее
людей на «понимающих» и «не понимающих»
на «подслеповатых» и «с нормальным зрением»

подслеповатые это любители Бетховена Шуберта
Диккенса Толстого Достоевского Рембрандта Гойи

а люди с незамутненным взглядом это ценители
Маллармэ Роб-Грийе Дебюсси Шенберга Мондриана

в самом деле иногда так устаешь от этих теплых
коровьих чувств
или от этих горьких полынных чувств
или от этих негодующе-вулканических чувств
или от этих дождливо-меланхолических чувств
от всех этих чувств
от всех этих произведений в которых автор
слушатель зритель читатель
занят самим собой
сострадает самому себе любит самого себя
ненавидит самого себя
пусть даже в образе каких-то выдуманных персонажей
или выдуманного лирического «я»
что с облегчением встречаешь
что-то нечеловеческое дегуманизированное
например сонату Дебюсси
текст Роб-Грийе или полотно Мондриана

бежишь в пустыню дегуманизма
подальше от радиоактивного облучения
чувствами

человек гуманистический знает только самого себя
повсюду видит самого себя слышит самого себя
обоняет самого себя касается самого себя

а если не видит не слышит не обоняет
то упорно ищет и печалится если не находит

не так с теми кто уходит в пустыню
бегущие от человека хотят потерять себя
они стремятся сбросить груз
всего «человеческого»

они сами создают для себя пустыни
и там вдали от людей
общаются с тем что недоступно общению
разговаривают с молчаливым
созерцают невидимое

там по ту сторону человека
лежит страна
свободная от испарений излучений
стоков и других отходов
человеческой жизнедеятельности

все пустынники знают
люди утомительны когда их много
но человек утомителен и тогда
когда он один

–––––––––––––––––––––––
     1) «Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека». – Х. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства». 2) «Однажды и Заратустра устремил мечту свою по ту сторону человека...» – Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».


ПОСТЧЕЛОВЕК ПРИБЛИЖАЕТСЯ
     Ростом и лысиной он напоминал де Фюнеса, но работа у него была такая, на которой де Фюнес не выдержал бы и получаса: он работал продавцом в букинистическом магазине, отдел иностранной литературы.
     Он свободно говорил по-латышски, по-русски и по-немецки; может быть, он свободно или бегло говорил и на других языках, и мне просто не представился случай в этом убедиться.
     Обычно он сидел в дальнем конце помещения, вытянутого словно подводная лодка; рядом с его отделом размещался отдел русской литературы, вернее, часть отдела, отделенная от другой части поставленным перпендикулярно стене книжным шкафом.
     Мультилингвальный де Фюнес присматривал и за этими книгами, скрытыми от взгляда продавщицы русского отдела.
     Выражение его лица нельзя было назвать дружелюбным; он источал непонятную мне неприязнь.
     Когда я отходил от полок, порывшись в советских изданиях классики, он вставал со стула, подходил и демонстративно поправлял книги, которые я до этого перелистывал.
     Один раз он даже сделал мне  какое-то замечание, хотя я не уверен: возможно, это было обычное предложение продавца помочь посетителю в поисках книги, но я воспринял его слова как упрек.
     С туристами из Германии он вел себя по-другому: оживлялся так, что его сходство с де Фюнесом делалось просто поразительным.
     Видно было, что ему нравится говорить по-немецки.
     Возможно, он был из прибалтийских немцев.
     Я так и не узнал его имени.
     Однажды я решил сдать в магазин десяток философских книг на немецком. Он с интересом их просмотрел, но согласился взять на продажу только «Платона» Вундта.
     В его отношении ко мне (или в моем отношении к нему) после этого ничего не изменилось.
     Я заходил в магазин все реже и реже, а однажды увидел на двери объявление, где сообщалось, что магазин располагается теперь по новому адресу.
     Я не удивился: мне всегда казалось странным, что такой неприбыльный магазин арендует помещение в Старой Риге.
     Новый адрес я не запомнил: дело в том, что я никогда не коллекционировал книги – я покупаю их только для того, чтобы читать.
     В девяностые издавали много, но хаотично и в типографическом смысле хуже некуда.
     К началу нулевых издательское дело наладилось, и все, что хочешь купить, сейчас можно найти в свободной продаже, а если того, что ищешь, нет, нужно только подождать, и оно появится – самое большее через год-полтора.
     Поэтому старой литературой я больше не интересуюсь, и даже не знаю, сохранились ли еще в городе букинистические магазины.
     Говорят, что бумажные книги скоро вообще выйдут из обихода – их заменят электронные ридеры.
     Говорят еще, что прогресс в развитии искусственного интеллекта и нанотехнологий так стремителен, что лет через десять будет достигнута точка технологической сингулярности, – под историей человечества будет подведена черта, и наступит время постчеловека.
     Эмоционально-коммуникативные проблемы вроде той, что описана выше, исчезнут, а тексты, в которых они описываются, станут непонятными в эпоху «нердов».
     Чтобы не заканчивать текст словом, еще не укоренившимся в русском языке, добавлю, что в детстве я обожал французские фильмы о Фантомасе, и неудачливый герой де Фюнеса нравился мне даже больше, чем оба героя Жана Маре.

__________________________
     1. Технологическая сингулярность в футурологии — временная точка, после которой начинается взрывоподобный рост научно-технического прогресса, следующий из создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий.
По некоторым прогнозам, технологическая сингулярность может быть достигнута уже около 2030 года. Сторонники теории технологической сингулярности считают, что если возникнет принципиально отличный от человеческого разум (постчеловек), дальнейшую судьбу цивилизации невозможно предсказать, опираясь на человеческое (социальное) поведение. – Википедия.
     2. Слово "нерд" начало свое шествие в середине 1960-х применительно к типичному интеллектуалу-отшельнику с неразвитыми навыками социализации, который обычно выступает предметом насмешек.
     Соответственно, существует и такое явление, как "нердность", - состояние души и должная устроенность мозга. Типичный "нерд", как правило, социально ущербен и с трудом идет на общение. Исключение составляют темы технического и научного характера. В связи с этим возникло предположение, что подобные люди, должно быть, страдают явным синдромом психического расстройства.
     Традиционно "нерд" - чрезвычайно умный, но одинокий и асоциальный человек, который живет самой мыслью о знаниях, особенно научного характера. Искушенный в компьютерных технологиях, он нередко становится хакером. Начиная со второй половины 1990-х, молодые умники от науки провозгласили само слово "нерд" как символ своей гордости. Они начали использовать его как одобрительное для характеристики любого человека, весь смысл жизни которого - в техническом прогрессе и его осмыслении. Социальная неадаптированность в данном случае - лишь сопутствующая составляющая его характера. – http://www.yoki.ru/social/society/26-02-2005/80-geek-0/


Рецензии