Salvator mundi
Collection of the Marquis de Ganay, Paris
В девятнадцатом столетии жил в старых кварталах Парижа обедневший аристократ.
Последние годы жизни он зарабатывал на хлеб, преподавая ученикам математику, латынь и игру на клавесине.
Но был он уже в преклонном возрасте, и силы покидали его.
Однажды, в осенний пасмурный и дождливый день, к двери его дома пришел маленький котенок.
Взял его старик к себе, и, чтобы им прожить, решил продать то, с чем он никогда и не помышлял расстаться.
Тихо вздохнув, он сказал пред Богом котенку: милый, ты душа живая, и гораздо ценнее того, что у меня есть.
И снял он покрывало из тяжелого старинного бархата, и предстала вновь пред его взором
картина Леонардо «Salvator mundi» - «Спаситель мира».
Долго стоял он на блошином рынке. Никто даже не замечал его.
Но вот, подходят к нему люди шумные, семейство разбогатевших эмигрантов из Америки.
Глава семейства: человек тучный с утиной походкой.
Жена: глупая и вечно деликатно улыбающаяся женщина, безвкусно одетая в дорогую одежду.
Отпрыски: наглые волчата, поедающие бесчисленное количество семян подсолнечника
и плюющие шелухой из тростниковых трубочек по прохожим, когда их родители,
как два воркующих голубка, увлеченные собой, не смотрят на них.
- О! Дорогой! - воскликнула женщина, - смотри, какая картина!
И, подбежав к старику, дерзко выхватила из его рук шедевр Леонардо.
- Подойди ко мне, мой сладкий ангелочек, - сказала тучная Джульетта, - подставь свою голову.
- Зачем? - спросил её муж.
- Ах, ты совсем забыл! В нашем, купленном недавно в Париже большом старинном доме,
в кладовой комнате есть дырка, размером с твою голову.
Вот я и хочу приложить эту странную и мрачную картину к твоей голове,
чтобы посмотреть, подойдет ли она.
- О! Дорогая. Какая же ты хозяйственная.
Пока они сравнивали картину с головой, их дети подбежали к клавесину,
и стали нещадно бить кулаками по пожелтевшим от времени клавишам.
- Мама, папа! - кричали они.
- Этот гробик издает такие же звуки, как музыкальная шкатулка у детей нашего пастора!
- Ну что вы, ангелы! - ответила их мать, убирая картину от головы мужа,
- наш пастор - человек с тонким вкусом, и музыкальную шкатулку он покупал в Нью-Йорке
за очень большие деньги.
Она инкрустирована золотом и яркой эмалью, ангелочки на ней такие же пухленькие
и красивые, как вы, мои козлики - бесценные и ненаглядные.
- Эй, старик! - повысив голос, сказал глава семейства, - мы купим весь твой хлам
за цену этой картины. Кстати, что здесь изображено?
- Спаситель мира... от Леонардо, - тихо промолвил пожилой человек.
- Что?! - воскликнул заморский буржуа, - эта мрачная мазня - наш Господь?
Ты, наверно, спятил! Вы, католики, гонители истинной веры во всем!
Вот в доме нашего пастора Христос румяный, светоносный, полный жизни!
А что тут? Тусклые глаза на темном фоне!
Ужас! Только воров отпугивать твоей картиной, если ночью поставить на окно.
И все очень мило и дружно засмеялись.
- Да, мой возлюбленный, - поддержала своего мужа румяная женщина,
- в церкви нашей и у пастора Джона Иисус такой же красивый, как наши ухоженные поросята.
Сдавив пальцами щеки одного из своих потомков, она стала теребить их так,
что потекла слюна из его рта.
Все были безмерно счастливы и беззаботны, и только старик тихо стоял,
смотря на грязную мостовую, и гладил рукой своей уснувшего на груди котенка...
Agnellius. Prelude pour clavecin - Les lys sur l'onde
http://www.youtube.com/watch?v=n9ow-PCUrok
Свидетельство о публикации №111060903375