Будь без-умным и без-рассудным
Состояние не-ума позволяет увидеть истинную реальность, красоту существования, почувствовать радость жизни. Следует отметить, что здесь говорится не о сошедших с ума в прямом смысле, а о тех, «с кого сходит ум, как облако тумана с вершины сияющей» (Явков, М. Таумлер - воин бога/ Метоус Явков, – Санкт-Петербург: АО «СФЕРА», 1993. – 298с.).
Джалал Ад-Дин Руми приводит отличительные признаки «человека разума» и «человека сухих губ», жаждущего освобождения: «Знак человека разума – трезвая рассудочность и холодное осознание своего положения в мире. Человек сухих губ же в замешательстве, беспамятстве, безумстве».
В буддизме ум считается помехой, потому того, кто освободился от помех ума, кто пребывает в своём истинном существе, называют Татхагата – одним из имён Будды. Состояние полного освобождения от контроля ума и видение мира без его вмешательства называется «Мукти». «Если вы способны видеть что-либо без вмешательства ума – это мукти. Если вы способны слышать что-либо без вмешательства ума – это мукти. Вы можете наблюдать за мыслью, не вовлекаясь в саму мысль. Когда вы думаете, получается, вы думаете, что вы думаете. На самом деле можно увидеть, как мысли текут, как будто они отдельно от вас. Это реально так, как вы действительно можете «видеть» мысли. Любая мысль будет приходить к вам и покидать вас, и вы можете наблюдать её», – говорит основатель международной школы философских учений и духовных практик Шри Багаван (1949), по убеждению которого только в этом состоянии человек действительно живёт: «Когда ум контролирует вас, вы не живёте. Когда ум не вмешивается – вы живёте по-настоящему. Поэтому, когда люди спрашивают меня: какова цель жизни, я отвечаю: если бы вы по-настоящему жили, вы бы не задавали этот вопрос. Цель жизни – Жить». Человек, не освобождённый от ума, находящийся во власти чувств, не живёт в истинной реальности, его реальностью является то, что поступает через чувства и вся жизнь заключается в постоянной интерпретации поступающей информации: «Когда вы садитесь кушать – вы не вкушаете еду, вы начинаете беспокоиться о работе, семье и т.д. или думаете о самой еде. Пища не прожёвывается чувствами», – объясняет Шри Багаван.
В ходе обретения состояния не-ума, человек начинает видеть реальность такой, какая она есть, испытывая огромную радость просто от её восприятия и осознания совершенства всего мироздания, ощущая безусловную любовь, внутренний покой и умиротворённость. В этот момент человек ощущает вкус совершенства, прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, «прыжок» в бессознательное, к глубинным пластам своего существа», чувствует связь со всем существованием, целостность и неделимость, возвращаясь в своё естественное изначальное состояние. «Вы не чувствуете себя отдельной личностью, вы больше не живёте для самих себя, потому что вы стали всем. Вы живёте ради человечества. Это не концепт, не выдумка. Когда вы достигаете просветления, т.е. становитесь «мукти», таким реальным становится каждый день вашей жизни. И тысячи людей уже достигли этого состояния», – говорит Багаван. Видимо поэтому Руми восклицал:
«Будь безумным и безрассудным, каким был! Зачем ты стал рассудочным и трезвым?» (Диван,288080);
«Как только ты окажешься в состоянии замешательства, головокружения и уничтожённости, твоё духовное состояние скажет: «Веди нас по прямой дороге» (Маснави,4,3752);
«Продай свой разум и купи только замешательство!» (Диван,10448);
«Позволь мне смыть с сердца своего все знания, позволь стать безрассудным!» (Диван,19447), – молил он Всевышнего.
Шри Бхагаван объясняет, что состояние не-ума для человека должно быть нормой, но, так как он не находится в этом состоянии, его жизнь наполнена страданиями: «А мука оттого, что вы не переживаете реальность. Вы создали способы ухода от этой муки, вы постоянно убегаете от этих страданий. Вот почему люди подсаживаются на алкоголь, наркотики, секс и др. А иначе чем ещё наполнена ваша жизнь?»( Багаван. О мукти просветления (Bhagavan on mukti enlight)/ Шри Багаван, 2009 // Электронный ресурс: http://video.mail.ru/mail/tatiana-svetlaya/_myvideo/29.html).
Но как же достичь состояния не-ума?
Для этого Будда предлагает, чтобы медитация, смыслом которой является достижение состояния не-ума, в момент которого происходит «сонастроенность с существованием», стала самой жизнью, самим дыханием, пронизывая всё существо человека. «Вы гуляете, но вы гуляете медитативно, вы едите, но едите медитативно, вы спите, но спите медитативно» (Ошо, Открывая Будду. 53 медитации для пробуждения внутреннего Будды / Ошо. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 192с.).
Для этого он рекомендовал випассану – метод, заключающийся в наблюдении за дыханием. «Если вы сможете наблюдать за дыханием, тогда вам будет легче наблюдать за своими мыслями», – говорил Будда, обосновывая тем самым взаимосвязь дыхания и мышления: «Дыхание – это физическая часть мышления, а мышление – это психическая часть дыхания». Наблюдение за дыханием всегда делает его более глубоким, а по мере того, как оно становится спокойным и ровным, ум так же становится умиротворённым и тихим.
Для достижения состояния не-ума Будда рекомендует быть медитативным «безмолвным, спокойным, когда в уме нет ни одной мысли, а сознание лишено какого-либо содержания. «Медитация» – чистое сознание, зеркало, которое ничего не отражает… Будьте чистым зеркалом – это и есть медитация… Вы только свидетель. Вы просто зеркало, которое отражает без всяких суждений, без всяких оценок, без всяких осуждений – чистое зеркало – вот что такое Будда… Расслабьтесь, просто будьте наблюдающим, свидетельствующим зеркалом, отражающим всё, что вокруг. Будьте просто спокойным озером, отражающим мир, и всё блаженство – ваше. Настоящий момент становится не-умом, не-временем – только чистым, безграничным пространством. Это ваша свобода» (Ошо).
Седанкина Т.Е. Смысл жизни: теолого-синкретический взгляд: монография / Т.Е.Седанкина. – Казань: Изд-во «Отечество», 2011. – 256с.
Свидетельство о публикации №111061106881
очень хорошие размышления...
будь "мукти" !!!
рсв
Рада Свами 07.02.2012 14:31 Заявить о нарушении