Дали в голове - одним файлом

I. ЖИЗНЬ ДАЛИ

мысли под балдахином – спасение Сальвадора и мира – пример Сальвадора – горящий Дали

II. КАРТИНЫ ДАЛИ

недвижимость в Испании – инвенция – Ганнибал в образе Лизы – призрак и решетка

III. ДАЛИ В ГОЛОВЕ

Дали в голове – привет Сальвадор – неизвестная картина Дали

IV. АКТ ЛЮБВИ

акт любви – сюрреалистический костыль – бодалиреанская космология

V. ВЕСЕЛАЯ ИГРА

постоянство памяти – веселая игра


================I. ЖИЗНЬ ДАЛИ==================

МЫСЛИ ПОД БАЛДАХИНОМ

Сальвадор Дали был атеистом и боялся смерти
но верил что когда придет срок все как-нибудь утрясется
может быть он уверует в Творца и Спасителя
а может быть ученые изобретут сыворотку бессмертия
в любом случае Сальвадор Дали не исчезнет
как может исчезнуть такая уникальная личность
это было бы сверхуникальной нелепостью противоречащей
всем истинам реализма и сюрреализма
и потому Сальвадор Дали продолжал рисовать картины
правда все более мрачные
в конце жизни он проводил дни в постели под балдахином
интересно о чем он при этом думал
может быть я узнаю об этом когда дочитаю его биографию
написанную Мередит Этерингтон-Смит
хотя варианты последних мыслей давно известны
и есть большие сборники так называемых «последних слов»
что до меня то я хотел бы в последний день
вспомнить фразу сказанную испанским поэтом
доном Кальдероном де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо
причем фразу сказанную им не на смертном ложе
а в период творческого расцвета
«жизнь есть сон»


СПАСЕНИЕ САЛЬВАДОРА И МИРА

однажды Сальвадор Дали читал лекцию
в водолазном скафандре
и чуть было в нем не задохнулся
хорошо что отыскался где-то
гаечный ключ

без Дали
мир стал бы намного меньше
он сдулся бы
словно воздушный шарик
и ему не было бы никакого полезного
применения

люди забыли бы что воображение
может превратить его
в праздник

____________________
     Описанный случай произошел во время лекции Дали на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне в июле 1936 г. Лекция называлась «Паранойя, прерафаэлиты, Харпо Маркс и фантомы».


ПРИМЕР САЛЬВАДОРА

каждый человек чувствует себя в детстве
принцем или принцессой каждый хочет
быть повелителем мира хочет переделать
его по-своему но удается это немногим
можно сказать единицам например таким
как Сальвадор Дали который преображал
мир не только на картинах но и в
действительности к пятидесяти годам он
заработал столько что построил дворец и
обзавелся многочисленной свитой он
ходил по улицам Парижа с французским
батоном на плече разъезжал на «роллс-
ройсе» груженом цветной капустой
разговаривая по телефону он
пользовался вместо обычной трубки
золоченым лангустом а еще он
предавался вуайеризму и другим
сексуальным забавам его окружали
аристократы хиппи гомосексуалисты
трансвеститы и рыбаки он был
полновластным королем в своем
королевстве если не считать того что
всеми финансами заведовала его жена но
сам бы он все равно не смог вести
бухгалтерию и оплачивать счета
Сальвадор показал пример как можно
переделать мир по своему желанию как
можно заставить его соответствовать
нашему эго точнее он показал что такое
возможно хотя бы в исключительных
случаях большинству художников
музыкантов артистов не говоря уже
о простых служащих этого не удается
сделать Бела Барток автор оперы «Замок
герцога Синяя Борода» эмигрировал
в Америку вместе с Дали но умер там
в нищете и таких примеров можно найти
намного больше чем примеров
противоположного рода но тем и ценен
пример Сальвадора Дали что он
расширяет наше понятие о возможном


ГОРЯЩИЙ ДАЛИ

странная цепь причин приводит
к возгоранию шнура
кровать живописца вспыхивает
дым заполняет комнату и художник
горящим ослом пылающим жирафом
скатывается с постели и ползет
к порогу

больше всего в огне пострадали
как выяснилось позднее
пах и ягодицы то есть те самые интимные
части тела которые больше других
интересовали художника на протяжении
всей его долгой жизни

сколько ослов жирафов и других горящих
существ сколько гениталий и ягодиц
мужских и женских им нарисовано
и вот теперь все эти обычные и необычные
образы вызванный им самим огонь
рисует на его коже

реальность и вымысел бывают похожи
до неразличимости

_________________________________
     1. «Оказалось, что ожоги более серьезны, чем показалось на первый взгляд, охватывая 18 процентов площади тела. Обоженными оказались ягодицы, пах и верхние части ног. Через четыре дня ему пришлось подвергнуться пересадке кожи – трудной процедуре для того, кто страдал от недоедания и весил меньше 45 килограммов». – М. Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали».
     2.

II. КАРТИНЫ ДАЛИ

НЕДВИЖИМОСТЬ В ИСПАНИИ

купи себе недвижимость в Испании
просторный деревенский дом
в поселке Вилабертран неподалеку от Фигераса
с гаражом для 6 авто огородом в 300 кв.м. хлевом и курятником
второй этаж 140 кв.м. терраса вокруг дома
четыре спальни ванная и туалет
типичный деревенский дом
с большой территорией и большими возможностями
в поселке Вилабертран поблизости от Фигераса
купи себе этот дом в Испании неподалеку от Фигераса
в поселке Вилабертран
дополнительные данные центральное отопление на дизтопливе
жилая площадь 312 кв.м. земельный участок 547 кв.м.
фонтан колодец
всего 458 000 евро
и это совсем немного если учесть что рядом есть озеро
которое нарисовал Сальвадор Дали
в шестнадцать лет
сиреневый край
сиреневое блаженство
цену которого знаешь только ты

______________________________________
     По картине Сальвадора Дали «Озеро в Вилабертране» (The Lake at Vilabertran)/
http://dalisr.narod.ru/images/pictures/Vilabertran.jpg


ИНВЕНЦИЯ

рояль каштанового цвета
в огромном зале
раскрашен или инкрустирован
квадратами
напоминает шахматную доску
стул табурет
четыре ножки винт
круглое сиденье
прозрачные бокалы
с соломинками для коктейлей
похожими на ложки
для абсента
уходит вдаль пустыня
сливаясь с солнцем
верблюд уснул
и лодки на песке
и брошенный кувшин
фигуры короля и королевы
облиты солнцем
детства миттельшпиль
блестящая стратегия полудня
фермата сна
забытая мазурка
игра ва-банк
инвенция любви

_____________________
     По картинам С. Дали «Солнечный столик» (Sun Table), 1936, и «Атмосферический череп, содомизирующий рояль», 1934.


ГАННИБАЛ В ОБРАЗЕ ЛИЗЫ

кисть Джоконды
на портрете Леонардо
похожа на кисть
в «Осеннем каннибализме»
Сальвадора Дали
тень от кисти образует
черную шевелюру
на профиле испанского
вельможи
нож служит воротником
а тень от ящичка
усами что возникают
на лице Джоконды
их пририсовывает
все тот же Сальвадор
так замыкается
порочный
круг кисть лезвие ножа
мужчины профиль
усы и женщина
и снова
кисть
круговорот веществ
бег образов
по кругу
в картинах гениев
Да Винчи
и Дали
а может их зовут
иначе
Вачовски
Энди и Ларри
(или Лана)
и перед нами
«Матрицы» мираж

_____________________________
     «Осенний каннибализм» и «Автопортрет в образе Джоконды» – картины С. Дали. Ганнибал («Каннибал») Лектер – персонаж романов Томаса Харриса и их экранизаций. Ларри Вачовски – один из режиссеров «Матрицы»; по мнению многих журналистов, сменил пол, взяв имя «Лана».


ПРИЗРАК И РЕШЕТКА

в решетке я узнаю призрак художника

я узнаю кирпичную стену
и золотой песок

я узнаю в обломках стен справа и слева
высокие кипарисы

облако преображается в коня желания

опустившийся на одно колено призрак
это решетка
и еще вина

его правое бедро
это эрегированный фаллос

костыль возник из вил
и грезит о кастрации

но тот же фаллос
или бедро
в своей горизонтальности
есть стол

вино любви в бутылке и бокале

итак
он сам себе
вино бутылка стол
костыль и нож

Вильгельм
или Вермеер

–––––––––––––––––––––––––––––––
     По картинам С. Дали «Загадка желания», «Загадка Вильгельма Телля», «Вильгельм Телль», «Атавизм сумерек», «Призрак Времеера Дельфтского» и др.


III ДАЛИ В ГОЛОВЕ

ДАЛИ В ГОЛОВЕ

похоже сегодня тебе не выкинуть
из головы Дали
не выкинуть из головы эти рояли
пустыни кипарисы
и этих лошадей
чьи круглые зады похожи на черепа
и черепа похожие
на гроздья винограда в руке Галы
не выкинуть из головы
все эти кисти плечи спины ягодицы
языки усы
бесформенные формы облаков и гор
фигуры химиков и бюрократов
не выкинуть
Дали сегодня в твоем мозгу живет
принц с костылем
великолепный нищий
бесстрашный проводник
из царства будней
в страну незаходящих снов
играют арфы скрипки
и бьет фонтан из клавишей рояля
вздымается огромный кипарис
сегодня день Дали
престранный день
день превращений и чудес
апофеозов черных месс
день черепа с часами вместо глаз
и музыки с ослиными
ушами


ПРИВЕТ САЛЬВАДОР

привет Сальвадор
поэт и художник
испанец и космополит
буффон и трагик
человек с антеннами
вместо усов
радиоприемник
всех помех
прошлого века
и века будущего
рояль и вилка
всадник и лошадь
зрачок и бритва
лицо и череп
живой натюрморт
яичница
без тарелки
ходячий
инкрустированный
костыль
галюциногенный
тореро
великий ловец
тунца
и человеков
привет
освободитель


НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА ДАЛИ

среднестатистический
тероморфный
столоначальник
кормящий невидимого
льва выдвижной
грудью-арфой
и попутно созерцающий
радиоактивный
распад деревянных часов
приобретенных
Сальвадором Дали
на парижской барахолке
и превращенных им
в апофеоз седоголовой
девственницы
приподнимающей
крышку рояля «Стейнвей»
струны которого
символизируют
переход Суворова через
Альпы


III АКТ ЛЮБВИ

АКТ ЛЮБВИ

склоняя голову над альбомом Дали
словно кружевница Вермеера
склоняющая голову
над рукоделием

медленно входишь в полночь


СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ КОСТЫЛЬ

костыль есть смерть и воскресение
посох Папы
прощение Тангейзера
пришелец смуглый из садов Армиды
стрела Амура и месть Киприды

_______________________________
     «... костыли символизируют смерть и воскресение». – М. Этерингтон-Смит. «Сальвадор Дали».


БОДАЛИРЕАНСКАЯ КОСМОЛОГИЯ

при своем зарождении
мир был чем-то вроде
горящего жирафа Дали
и эволюционировал
ad astra per aspera то есть
к звездам через тернии
а теперь он наполовину
выгорел и похож скорее
на une charogne Бодлера


IV. ОПТИЧЕСКОЕ ЭХО

ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ

Байба Скриде
лауреат многих конкурсов
и премии Echo Classic
в номинации «Молодой музыкант»
выступит с Национальным оркестром
в зале Большой гильдии
впервые после многих лет скрипачка
играет на родине
возможно она привезет с собой
скрипку Страдивари
которую ей вручили после победы
на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе
газета сообщает также
что Байбе в этом году исполнится
тридцать лет
и это кажется удивительным
ведь ее победа в Бельгии
вспоминается так ясно будто случилась
только вчера
но оказывается с тех пор прошло
приблизительно
три тысячи шестьсот пятьдесят вечеров
на десять лет повзрослела Байба
и скрипка Страдивари
и все любители музыки
и картина Дали «Мягкие часы»
или по другому «Постоянство памяти»


ВЕСЕЛАЯ ИГРА

вместо памятника вождю
указующему рукой в светлое будущее
хорошо бы в каждом городе
установить пьедестал
с двумя фигурами
изображенными
в «Мрачной игре» Дали
жители
занявшись разгадкой
сюрреалистических символов
повысили бы свой IQ
фотографии психологов
художников
и поэтов
заняли бы первые и вторые
полосы газет
резко возросло бы
количество туристов
а политики
оставшиеся в стороне
от интеллектуально-артистической
жизни города
перестали бы пользоваться
вниманием репортеров
и потеряли бы свой электорат


Рецензии