Пути Богопознания

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". (Матф.5:8)

Чистота (из словарей) - опрятность, чистоплотность, отсутствие примесей ("вредных", "лишних"...), намерений, побуждений, нравственности...)

"В соответствии с Библией существуют два основных пути познания Бога - естественный и сверхъестественный". О познаваемости Бога http://www.tihon-luh.ru/doc/8-07.html

1. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы,..." (Рим.1.20) - естественный путь - познание "разумом, рациональным умом, наукой, органами чувств и абстрактным мышлением познается творение Бога - материальный мир, то есть природа, человек, история общества. Познавая творение Бога, материальный мир, мы тем самым косвенно познаем и самого Творца, Бога. Естественный путь познания, научное познание природы и общества дает нам знание о Боге". http://www.tihon-luh.ru/doc/8-07.html

Катафатическое (утвердительное, от греч. kataphatikos - утвердительный) богословие — метод Богопознания, исходящий из понимания Бога как Существа имманентного тварному миру...
Имманентность Бога (от лат. immanens, родительный падеж immanentis - пребывающий в чём-либо) — богословское понятие, отражающее присутствие и пребывание Бога в созданном Им мире, подчеркивающее Его Самораскрытие в откровении и доступность познанию.
В христианстве Бог предстает не только как непостижимое Существо, но и как Существо, раскрывающее Себя творению. «В Личности Богочеловека Христа трансцендентная Божественная Истина стала имманентной человеку, — учит св. Иустин Попович, — представляет непосредственную, вечно живую историческую реальность».
Вместе с тем, согласно учению Церкви, имманентным является только внешний, деятельный и энергийный аспект Божественной жизни, но не Божественная сущность. «Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности, — говорит св. Василий Великий,...
http://azbyka.ru/dictionary/09/immanentnost_boga-all.shtml

2. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". (Ин.17.3) "...чтобы познать самого Бога, того, кто вне времени и пространства, человек должен иметь орган познания, существующий вне времени и пространства. Как это осуществить? С духовной точки зрения, это достигается сверхъестественным путем познания. Он предполагает познание Бога не человеческими органами чувств, а БЛАГОДАТЬЮ Святого Духа, нетварной энергией самого Бога,...Подобное познается подобным". http://www.tihon-luh.ru/doc/8-07.html

На апофатическом* пути познания не человек, а сам Бог своим духом вводит очищенного от всех страстей (святого) человека в неведомое и неизреченное в слове (а не в опыте) единение с собой. При этом человек познает уже Бога не по его энергиям, как при катафатическом пути, но как бы по существу. Однако, во-первых, познает не умом, а вне ума, то есть Духом Святым. И, во-вторых, сущность Бога "познается" лишь как непостижимость и беспредельность. Как отмечал святой Дионисий Ареопагит, правильно воспринять положительные высказывания Писания о Боге мы можем только апофатически, то есть что Он есть не жизнь, не свет, ни премудрость в общепринятом, человеческом смысле. Об этом поведал нам и Сам Господь: "МОИ МЫСЛИ - НЕ ВАШИ МЫСЛИ, не ваши пути - пути Мои. Но как Небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших" (Исх. 55:8). http://www.tihon-luh.ru/doc/8-07.html

* Апофатическое (отрицательное, от греч. apophatikos - отрицательный) богословие — ...метод..., исходящий из понимания Бога как Существа трансцедентного тварному миру. ...один из двух путей... Как «путь отрицаний» несвойственных Богу тварных качеств, этот путь дополняется «путем утверждений» или катафатическим богословием. Последнее прилагает к Богу все мыслимые в тварном мире совершенства...
"...что есть истина? Этот вопрос должен быть отделен от другого, не связанного с ним. Пилат скептически задает этот вопрос Самой Истине. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6); «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Истины в этом смысле, истины, которая дает вечную жизнь и свободу, нельзя достичь человеческими средствами, она может быть дана только в Откровении свыше Тем, Кто имеет власть ее дать".
http://www.pravoslavie.ru/put/2508.htm


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.